В 1977 году в Красноярске было организовано городское профессиональное техническое училище на базе районного энергетического управления «Красноярскэнерго». Профтехучилище готовило рабочие кадры по профессиям «электрогазо-сварщик», «слесарь по ремонту теплотехнического оборудования», «слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики», «электромонтер линий электропередач». С течением времени энергетика и сварка оставались профильными направлениями подготовки специалистов, однако структура учреждения претерпела ряд изменений. В 1996 году профессиональное училище было преобразовано в профессиональный лицей № 54 в связи с переходом на новый уровень содержания проф-образования для обеспечения подготовки рабочих с повышенным уровнем квалификации. Следующим этапом стала реорганизация профлицея в техникум в 2014 году путем присоединения к нему краевого образовательного учреждения начального профобразования «Профессиональное училище № 1».
— На протяжении последних 30 лет, с января 1986-го по 2015 год, руководство учебным учреждением осуществлял заслуженный учитель РФ, отличник профтехобразования РФ Геннадий Гарманов. Именно при его активном участии на базе техникума в 2008 году был создан учебно-производственный центр профессионального обучения и повышения квалификации сварщиков, — рассказывает действующий директор Красноярского техникума сварочных технологий и энергетики Андрей Данилов. — Это удалось сделать благодаря участию в краевом инвестиционном проекте «Кадры» и приоритетном национальном проекте «Образование». За эти годы центр сварки, как мы его сокращенно называем, стал своего рода брендом и позволил нам продолжить развитие в профильном направлении. Сегодня в стенах колледжа обучаются около 965 студентов, в том числе порядка 520 — по специальностям, связанным со сварочными технологиями.
— По каким еще профессиям ведется обучение в техникуме, планируете ли вы развивать их так же активно, как энергетическое и сварочное направления?
— Безусловно, мы готовим кадры и по другим профессиям. В частности, одна из перспективных специальностей — «аналитический контроль качества химических соединений». Химики сегодня в крае очень востребованы, поскольку это напрямую связано с инновациями, развитию которых в нашем регионе, как и во всей стране, уделяется большое внимание. В этом году мы приобрели новое оборудование и планируем оснастить две дополнительные лаборатории.
Еще одна перспективная профессия, обучение которой ведется сегодня в техникуме, — «повар, кондитер» — была включена в программу после объединения с профессиональным лицеем № 1, где подготовку этих специалистов осуществляют достаточно давно. За годы работы в профлицее сформировался мощный педагогический коллектив, и благодаря этому сегодня мы успешно конкурируем в данном направлении с профильными красноярскими ссузами, в том числе и в рамках WorldSkills Russia, где наши студенты показывают хорошие результаты. Отмечу, что все перечисленные специальности входят в топ-50 перспективных профессий, развитие которых на региональном уровне как приоритетных для экономики региона и страны утверждено Правительством РФ.
В 2013 году, когда Красноярский край включился в международное движение WorldSkills, мы были единственным учреждением профессионального образования, которое располагало всем необходимым для проведения на его базе подобных соревнований профмастерства. Это и материально-техническая база — учебно-производственные мастерские с оборудованием и расходными материалами, и опытные преподаватели — эксперты, и студенты, обладающие необходимыми навыками. Именно поэтому в 2014 году при подготовке к первому региональному этапу чемпионата профессионального мастерства WorldSkills Russia в Красноярском крае в качестве специализированного центра компетенции по сварке был выбран наш техникум.
— Как участие в движении WorldSkills Russia сказалось на образовательном процессе?
— Когда мы стали изучать технические задания конкурсных модулей по профессиональным компетенциям в области сварочных технологий, то увидели, что предъявляемые к конкурсантам требования значительно выше, чем те, на которые ориентируемся мы в образовательном процессе. Это совершенно другой уровень: молодой специалист согласно этим требованиям должен за время обучения освоить три-четыре квалификации по сварке. Во-первых, это очень дорого, ведь всех студентов необходимо обеспечить соответствующим оборудованием и расходными материалами. А во-вторых, далеко не все наши ребята потянут такую программу в силу ее сложности и насыщенности практическими заданиями. Реально к такой нагрузке готовы около 70% студентов.
При этом необходимо отметить, что и сама эта программа претерпела в последние годы ряд изменений. В частности, мы одни из первых перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт четвертого поколения, в котором есть элементы, заимствованные из системы WorldSkills. В частности, защита выпускной квалификационной работы должна проводиться в форме демонстрационного экзамена на основе требований WS. Учреждения профессионального образования всегда были практикоориентированы, но теперь мы должны активнее включаться в мировые стандарты. Ведь у движения WorldSkills собственных стандартов, по сути, нет, есть технические задания. А в качестве основного ориентира используются международные стандарты ISO, и именно на них мы сегодня равняемся. В рамках этой деятельности ведется работа по подготовке к открытию центра сертификации по стандартам ISO.
— По каким компетенциям участвовали студенты техникума в чемпионате в этом году, как велась подготовка?
— В компетенции «Сварочные технологии» наш студент Вячеслав Федоренко занял первое место. По направлению «Электромонтажные работы» Нурсултан Талантбеков стал вторым. Также ребята пробовали свои силы по направлениям «Лабораторный химический анализ» и «Поварское дело». Стоит отметить и Григория Гусарова: он защищал честь техникума на конкурсе «Лучший сварщик», который состоялся в рамках XII специализированной выставки «Металлообработка и сварка», и занял первое место.
Кроме того, в этом году мы впервые были аттестованы как специализированный центр компетенций JuniorSkills «Электромонтажные работы». Для выполнения практических заданий были подготовлены специальные стенды, а в качестве экспертов выступили наши мастера производственного обучения. JuniorSkills — это программа ранней профориентации и состязаний школьников, а для нас это замечательная возможность продемонстрировать учащимся возможности нашего техникума и заинтересовать их теми профессиями, которым мы обучаем.
И школьникам, и абитуриентам мы даем понять, что это актуальные, востребованные на краевом рынке специальности, которые будут развиваться и дальше. В частности, у нас есть планы по созданию такого направления в техникуме, как подводная сварка. Первые шаги уже сделаны: в лабораторных условиях мы изготовили аквариум и попробовали выполнить сварочные работы в воде. Эксперимент удался и привлек большое внимание студентов. В перспективе планируем строительство застекленного бассейна, в который будет спускаться водолаз-сварщик, а зрители смогут через стекло наблюдать за его действиями. Это уникальное направление для Сибири, а кроме того, востребованное сегодня в нашем регионе. Только этим летом мы получили два запроса на выполнение таких работ: причалы и пристани, расположенные на Енисее, ветшают, и не исключено, что через два-три года понадобится целая бригада водолазов-сварщиков для выполнения ремонтных работ. Таким образом, мы работаем на опережение, ведь только так можно удержать лидирующие позиции в отрасли.