АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 11 (192) 2022 (07.12.2022)

Персонализированный подход в достижении успеха

Текст: Александра Маркова Фото: КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького».
Наступающий 2023 год объявлен президентом страны Владимиром Путиным Годом педагога и наставника, что говорит об устойчивой потребности общества в обмене профессиональными знаниями и опытом.

В унисон с задачами времени в Красноярском педагогическом колледже № 1 им. М. Горького создан и успешно работает Региональный центр наставничества. О востребованности в профессиональном сообществе методических практик наставничества, а также предстоящем 150-летии образовательного учреждения беседуем с Татьяной Алексеевой, директором КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького».

— Татьяна Александровна, в 2023 году вам предстоит усилить направление наставничества и отметить юбилей колледжа, расскажите подробнее.

— Действительно, 2023 год станет важной вехой в истории Красноярского педагогического колледжа № 1, но для нашего коллектива не будет ничего неожиданного. Работа Регионального центра наставничества, входящего в структуру колледжа, с каждой реализованной идеей все больше доказывает свою эффективность. Подготовка к 150-летию ведется в активном режиме, практически все мероприятия этого и следующего года содержат акцент на предстоящее торжество. Нашему коллективу выпала огромная честь провести праздник на самом высоком уровне, ведь это яркая страница не только в истории нашего образовательного учреждения, но и Енисейской Сибири в целом. Очень надеемся на помощь правительства Красноярского края, отраслевого министерства. Важно, чтобы торжество не только объединило наших выпускников и студентов, но и вышло за стены колледжа. Ведь талант и профессиональное мастерство многих из них известны далеко за пределами Красноярска, края, страны.

— В чем, на ваш взгляд, отличие советской и современной практики наставничества, каким должен быть алгоритм взаимоотношений?

— Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. И если президентом страны следующий год объявляется Годом педагога и наставника, это говорит о том, что государство делает акцент на значимость педагогов и наставников в образовательной отрасли. Функции педагогов и наставников, несмотря на свою схожесть, разные — о деятельности педагогов мы говорим как о профессии. Наставник — не профессия, а уровень профессиональной квалификации, дающий основание осуществлять наставническую деятельность. Метод наставничества активно развивался в советские времена, но в нашем турбулентном мире данная модель утратила свою актуальность. Деятельность наставника в 21 веке основана прежде всего на персонализированном подходе, наставляемый сам должен сформулировать запрос на наставническое сопровождение, понимая и осознавая свои потребности.

— Программа наставничества — комплекс, направленный на сотрудничество наставника и наставляемого, как же стать наставником?

— В среде наставничества существует два тезиса: «каждый профессионал может стать наставником» и «не каждый профессионал способен осуществлять наставническую деятельность». Человек может быть замечательным педагогом или другим отраслевым специалистом, но у него может не быть возможности или желания сопровождать молодого специалиста. Наставник же не только погружает молодого сотрудника в профессиональную деятельность и корпоративную этику, но и некоторое время сопровождает его, помогая решать возникающие проблемы и задачи. В нашем Региональном центре наставничества есть специальный обучающий курс для педагогов, желающих стать наставниками. Порядка 90 процентов слушателей способны к активной наставнической деятельности. Для некоторых достаточно овладеть определенными инструментами, методами, способами взаимодействия с наставляемым. Остальным 10 процентам стать наставником гораздо сложнее. Причина проста: если человек, обладая хорошими знаниями, компетенциями и большим профессиональным опытом, не захочет покинуть свой так называемый пьедестал и стать на равных с наставляемым, успеха не видать. Наставничество не работает сверху вниз — только на равных, наставнику необходимо слышать и понимать запрос, идущий от наставляемого.

— Приведите пример из практики взаимоотношений наставника и наставляемого. В чем состоит секрет успешного общения?

— Современная практика наставничества говорит о том, что в тех учреждениях, где существует отраслевое сопровождение молодых специалистов, они быстрее адаптируются в профессиональной деятельности, добиваются успехов, стремятся к карьерному продвижению. К примеру, молодой педагог, приходя в школу, несмотря даже на красный диплом, неизбежно сталкивается с незнакомой ему чужеродной средой, где ему предстоит работать. И здесь он сам принимает решение, хватит ли ему собственных ресурсов и компетенций для погружения в профессиональную деятельность или ему потребуется помощь извне, — так возникает потребность в наставнике. Если в образовательном или в любом другом учреждении практикуется наставничество, и этот формат институционально обустроен, молодой профессионал может рассчитывать на квалифицированную помощь и поддержку. Бывает и обратная сторона медали — некое квазимастерство. Когда специалист достигает определенных профессиональных высот, а далее не может или не хочет профессионально развиваться и тем более делиться с молодежью накопленным опытом. За этим неизбежно следует высокомерность в общении, разрыв в коммуникации. К счастью, подобная профессиональная заносчивость некоторых членов коллектива с лихвой перекрывается желанием других помогать, что открывает молодежи путь для профессионального роста и совершенствования.

— Институт наставничества активно развивается как во взрослой, так и детской среде, по какому принципу оценивается эффективность?

— В современном обществе к наставнику принято обращаться на основании запроса наставляемого. За качество взаимодействия наставника и наставляемого отвечает и наставник, и куратор — как правило, это заместитель руководителя образовательного учреждения, предприятия, компании или муниципалитета. Детское, как и взрослое наставничество подтвердило свою важность и нужность в обществе. К примеру, наставник и наставляемый, являясь ровесниками, быстрее находят общий язык, закрывают пробелы в знаниях, решают коммуникативные задачи. В нашем Региональном центре наставничества могут обучаться педагоги, принявшие решение курировать программы детского наставничества. Каждая из таких программ обязательно координируется взрослым-педагогом. Деятельность педагогов всегда находится рядом с деятельностью наставников, особенно там, где в роли наставников выступают дети. Эффективность работы наставника определяют через умение создать позитивную коммуникацию, а также через результаты и достижения наставляемого.

— В Региональном центре наставничества проводится множество мероприятий, где встречаются наставники и наставляемые, расскажите подробнее.

— Череду важных мероприятий текущего года открыл семинар «Развитие наставничества педагогических работников в Красноярском крае: определение специфики наставничества и стратегии его реализации в среднесрочной перспективе». Говорили о сущности, смысловой нагрузке, идеях, методах педагогического наставничества. Следующей стала Всероссийская научно-методическая онлайн-конференция «Современная дидактика и качество образования». Колледжем была представлена площадка «Каким должно быть содержание персонализированной программы наставничества молодого педагога?» К диалогу подключились более 70 представителей методических служб Красноярского края, образовательные организации, участвующие в пилотном проекте, молодые педагоги школ Красноярска и края, выпускники педагогических колледжей и вузов, представители профессиональных общественных организаций. Интересной и содержательной была Всероссийская научно-практическая конференция «Цифровая образовательная среда: инновации и практики». Целью мероприятия стала выработка стратегии по повышению квалификации и совершенствованию профессионализма педагогов в области применения цифровых технологий в условиях изменяющейся среды обучения. Тренинг «Готов ли я стать наставником?» объединил 117 учеников из школ Красноярска и края, желающих стать наставниками. В рамках XXIX Всероссийской конференции «Практики развития: порождение, становление и удержание субъектности в образовании» прошел очно-заочный круглый стол «Как наставнику сформировать субъектную позицию молодого педагога?» На площадке присутствовали представители власти, профессионалы отрасли, молодые педагоги.

— Важными мероприятиями года стали форум «Про наставничество» и конкурс «Лучшие практики наставничества», расскажите подробнее.

— Если форум «Про наставничество» является ежегодным мероприятием, то краевой конкурс «Лучшие практики наставничества» в 2022 году проходит в Красноярске впервые. Мероприятие проводится в соответствии с задачами федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Успех каждого ребенка» и других подобных. Все наставнические практики, представленные на конкурс, уже экспертирует уважаемое жюри. Лучшие из лучших методик получат денежные премии — в каждой номинации их три. Мероприятие станет ярким финальным аккордом завершающегося года. Впереди же много работы. В следующем, юбилейном для колледжа году наряду с реализацией множества идей и планов будем заниматься научно-практической работой, связанной с приданием институту наставничества Красноярья собственного содержательного лица, главным качеством которого станет осмысленность и открытость.

От всей души поздравляю всех с наступлением новогодних и рождественских праздников! Желаю всем добра, здоровья, возможности развиваться.

 

просмотры: 288
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
ЖИТНИЦА КРАСНОЯРЬЯ  НАЗАРОВСКИЙ РАЙОН 20 ЛЕТ СПУСТЯ № 1 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске