Конечно, никто не сомневался в очередной победе Владимира Владимировича с учетом того, что в России уже давно нет фигур, сопоставимых с национальным лидером по политическому весу и народной поддержке. Его оппоненты боролись только между собой, пытаясь улучшить позиции делегировавших их партий. Второе место занял представитель КПРФ Николай Харитонов, но и его результат оказался равен только 4,31 %. Единственной мини-сенсацией выборов-2024 стала «бронза» кандидата от «Новых людей» Владислава Даванкова, опередившего лидера ЛДПР Леонида Слуцкого. Однако эти нюансы были интересы только околополитической публике.
Принципиально важным стал внешнеполитический контекст избирательной кампании, разительно изменившийся по сравнению с предыдущими выборами в 2018 году. Дело не только в спецоперации, но и в том, что на наших глазах начал рушиться так называемый Pax Americana — глобальный миропорядок, основанный на тотальном доминировании во всех значимых сферах Запада во главе с США. Этот распад стал наиболее зримым в октябре, когда в Казани на саммит БРИКС собрались лидеры более 30 стран «незападного» мира, явно не собирающихся дальше жить «по правилам», придуманным в Вашингтоне и Брюсселе.
В стратегическом плане в мировой политике сейчас наблюдается перелом, безусловно, в пользу России. Но такой тектонический сдвиг не может происходить без постоянных форс-мажорных обстоятельств, которые все отчетливее ощущаются не только в бизнес-сфере, но и в жизни простых граждан. Сегодня крайне сложно объективно прогнозировать свои жизненные стратегии даже на ближайшие несколько лет. И хотя власти по старой привычке продолжают выдавать «на-гора» планы развития страны и отдельных отраслей на десятилетия вперед, всем ясно, что многое придется корректировать.
Акцент на федерацию
Это замечание в полной мере применимо и к Красноярскому краю, который в 2024 году избежал серьезных катаклизмов в политике и в экономике. Избирательная кампания в регионе ожидаемо прошла в максимально приглушенном режиме. «Единая Россия» в очередной раз преподала оппонентам мастер-класс по мобилизации своего электората в час «Х». Особенно ярко это проявилось на муниципальных кампаниях, где преимущество ЕР при ожидаемо невысокой явке оказалось подавляющим.
В работе губернатора Красноярского края Михаила Котюкова в уходящем году главная ставка по-прежнему делалась на конструктивный диалог с федеральной властью — поддержка федерации гарантирует подведомственному региону устойчивое развитие. Глава края смог успешно конвертировать 13 лет деятельности в Правительстве РФ в системную работу с ключевыми фигурами действующего кабинета министра, что позволило продвигать нужные региону проекты.
В июле Владимир Путин назначил Михаила Котюкова председателем комиссии Госсовета «Технологическое лидерство». Единственный из губернаторского корпуса Котюков попал в состав президентского совета по науке и образованию. Летом красноярского губернатора также избрали председателем ассоциации экономического взаимодействия «Сибирское соглашение». Осенью Котюков выступил с докладом на парламентских слушаниях в Совете Федерации, который был посвящен региональным аспектам бюджетного процесса и активно участвовал в других мероприятиях федерального уровня. При этом пока с отставанием реализуются проекты, связанные с выполнением поручений Владимира Путина по решению проблем Красноярского края, опубликованных в октябре 2023 года. Хотя осенью губернатор подписал соглашение с главой ПАО «Газпром» Алексеем Миллером, в котором речь идет о план-графике газификации региона, а также о расширении использования в регионе природного газа в качестве моторного топлива и развитии рынка газомоторного топлива, но очевидно, что вряд ли в 2028 году столицу региона удастся газифицировать. Именно поэтому «Газпром» сейчас больше рассчитывает на варианты автономной газификации края с использованием СПГ. Явно буксует пока и проект строительства метротрама.
Внутренние проблемы
Не все получалось у Михаила Котюкова во внутренней политике. Странная история случилась с Красноярским экономическим форумом. Сначала он несколько раз переносился, а в сентябре без внятного объяснения причин вообще был отменен. Затянулся сюжет с формированием краевого правительства. Только 28 октября с назначением Наталии Говорушкиной на пост министра здравоохранения этот процесс был официально завершен.
Главные проблемы Котюкова были связаны с провалами муниципальных властей. Во время прямых линий люди постоянно жаловались губернатору на неэффективную работу представителей городских и сельских администраций. Острейший дефицит толковых управленцев заставил Серый дом объявить осенью конкурс по рекрутингу победителей в «Губернаторский управленческий резерв», который должен хотя бы отчасти устранить бреши в кадровых бастионах.
Хватало конфликтов в 2024 году и в краевых муниципалитетах. В частности, напряженная ситуация сложилась вокруг мэра Красноярска Владислава Логинова и его команды. С весны муниципалитет подвергался постоянным информационным атакам. Неудовлетворительный дорожный ремонт, коммунальные проблемы в разных районах края, скандалы, в которые постоянно попадали городские чиновники, серьезно били по рейтингу красноярского градоначальника. Практически в ручном режиме глава региона был вынужден в октябре контролировать устранение последствий коммунальных ЧП в Солнечном и т. п. В конце октября был вынужден уйти в отставку первый заместитель мэра Вадим Войцеховский. Чиновник ушел с поста с «волчьим билетом» по представлению надзорного органа, нашедшего в его деятельности конфликт интересов. Из мэрии его уволили с формулировкой «из-за утраты доверия». Хотя слухи об отставке Вадима Войцеховского в коридорах власти циркулировали давно, как правило, в таких случаях увольняют без лишнего шума, чего в этой ситуации не случилось.
В течение долгого периода краевая власть дистанцировалась от назревающего конфликта — мэра Красноярска не критиковали, но и не поддерживали. Однако после обнародования в конце августа обращения депутата горсовета Красноярска Вячеслава Дюкова, в котором он фактически потребовал отправить градоначальника в отставку, ситуация потребовала вмешательства. Первый заместитель губернатора Сергей Пономаренко сообщил, что глава региона «не нашел оснований для инициирования процедуры отставки главы города Красноярска». Это, по сути, означает, что в правительстве края берут на себя политическую ответственность за действия городской власти с полной готовностью к решению возможных форс-мажорных ситуаций в управлении городом.
Силовой фактор
Продолжают серьезно влиять на региональную общественно-политическую повестку и силовые структуры. Одним из самых громких криминальных событий 2024 года могло стать вынесение приговора Юрию Лапшину. Экс-премьера краевого правительства обвиняют в превышении должностных полномочий при строительстве красноярского метро. Процесс шел много месяцев и должен был завершиться еще летом оглашением вердикта. Однако из-за наличия у подсудимого серьезного заболевания суд принял решение о назначении судебно-медицинской экспертизы, которая длится уже почти полгода.
2 октября самого известного красноярского либерал-демократа Александра Глискова приговорили к 10 годам колонии строгого режима и штрафу в 10 млн рублей. Его признали виновным в получении крупной взятки от руководства местного автодорожного предприятия. Краевой парламентарий не признал обвинения и продолжает бороться за свое честное имя и свободу. Даже его противники признают, что Глисков, попав в следственный изолятор, ведет себя на редкость мужественно. На информационном фронте он, несмотря на обстоятельства, своих оппонентов переиграл. Хотя вряд ли это может улучшить настроение его сторонников.
Силовики сыграли свою роль и в переменах в руководстве регионального отделения КПРФ. Летом первый секретарь крайкома, вице-спикер ЗС Андрей Новак был обвинен своей сожительницей якобы в домашнем насилии. Было возбуждено уголовное дело. Во многом из-за этого скандала Новака на посту первого секретаря крайкома КПРФ сменила 39-летняя уроженка Богучанского района Елена Родикова. Однако не факт, что смена руководителей первого звена поможет коммунистам выйти из кризиса.