АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 06 (144) 2018 (06.07.2018)

Покорение Енисея: по волнам успеха

Текст: Елена Баркова
В конце апреля 2018 года в Красноярске состоялось открытие очередной навигации. Церемония была торжественной, что не удивительно: впервые на воды Енисея пароход был спущен ровно 155 лет назад. Корабль-первопроходец получил говорящее название — «Енисей».
На набережной великой реки, возле выстроившихся по традиции у причальной стенки в парадный строй пассажирских и торговых судов, готовых отправиться в путь, собрались представители власти, руководители предприятий водного транспорта и отраслевых общественных организаций, ветераны флота. От имени губернатора и регионального правительства краевой министр транспорта Константин Димитров поздравил всех присутствовавших с началом навигации в Енисейском бассейне:

— Нам стоит гордиться тем, что в самый непростой постперестроечный период мы смогли сохранить наш речной флот. Отмечу, сравнительно с отдельными регионами страны судовое хозяйство Красноярского края выглядит весьма достойно. Сразу вспоминаются слова главы Красноярья Александра Усса: «Все мы — дети одной реки». Этим я бы хотел подчеркнуть масштабность самой даты открытия очередной навигации, значимости судоходства на Енисее, — отметил глава краевого минтранса.

Свои добрые слова сказал и руководитель ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» Владимир Байкалов. От имени Федерального агентства морского и речного флота он поздравил речников Енисея с официальным открытием навигации 2018 года. Владимир Викторович отметил, что нынешняя навигация — юбилейная, 155-я, и напомнил, что текущий год является юбилейным и для самой организации: в этом году исполняется 80 лет со дня образования Енисейского бассейнового управления пути, от которого и ведет свою историю «Енисейречтранс». Руководитель ФБУ выразил надежду, что навигация на магистральной реке будет полноводной и пожелал коллегам безаварийной работы.

Конечно, таковым передвижение по водам суровой реки было далеко не всегда. В XVII–XVIII столетиях (а именно юбилейную дату 390-летия с момента основания отметил в этом году Красноярск) судоходство здесь являлось делом трудоемким и рискованным. Известно, что воевода Андрей Дубенский летом 1628 года отправился из Енисейска на 13 дощаниках и трех больших стругах, построенных в Енисейске. По данным исторических документов, от Енисейска до Большого (Казачинского) порога караван шел три недели, здесь груз пришлось снять и перенести его выше порога. Затем до Красного Яра шли еще три недели…

Спустя век речной грузооборот заметно увеличился, однако технологии оставались немногим лучше. Историк Герард Фридрих Миллер, дважды побывавший в Красноярске — в 1735 и 1739 годах, писал в своем труде «Описания Сибирского царства»: «...корабельного ходу ниоткуда не бывает... и пристанищ нет, ходят же дощаники небольшие. На плотах плавят от тысячи до 500 пудов и менее. От Красноярска по Енисею ходят вверх и вниз до Енисейска и от Туруханска с хлебными запасами на дощаниках и лодках, також и на плотах».

По сибирской водной артерии возили продовольствие, рыбу, пушнину. Особый толчок развитию судоходства дала золотая лихорадка в Енисейске в 50-х годах XIX века, когда заметно возросли поставки хлеба. В 1861 году енисейские купцы Алексей Баландин, Кытмановы, Калашниковы и Грязновы основали частную пароходную компанию, в 1862-м приступили к постройке парохода. В свой первый рейс судно отправилось 31 мая 1863 года. Потому именно эта дата и считается днем рождения парового судоходства на Енисее. «Енисей» проделал путь в 2000 верст с 15 остановками у зимовий, станков и стойбищ, и 22 июня прибыл в конечный пункт — базу рыбного промысла на Бреховских островах. А 16 июля караван пришел в Енисейск, где его встречали восторженно — пушечной пальбой. Позднее построили второй пароход с символическим названием «Опыт». В 1870-х годах пароходная флотилия на Енисее пополнилась еще двумя судами — «Николай» и «Александр».

В Красноярске паровое судно с более мощными двигателями появилось в мае 1882 года. Колесный пароход «Москва» с гребными колесами, построенный в Германии, шел своим ходом по Северному морскому пути до Енисейска. Его и еще один корабль — «Дальман» — приобрел известный в Красноярске купец Николай Гадалов. Эти суда и открыли регулярное пассажирское и грузовое сообщение от Енисейска до Минусинска. На рубеже XIX–XX веков, по свидетельству одного из печатных источников того времени, «по Енисею рейсировало 15 пароходов. Большинство их малосильные, отапливаются дровами и для пассажирского движения плохо приспособлены». В 1914 году судов было уже 60.

Сразу после Октябрьской революции молодому советскому государству было не до енисейского флота, однако уже в начале 30-х годов он начал развиваться очень бурно. Приобретаются новые корабли, в 1931 году создается Енисейское речное пароходство, в 1934-м — Красноярский речной порт, строятся судоремонтный завод и судоверфь. В 1938 году появляется первый пассажирский теплоход «Иосиф Сталин», который курсировал от Красноярска до Дудинки.

Вторым периодом расцвета для енисейского судоходства, уже в послевоенное время, специалисты называют 70-е годы XX столетия. В 1975 году на базе двух пристаней — Енисейск и Маклаково — был создан Лесосибирский речной порт, который был необходим для поставок грузов на Норильский горно-металлургический комбинат. В 1978 году в Австрии построен комфортабельный четырехпалубный теплоход «Антон Чехов». Тогда по Енисею стали проводить туристические круизы. Пассажирские и туристические рейсы выполняли также дизельэлектроходы «Антон Рубинштейн», «Байкал», «Бородин», «Прокофьев», «Композитор Калинников», «М.Ю. Лермонтов», «Литва», «Латвия», «Ипполитов-Иванов». Суда были построены в Чехословакии.

На небольших участках реки начали ходить пассажирские суда «Заря». Вводятся в эксплуатацию принципиально новые скоростные суда на подводных крыльях таких типов, как «Метеор», «Восход», «Ракета», развивавшие скорость до 60 км/ч.

В 90-х годах в связи с системным кризисом экономики страны объемы пассажиро- и грузоперевозок резко упали. Тенденции к исправлению ситуации возникли только в новом столетии, когда началось освоение группы нефтегазовых месторождений на северо-востоке Западной Сибири — Ванкорского, Лодочного, Сузунского и Тагульского. Водный транспорт стал основным способом доставки грузов и оборудования. По Енисею караваны судов доходят до реки Большая Хета, далее может идти только флот с низкой осадкой и только в течение пары недель июня, когда полноводность русла реки обеспечивает необходимые условия для судоходства. Тем не менее ежегодно доставляются масштабные партии грузов. И даже в самые непростые экономические времена не может прекратиться доставка грузов для северян.

Сегодня, в середине короткого сибирского лета, у речников очередная горячая пора. В разгаре северный завоз: речники доставят продовольствие, технику, стройматериалы, топливо населению, а также для нужд промышленных предприятий — на Ванкор, для «Норникеля» и других. Крупнейший грузоперевозчик края — АО «Енисейское речное пароходство» в рамках навигации планирует перевезти около 3,5 млн тонн грузов. В перевозке грузов будут задействованы до 430 единиц судов пароходства различного назначения.

— Завоз по малым рекам — притокам Енисея и Подкаменной Тунгуске — краткосрочная, ограниченная по времени, но чрезвычайно важная задача. За полторы-две недели необходимо доставить весь объем горюче-смазочных материалов, чтобы потом весь последующий год в северных районах без проблем работали муниципальные предприятия, бесперебойно действовала система жилищно-коммунального хозяйства, население не страдало от отсутствия тепла, топлива для личных нужд (лодочных моторов, машин и механизмов). Поэтому эту навигацию можно считать настоящей дорогой жизни, — говорит Юрий Феклин, заместитель главы Северо-Енисейского района.

В рамках краевой программы в этом году работают три пассажирские линии: Красноярск — Дудинка, Енисейск — Бор, Торговый центр — Усть-Мана. Традиционно до первой декады октября скоростной теплоход будет доставлять дачников на садовые участки. Также в районах совершают рейсы внутримуниципальные речные маршруты (Язаевка — Луговское, Высокогорский — Лесосибирск).

В навигацию 2018 года основной пассажирский перевозчик региона — АО «ПассажирРечТранс» — в рамках краевой программы пассажирских перевозок внутренним водным транспортом должен доставить около 60 тыс. пассажиров, на паромных переправах планируется перевезти около 350 тыс. человек. В перевозках будут задействованы в том числе трехпалубные теплоходы («Александр Матросов» и «Валерий Чкалов»), скоростные суда, суда на воздушной подушке. Для обслуживания пассажиров будет применяться и стоечный флот. Речники Енисея сделают для экономики края и его жителей — «детей одной реки» — все необходимое.

просмотры: 1399
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске