Воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач сегодняшнего дня. Именно педагог принимает в этом процессе самое активное участие. О подготовке профессионального, компетентного, конкурентоспособного специалиста в системе образования, способного к саморазвитию и самореализации, говорим с Виталием Авдеевым, директором КГБПОУ «Минусинский педагогический колледж имени А. С. Пушкина»
— Виталий Владимирович, расскажите об образовательном потенциале колледжа, какие направления сегодня особенно востребованы?
— Традиционными для Минусинского педагогического колледжа направлениями являются подготовка учителей начальных классов и физической культуры и воспитателей детей дошкольного возраста. Кроме того, в колледже организовано повышение квалификации и переподготовка педагогов по различным направлениям. Для детей города Минусинска и близлежащих районов реализуем программы дополнительного образования. Особой популярностью у ребят и их родителей пользуются такие направления, как подготовка к школе и робототехника.
На традиционные для колледжа направления подготовки существует устойчивый конкурс. Например, на специальность «Преподавание в начальных классах» на 50 бюджетных мест уже сейчас поступило больше 80 заявлений, хотя до конца приема документов еще больше месяца. Популярностью у абитуриентов пользуются специальности «Физическая культура» и «Дошкольное образование», реализуемая в очной и заочной формах.
Качество подготовки специалистов, которое дает Минусинский педагогический колледж, высоко котируется в Красноярском крае и за его пределами. Колледж позволяет вчерашнему школьнику за три года стать востребованным специалистом, а в дальнейшем получить высшее образование или пройти необходимую переподготовку и стать успешным в профессиональной деятельности. Эту возможность ценят и наши обучающиеся и их родители. Многие абитуриенты поступают в колледж по совету наших выпускников, которые сами прошли этот путь и стали состоявшимися специалистами.
— Миссией колледжа является формирование разносторонне развитого, успешного, интересного молодому поколению специалиста. Как достигается цель?
— Прежде всего, за счет соверше-нствования образовательного процесса, который должен отвечать требованиям времени, соответствовать потребностям рынка труда. Квалификация и навыки специалиста, который вышел из стен колледжа, должны быть востребованы современной образовательной системой. Поэтому программа обучения в колледже постоянно обновляется и совершенствуется. Например, уже в этом учебном году студенты, которые придут к нам 1 сентября, будут обучаться по новым стандартам. Так, в основную образовательную программу специальности «Преподавание в начальных классах» вводится профессиональный модуль «Преподавание иностранного языка в начальной школе», то есть наши выпускники дополнительно к основной специальности получат возможность обучать детей иностранному языку. Кроме того, министерством образования Красноярского края инициирована программа взаимодействия педагогических колледжей и КГПУ им. В. П. Астафьева, чтобы наши выпускники смогли получать высшее образование за более короткий срок.
Дополнительно к совершенствованию учебных программ в колледже запущен еще ряд процессов, которые способствуют вовлечению молодых людей в социальную практику, развитию их созидательной активности. Это научно-исследовательская работа, творческая деятельность, спортивная жизнь, волонтерское движение, участие в работе инновационных лабораторий, которые созданы в колледже. Главным же, на мой взгляд, является то, что в ходе учебной деятельности и во внеурочных занятиях программа колледжа опирается на интересы обучающихся. Вариативность обучения позволяет студенту максимально реализовать его внутренние потребности. И когда он становится профессионалом, то, кроме знаний, имеет еще и багаж гибких навыков. Это и позволяет воспитать разностороннего специалиста, который будет интересен детям и сможет достигнуть в работе высоких результатов.
— Насколько востребованы выпускники колледжа, сколько ребят остается в профессии?
— Если говорить о трудоустройстве, то более 80 процентов выпускников устраиваются на работу по специальности. В колледже работает Центр карьеры, который поддерживает тесную связь с работодателями, организует встречи выпускников с их потенциальными работодателями, отслеживает трудоустройство выпускников.
В процессе обучения студенты в течение четырех месяцев проходят практику в образовательных организациях Минусинска и районов юга Красноярского края, Республики Хакасия. В 2022 году более ста дошкольных и общеобразовательных организаций стали нашими партнерами в деле подготовки учителей и воспитателей. Такой подход позволяет, с одной стороны, работодателю подобрать себе специалиста, который соответствует его запросам, с другой — позволяет будущему выпускнику изучить те условия, в которых ему предстоит трудиться в дальнейшем.
Отдельно скажу про выпускников специальности «Физическая культура». Половина из них — это молодые люди призывного возраста, и по окончании колледжа они призываются в ряды Российской армии. После службы у них более широкий спектр возможностей: могут пойти в органы внутренних дел, МЧС и др. Однако большинство трудоустраивается в школу, и это значит, что все делается правильно.
— Как строится внеурочная жизнь студентов, какие мероприятия проводит колледж, в каких отраслевых конкурсах участвует?
— Минусинский колледж в этом году выступил организатором инфовстреч «Метакомпетентность будущего педагога». Это мероприятие краевого значения, в нем принимали участие студенты всех педагогических колледжей Красноярского края и Хакасии. Содержание его было направлено на формирование гибких навыков. Участвуя в конкурсных испытаниях, ребята при участии наставника проявляли умение работать в команде, быстро ориентироваться в ситуации, демонстрировали творческие способности.
На счету колледжа немало побед в отраслевых конкурсах. Например, два года подряд студенты колледжа Илья Карагузов и Анастасия Вопилова становились победителями краевого конкурса «Учитель, которого ждут!» В региональном чемпионате «Молодые профессионалы» Кристина Атанова и Ирина Коновалова побеждали в компетенции «Преподавание в младших классах», по компетенциям «Дошкольное образование» и «Физическая культура, спорт и фитнес» наши студенты регулярно занимают призовые места. На региональном этапе Российской национальной премии «Студент года» в 2021 году наши студенты стали победителями в номинациях «Спортсмен года» и «Творческая личность года», наш студент Евгений Смольник стал абсолютным победителем Гран-при «Студент года» среди профессиональных образовательных организаций края. В 2022 году наша студентка Алина Бревнова победила в номинации «Спортсмен года» и стала лауреатом конкурса уже на уровне Российской Федерации. В этом году колледж на втором месте в Молодежной спортивной лиге Красноярского края. За это достижение коллектив и обучающиеся колледжа получили благодарственное письмо министерства образования Красноярского края.
Преподаватели колледжа ежегодно принимают участие в конкурсе «Мастер года» и регулярно выходят в финал. В этом году преподаватель А. С. Зырянов победил в номинации «Верность профессии».
Всегда с большим интересом наши студенты участвуют в мероприятиях, организованных нашими коллегами из других педагогических колледжей. Далевские чтения в Канске, Савенковский фестиваль в Красноярске, Дни Ушинского в Енисейске, Фестиваль русской словесности в Ачинске и другие позволяют ребятам представить колледж на уровне края, познакомиться с коллегами, отточить навыки научно-исследовательской работы, проявить творческие способности.
Есть у колледжа и внутренняя жизнь — это работа наших творческих коллективов, кружков, секций. Например, спортивных секций в колледже 15 — от игровых видов до лыжного и гиревого спорта. Работает уникальный творческий коллектив — Цирковая студия имени Л. Н. Шахова, которую с удовольствием посещают студенты всех специальностей. Есть эстрадное искусство, фитнес, литературно-музыкальный салон. Каждый студент может найти себя занятие по душе. Кроме того, ребята принимают участие в волонтерском движении.
Не могу не отметить особо волонтерскую группу «Здоровяки», которая работает с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Ребята реализуют проекты «Здоровье детям», «Территория здоровья» совместно с минусинским филиалом КБОУ «Школа дистанционного образования», Минусинским психо-неврологическим интернатом, общественной организацией «Мамино счастье». Каждая встреча с нашими волонтерами становится для детей ярким событием, которое запоминается надолго. Отряды волонтеров колледжа формируются в зависимости от задач. Педагог должен быть мобильным, идти туда, где он больше всего нужен. Сейчас идет подготовка к юбилею Минусинска, где наши волонтеры также принимают участие. Считаю, что жизненная позиция педагога должна быть активной, только так можно стать примером для себя и окружающих!