АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / (01.01.1970)

Первая победа восьмого губернатора

Текст: Александр Чернявский
Трансфер власти, начавшийся на берегах Енисея 20 апреля с президентского указа о назначении врио губернатора Красноярского края, завершен. Заручившись поддержкой 70,22 % голосов избирателей, Михаил Котюков стал восьмым в новейшей истории Красноярья главой региона.

Вряд ли кто-то сомневался, что Михаил Котюков победит уже в первом туре. Правда, в мае близкий к президентской администрации Фонд развития гражданского общества (ФоРГо) не исключал теоретической возможности второго тура в Красноярском крае, если в кампании будет участвовать популярный среди протестников Александр Глисков. В конце августа в обзоре предвыборных кампаний того же прокремлевского фонда в РФ также говорилось о якобы возникших у фаворита красноярских выборов проблемах. Однако на этот раз титулованные эксперты промахнулись.

Хотя в избирательном бюллетене присутствовали лидеры всех значимых политических сил региона, тем не менее отрыв Котюкова от финишировавшего вторым Глискова составил фантастические 60 %. Даже критически настроенные к власти политологи были вынуждены признать заслуженный успех нового губернатора. Как проходила избирательная кампания в Красноярском крае, каковы слагаемые победы Михаила Котюкова? Ответы на этот и другие вопросы излагаем далее.

ШАНС ДАЛИ ВСЕМ

Перед стартом кампании политически озабоченные субъекты задавались резонным вопросом: станет ли власть зачищать поляну перед выборами, оставляя на ней только технических кандидатов? Напомню, что в 2018 году примерно так и случилось на губернаторских выборах, когда против фаворита Александра Усса вышли только малоизвестные широкой публике эсэр Александр Лымпио и либерал-демократ Егор Бондаренко. Пожалуй, выборы-2018 стали самыми скучными в драматичной истории губернаторских выборов в Красноярском крае.

Нужно отдать должное Михаилу Котюкову и его советникам, которые, взвесив все за и против, решились пойти на самый сложный для себя сценарий с участием в выборах практически всех лидеров региональных отделений оппозиционных партий. Всем им была оказана помощь по сбору подписей депутатов горсоветов, райсоветов и сельсоветов, которые нужны были оппозиционным кандидатам для прохождения муниципального фильтра.

Только депутат ЗС Денис Терехов из «Новых людей» оказался за бортом кампании. Не сумев собрать нужное количество подписей депутатов местных советов, он почему-то «перевел стрелки» на куратора краевой внутренней политики Сергея Пономаренко, который якобы и «не пустил» его в финал. Возможно, Терехов намекал на «договоренность» других оппозиционеров с властью. Никто его опровергать не стал, но во всяком случае во время кампании никаких личных атак против Михаила Котюкова со стороны конкурентов зафиксировано не было. Может быть, определенное джентльменское соглашение и было заключено…

Принимая принципиальное решение о помощи оппозиционерам в сборе подписей муниципальных парламентариев, политтехнологи наверняка имели на руках результаты объективных социологических опросов. Иначе вряд ли они столь либерально отнеслись бы к участию в выборах раскрученного в Красноярске и ряде территорий региона Глискова. Но, видимо, запас прочности у Котюкова, по мнению кремлевских политтехнологов, был на старте кампании достаточно велик, чтобы не опасаться неприятных сюрпризов.

На оппозиционном фланге образовались две пары кандидатов, которые конкурировали за голоса разных протестных групп. На социалистически ориентированный и ностальгирующий по советской эпохе электорат претендовали первый секретарь крайкома КПРФ Андрей Новак и лидер регионального отделения СРЗП Максим Маркерт. Их программные постулаты во многом дублировали друг друга.

Аналогичная ситуация сложилась в паре Александр Глисков — кандидат от «Зеленых» Ирина Иванова. Риторика и используемые технологии этих оппозиционеров по многим параметрам также были очень похожи. Идеологическая ориентация их избирателей размыта. Но точно эти протестники никогда не стали бы голосовать за ЕР. Им по душе политики-популисты, умеющие жестко «мочить» власть.

Как показали итоги кампании, популистские лозунги оказались более востребованы у красноярских протестников, чем социалистические идеологемы. Призовые места в гонке завоевали Александр Глисков (11,32 %) и Ирина Иванова (8,24 %).Андрей Новак (6,03 %) и Максим Маркерт (1,70 %) своими результатами вряд ли могут быть довольны. Медийная раскрученность Глискова и Ивановой на берегах Енисея оказалась эффективнее мощи федеральных партийных брендов, на которую уповали кандидаты от КПРФ и СРЗП.

Аналогичная картина сложилась и на выборах горсовет Красноярска, где ЛДПР получила «серебро» (19,8 %). Третьими стали «Зеленые» (9,4 %). Только четвертое место заняла КПРФ (8 %). Мироновцы вообще оказались без мандатов. Левые партии — главные неудачники кампании-2023. Если они будут просыпаться только накануне выборов, то их проблемы к выборам в Заксобрание и Госдуму только усугубятся.

ПРИГЛУШЕННАЯ КАМПАНИЯ

В целом кампания-2023 войдет в историю красноярских выборов как одна из самых спокойных. Наиболее яркий показатель ее «приглушенности» — подчеркнуто мирное поведение электоральных юристов, которые в последние годы в спец-операциях по снятию с дистанции конкурентов зачастую выглядели ярче своих заказчиков.

Конечно, совсем уж без шоу не обошлось. В этом компоненте безусловными лидерами выглядели красноярские либерал-демократы. В ЛДПР, похоже, посчитали, что любые шумные акции даже со скандальным оттенком дают партии дополнительные голоса. В любом случае Глисков и К в борьбе за протестников по многим позициям выглядели намного радикальнее своих прямых конкурентов по оппозиционному лагерю.

Впрочем, популизма хватало и другим оппонентам Котюкова. Многие темы, которые представители оппозиционных партий подымали во время кампании, пересекались. В частности, все они настаивали на скорейшем решении экологических проблем и корректировке бюджетных приоритетов в пользу решения реальных проблем региона, а не всевозможных кунштюков, без которых край вполне может обойтись в нынешние суровые времена.

Пожалуй, впервые в истории губернаторских кампаний на одно из первых мест в повестке вышла тема эффективности регионального и муниципального управления. В какой-то степени это обусловлено тем, что мощные информационные атаки на Александра Усса во многом базировались именно на спекуляциях о якобы неэффективной работе команды предыдущего главы края. Грех было не взять в политтехнологический оборот столь разогретую в медийном пространстве тему.

Одной из фишек кампании ЛДПР стала идея об упразднении районных администраций в Красноярске. По мнению «слуцковцев», толку от них немного, а бюджетные деньги на их содержание тратятся большие. Инициатива крайне спорная, но на самом деле функционал районных чиновников в нынешней модели муниципального управления вызывает вопросы не только у оппозиции. О проблемах в коммуникациях между населением и чиновниками, необходимости кадровых ротаций говорили не только оппозиционные кандидаты (им это привычно), но и врио губернатора Михаил Котюков.

Зюгановцы провели пресную кампанию без особых креативных всплесков. Мироновцы впервые после смерти Валерия Зубова (2016 год) смогли напомнить о себе в Красноярском крае и довольно любопытными АПМ, и в целом внятным идеологическим позиционированием. Не сказать, что борьба с олигархами отличается свежестью, однако после семи лет невнятицы и этот посыл, который неустанно транслировал Максим Маркерт, выглядел вполне органично. Впрочем, годы простоя даром не прошли, борьбу с ФПГ избиратели не оценили, и СРЗП получила на выборах-2023 самые низкие результаты за всю свою историю.

КРЕЙСЕРСКИМ КУРСОМ

Михаил Котюков с самого начала вел, как выражаются политтехнологи, «крейсерскую» кампанию. Вся текущая деятельность врио губернатора — встречи и прямые линии с жителями края, визиты на берега Енисея федерального начальства, решение текущих проблем региона — шла в предвыборную копилку фаворита губернаторских выборов. Важно, что практически все его действия были вполне естественными в контексте управленческой работы, а не как одного из участников губернаторской гонки.

Отметим, что Котюков не чурался и довольно опасных тем. В частности, фактически в режиме ручного управления он в августе остужал накал страстей в горячих точках Красноярска. Так, руководитель края потребовал от муниципалитета защитить интересы жителей Николаевки, чьи дома попали под снос в рамках проекта КРТ. Побывал Михаил Котюков и в Солнечном, чьи хронические проблемы с дефицитом социальных объектов и нормальной инфраструктуры сделали этот микрорайон самым протестным в краевом центре.

Слагаемые его успеха на выборах — заявка на новый управленческий стиль, открытость, отсутствие антирейтинга и, конечно, поддержка руководства страны. Трудно сказать, сколько процентов добавило Котюкову состоявшееся за неделю до выборов президентское совещание по социально-экономическим перспективам нашего региона, но, уверен, многие жители региона оценили доверие, которое Владимир Путин явно продемонстрировал руководителю Красноярского края 31 августа.

Хотя некоторые наблюдатели обратили внимание на то, что показатель Михаила Котюкова был немного ниже, чем у его коллег по губернаторскому цеху в СФО, участвовавших в выборах, однако эти цифры требуют расшифровки. Практически все руководители других сибирских регионов в отличие от Котюкова предпочли «референдумный» сценарий своих кампаний, дав возможность преодолеть муниципальный фильтр только неопасным оппонентам. Так случилось, например, в Алтайском крае и Новосибирской власти.

Особняком стоит, конечно, избирательная гонка в Хакасии. В соседней республике развернулся настоящий триллер. Вровень шли действующий глава РХ коммунист Валентин Коновалов и представитель партии власти, поработавший в свое время и в Красноярском крае, участник СВО Сергей Сокол. Практически неизбежен был второй тур, однако на финише кампании случилось неожиданное: Сокол попал в реанимацию и вышел из предвыборной гонки.

В результате Коновалов, которому после неожиданного успеха в 2018 году все пять лет его губернаторства прочили отставку, сумел добиться права на второй срок. Правда, легкой жизни у него не ожидается, поскольку в Верховном Совете республики большинство взяли единороссы, а спикером парламента стал Сергей Сокол.

ПОБЕДА БЕЗ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Параллельно с губернаторскими выборами в Красноярском крае прошли еще несколько политически значимых избирательных кампаний. Везде ожидаемо победили представители «Единой России». В Дивногорском округе проходили довыборы в Госдуму, которые были назначены после смерти Виктора Зубарева. Их уверенно выиграл экс-мэр Красноярска Сергей Еремин, который, несмотря на свою вынужденную отставку в 2022 году, не растерял популярности среди горожан. На дополнительных выборах в Заксобрание в Назаровском округе также не оставил шансов соперникам руководитель Красноярской железной дороги Алексей Туманин.

Но, пожалуй, самым громким стал успех единороссов на выборах в горсовет Красноярска. Результат ЕДГ-2023 заставил вспомнить триумф партии власти в 2008 году. По партийному проценту ЕР, правда, не удалось превзойти результат 15-летней давности. Но по одномандатным округам единороссы установили абсолютный рекорд, который можно только повторить, но не превзойти —18 из 18! Понятно, что 4 либерал-демократа, один коммунист и представитель «Зеленых» в нынешней конфигурации горсовета мало на что могут повлиять. Хотя, конечно, трибуну ГС для пиара они будут использовать по максимуму.

КОМАНДА КОТЮКОВА

Во время избирательной кампании «Единая Россия» в своей агитации особый акцент делала на «команду Котюкова». У многих этот слоган вызывал вопросы, поскольку никаких новых лиц в краевой власти после перемен на губернаторском мостике до сентября не появилось. Хотя Михаил Котюков несколько раз анонсировал «кадровые решения», однако не стал с ними спешить до окончания выборов. Как показали события в конце сентября, губернатор в кадровой политике продемонстрировал взвешенный подход, предпочтя радикальной чистке точечные решения.

Он оставил на посту председателя правительства Сергея Верещагина. Это можно назвать сюрпризом. В коридорах власти многие считали, что на этот пост придет Сергей Кузьмин, который был у Котюкова фактически правой рукой, когда он работал в федеральном правительстве. Кузьмин в Сером доме появился, но только на посту заместителя председателя, курирующего экономический блок.

Покинула пост министра экономики и регионального развития Анна Гарнец, на смену которой была назначена Татьяна Магдибур. Судя по биографии, Татьяна Магдибур — представитель условного «финансового клана» красноярской власти, который ожидаемо усилил свои позиции после возвращения на берега Енисея Михаила Котюкова. Продолжит работать на постах министра финансов и вице-премьера Владимир Бахарь. Это, пожалуй, один из самых эффективных чиновников в краевом правительстве, и то, что он останется работать, было понятно еще весной.

Пожалуй, главной интригой для многих наблюдателей было политическое будущее Сергея Пономаренко. За 11 лет работы на посту главы администрации губернатора он, естественно, нажил немало оппонентов. После выборов они попытались организовать против него информационный блиц-криг, вбросив в СМИ слухи о его «неминуемой отставке».

Но лжеоракулы недооценили устойчивость одного из самых влиятельных политиков Красноярья. Уход Сергея Пономаренко из Серого дома за полгода до президентских выборов был бы рискованным шагом в первую очередь для губернатора. Не так уж много в крае (да и в стране в целом) квалифицированных администраторов, способных решать политические задачи, которые ставит перед регионами Кремль. Однако не исключено, что в марте 2024 года тема ухода Сергея Пономаренко из Серого дома вновь вернется в политическую повестку региона, но так ли это будет, покажет время.

 

просмотры: 168
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске