В перечень поручений вошли предложения, которые озвучил руководитель Красноярского края Михаил Котюков 31 августа во время совещания, посвященного развитию региона. Глава государства поддержал все эти инициативы, а их реализация может серьезно изменить транспортную карту России.
Самым масштабным в этом списке стало создание центрально-евразийского транспортного коридора в Монголию и Западный Китай. Примечательно, что в октябре глава государства посетил форум «Один пояс, один путь», где также обсуждался этот вопрос.
Новый шелковый путь
Тема транзитных коридоров за полтора года стала очень популярной. Идет масштабная подготовка к созданию мощной транспортной сети, которая станет для России инфраструктурной и логистической опорой разворота на восток. Транссибирская магистраль и дальневосточные порты уже с трудом переваливают возросшие объемы грузов. А ведь на Восточном полигоне ОАО «РЖД» не менее интенсивны и пассажирские перевозки.
Генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров во время Восточного экономического форума (ВЭФ) в сентябре этого года отмечал, что объем железнодорожных перевозок с Китаем увеличился на 26 % в сравнении с прошлым годом.
В этой ситуации дополнительные маршруты в Монголию и Северный Китай актуальны как никогда. При этом могут рассматриваться давно известные проекты транспортных коридоров, отчасти уже проработанные. Один из маршрутов может примкнуть к скоростной магистрали S21 Алтай — Урумчи, расположенной в северной части Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) на северо-западе Китая. Шоссе пересекает пустыню Дзосотын-Элисун (Гурбантунгут) и Джунгарскую впадину.
Еще один путь — реконструкция и модернизация участка Улан-Удэ — Наушки с выходом на Трансмонгольскую магистраль и далее на Эрлянь (по-монгольски он называется Эрэн-Хото, что переводится как «Разноцветный город»). Правительство Китая сегодня рассматривает Эрлянь как еще одни «ворота в Россию». Это крупный транспортный узел, где находится одноименная станция китайской железной дороги. Здесь заканчивается ведущая из Монголии железнодорожная колея российского стандарта 1520 мм, и начинается китайская колея 1435 мм.
Помимо железной дороги, использование транзитного транспортного автомаршрута Улан-Удэ — Кяхта — Алтанбулаг — Дархан — Улан-Батор — Сайншанд — Замын-Уд — Эрлянь — Тяньцзинь тоже будет способствовать значительному повышению товарооборота России, Монголии и Китая.
Блок вопросов, связанных с созданием центрально-евразийского транспортного коридора в Монголию и Западный Китай станет ключевой темой предстоящего КЭФ-2024.
— Мы обсуждали на встрече с президентом, что эту инициативу можно серьезно проработать в рамках Красноярского экономического форума — 2024, — отметил губернатор Красноярского края Михаил Котюков. — Нам предстоит сформировать экспертную площадку, где с коллегами из федеральных ведомств и организаций, соседних регионов проведем все необходимые расчеты и представим обоснования.
Метротрам и обходы
Помимо глобальных логистических планов поручения президента включают и локальные, но сверхважные для Красноярского края транспортные проекты. Кабмину поручено обеспечить своевременное финансирование и реализацию до 2026 года проекта по строительству линии скоростного подземно-наземного легкого рельсового транспорта в Красноярске. Доложить об исполнении поручения необходимо до 15 апреля 2024 года.
Кроме того, правительству РФ совместно с ОАО «РЖД» необходимо в короткий срок рассмотреть вопрос о включении в инвестиционную программу указанного акционерного общества мероприятий по строительству второго железнодорожного пути на мосту «777», расположенном на участке Красноярск-Восточный — Красноярск-Северный.
Премьеру Михаилу Мишустину вместе с руководителем «Российских железных дорог» Олегом Белозеровым поручено включить этот проект в инвестиционную программу ОАО «РЖД» и доложить о решении задачи до 15 декабря этого года.
Правительствам России и края президент также велел заняться развитием красноярского аэропорта. Чиновникам поручили озаботиться своевременным ремонтом взлетно-посадочной полосы, а кроме того, установить конкретные сроки и найти деньги для реконструкции перрона аэропорта. Первый отчет о решении вопросов Владимир Путин будет ожидать от премьера до 1 июня 2024 года, затем — в ежегодном формате.
— У нас задача в сжатые сроки вместе с правительством России сформировать предложения, которые найдут отражение в федеральном бюджете и инвестиционных программах госкомпаний. Речь идет о строительстве дорог в обход Ачинска и Нижнего Ингаша, развитии комплекса международного аэропорта Красноярск, строительстве линии метро, расширении железной дороги на участке Красноярск-Восточный — Красноярск-Северный и других проектах, — сообщил глава региона.
При этом необходимо определить сроки, объемы и источники финансирования, оценив возможность завершения столь необходимых дорожных объектов до 2030 года.
Ачинск — третий по величине город Красноярского края, где сегодня нет обхода, и транзитный транспорт идет прямо через уличную дорожную сеть. Такая нагрузка, конечно, приводит к быстрому износу дорожной одежды.
В поселке Нижний Ингаш фактически пересекаются транссибирская магистраль и федеральная автомобильная дорога, и грузовой трафик там тоже высокий. Для жителей этих двух населенных пунктов строительство глубоких обходов станет фактором, существенно меняющим к лучшему дорожную обстановку.
Кооперация и газификация
«Газпрому» совместно с правительствами РФ и Красноярского края предстоит решить задачу по газификации столицы региона к грядущему 400-летию Красноярска.
Отвечать перед президентом за это будут глава «Газпрома» Алексей Миллер, премьер-министр РФ Михаил Мишустин и губернатор Михаил Котюков. Отчитаться им перед президентом о выполненной подготовительной работе предстоит до 1 марта 2024 года, а после этого докладывать ежегодно. Одновременно работа закипит и в регионе.
— Поручаю на уровне контроля председателя правительства края совместно с «Газпромом» и федеральными ведомствами разработать дорожную карту реализации этой инициативы. Главе Красноярска, руководителям муниципальных образований, где пройдет магистраль, требуется откорректировать генеральные планы развития своих территорий с учетом новых возможностей, — подчеркнул Михаил Котюков.
Новой задачей, поставленной на федеральном уровне, стало утверждение краевой программы развития туризма.
По мнению губернатора, она должна приобрести новые масштабы: с рабочими местами, выстраиванием кооперационных и логистических цепочек, развитием инфраструктуры гостеприимства, народных промыслов.
Грядущие изменения затронут также агропроизводителей, сельхозперерабатывающие предприятия Красноярского края, сельскохозяйственную кооперацию, которые предлагают на внутреннем рынке региона и за его пределами экологичную продукцию с сибирским колоритом. Программу по развитию туризма необходимо разработать в кратчайшие сроки и обсудить ее до конца года.
Какую динамику наберут эти решения в процессе исполнения и как они изменят качество жизни в крае, пока можно только прогнозировать. Но в оптимистичном сценарии заинтересованы все.