АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 04 (185) 2022 (11.05.2022)

ПХ «Енисей» — к навигации готовы

Текст: Вера Сементяева Фото: архив ПХ «Енисей»
Определены сроки начала летней навигации на Таймыре. Компания ПХ «Енисей» готовит суда для пассажирских перевозок между населенными пунктами северных территорий. По расписанию первый рейс на линии Дудинка — Караул — Воронцово состоится 12 июня.
Речное судоходство играет важнейшую роль в экономическом и социальном развитии северных территорий. Водный транспорт в период навигации остается единственным видом сообщения между населенными пунктами и не имеет альтернативы по перевозке людей и грузов. О подготовке к навигации, пассажирских и туристических маршрутах и традиционных северных промыслах говорим с заместителем генерального директора ПХ «Енисей» Азэром Алиевым.

— Азэр Насираддин Оглы, значение речного транспорта для северных территорий трудно переоценить, все ли готово к навигации? 

— В настоящее время ПХ «Енисей» — единственная на Таймыре компания, осуществляющая речные пассажирские перевозки между отдаленными поселками.Летом для северян теплоход — самое доступное и удобное транспортное средство, которым можно добраться или доставить груз до населенных пунктов, компания полностью закрывает потребности в таких перевозках. Это основной вид деятельности предприятия, и коллектив подходит к своей задаче по обеспечению транспортной доступности со всей ответственностью. На линии Дудинка — Усть-Порт — Караул — Носок — Байкаловск — Воронцово работают два судна: грузопассажирский теплоход «Хансута Япсуне», грузопассажирский паром СП-4. Еще один теплоход «Станислав Гуменюк» обеспечивает для жителей Диксона переправу с материковой части до
аэропорта на острове. Все суда и их экипажи к навигации готовы и ждут освидетельствования Российского речного регистра. Первый пассажирский рейс планируем выполнить 12 июня, к этому времени реки уже очищаются ото льда. Единственное, протока до поселка Носок иногда поздно вскрывается, и в начале июня там еще встречаются глыбы льда, тогда рейсы до этого поселка отодвигаются по времени. По расписанию, согласованному с основным заказчиком — муниципалитетом Таймырского Долгано-Ненецкого района, за период навигации компания осуществляет 53 пассажирских рейса: 46 — до поселков Усть-Порт, Караул и Носок и 7 рейсов из Дудинки до Байкаловска и Воронцово, самых отдаленных населенных пунктов.

Тарифы на пассажирские перевозки останутся на уровне прошлых лет. Вообще, они не поднимались с 2017 года, поддерживать рентабельность перевозок удается за счет субсидий муниципалитета, заинтересованного в обеспечении населения доступным транспортом.

— Занимается ли компания грузовыми перевозками, если да, то в каких объемах? 

— Три теплохода класса «река-море», то есть с правом прибрежного плавания, обеспечивают доставку грузов по контрактам из Красноярска и Дудинки. Для Севера эта услуга актуальна: регион осваивается и развивается, одной авиацией обойтись невозможно, а других транспортных артерий, кроме водных путей, у нас нет.

Грузы перевозят и самоходные паромы СП-4, занятые пассажирскими перевозками. Доставляем в отдаленные поселки технику, продукты питания и другие грузы. С 2020 года обеспечиваем школы и детские сады в населенных пунктах продуктами питания, доставляем их из Красноярска. Могу с уверенностью сказать, что в этом виде деятельности мы подняли планку качества ввозимых продуктов в несколько раз, другие участники завоза теперь равняются на нашу компанию.

Грузы из Красноярска по Енисею перевозит теплоход «Советская Арктика» грузоподъемностью 700 тонн. Пакет заказов на навигацию уже практически сформирован. Работаем как с постоянными клиентами, так и с новыми заказчиками, заинтересованными в быстрой и качественной доставке груза в северные районы. Объемы грузоперевозок растут год от года, это тоже показатель активного экономического развития территории, в том числе и за счет компаний недропользователей. Именно они являются нашими постоянными заказчиками.

— Расскажите о квалификации специалистов, работающих на предприятии. 

— На всех судах компании экипажи полностью сформированы. Большинство специалистов на предприятии имеют большой опыт и высокую квалификацию и отдали компании по многу лет. Текучки кадров у нас не наблюдается, коллектив работает стабильно, бывает, что люди уходят по семейным обстоятельствам или из-за ограничений по здоровью, но это разовые случаи, основной костяк трудится в ПХ «Енисей» по многу лет. Мы заботимся о своих кадрах: зарплаты в компании одни из самых высоких на Енисее, предоставляется достойный соцпакет. Для пополнения рядового состава сотрудничаем с речным училищем, организуем практические занятия на своих судах, берем студентов на навигационную практику.

— Развитие местного туризма — актуальный тренд, у ПХ «Енисей» есть предложения по развитию этого направления?

— Для туристических путешествий компанией был приобретен и полностью реконструирован теплоход «Профессор Близняк». Обновили экстерьер и, конечно, интерьер корабля по дизайнерскому спецпроекту. Уменьшив вместимость судна до 100 человек, объединили часть кают в одноместные и двухместные люксы, устроили две каюты повышенной комфортности. В планах были круизы любого формата: от маршрутов выходного дня до круизов по Енисею от Красноярска до Дудинки, даже поступили партнерские предложения от международных туроператоров. Но осуществить задуманное не удалось из-за ковидных ограничений: границы закрылись, поток туристов сократился. После анализа ситуации было принято решение переквалифицировать теплоход в класс МПР и эксплуатировать его на пассажирских перевозках на линии Дудинка — Диксон. В настоящее время ведем переговоры об открытии линии. При положительном решении теплоход будет модернизироваться, чтобы пройти переклассификацию в соответствие с требованиями Российского речного регистра в класс МРП. Это будет самый комфортабельный пассажирский теплоход в Красноярском крае, северяне, по нашему мнению, этого заслуживают.

— Деятельность компании не ограничивается речными перевозками, как обстоят дела с рыбным промыслом?

— На севере большое количество рыбы ценных пород, правда, существуют квоты, которые за последние годы снизились практически в три раза. Запрещен отлов арктического омуля, относящегося к лососевым, и осетровых рыб. Обещают, что это временная мера, и, когда популяция восстановится, квоты будут возобновлены. Из ценных пород рыб мы добываем сига и пелядь, из сорных — щуку, окуня. Местные жители их и за рыбу не считают, а за пределами региона продукция пользуется большим спросом.

Поскольку объемы добычи увеличить не можем из-за квот, стараемся расширить ассортимент переработки: к традиционным копчению и вялке добавили несколько видов пресервов. Закупаем у рыболовецких артелей морскую рыбу и также пускаем в переработку. Готовую продукцию везем в Норильск или на материк, поставки в основном идут в Москву, Санкт-Петербург, Самару. Небольшие партии закупают красноярские оптовики. Объемы у нас небольшие, всего десятки тонн, так что рыбу просто расхватывают.

— Есть ли в планах предприятия, кроме рыболовства, развитие других традиционных северных промыслов?

— Такие планы есть, и они успешно реализуются. Будет открыт убойно-перерабатывающий пункт продукции домашнего северного оленеводства. В рамках краевой государственной программы «Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов» проводился конкурс проектов. И в номинации «Содействие в развитии домашнего оленеводства на Таймыре» проект ПХ «Енисей» выиграл грант в форме субсидии из краевого бюджета. В настоящее время строительство цеха в поселке Носок уже ведется, в этом году планируем запустить объект в эксплуатацию. Заключаем договоры с крестьянско-фермерскими хозяйствами региона на поставку домашних оленей. В цехе будет производиться забой с последующей глубокой переработкой мяса. Готовую продукцию собираемся реализовывать на внутреннем рынке, спрос на оленину стабильно высокий как на севере, так и в европейской части страны. Есть спрос и на выделанные оленьи шкуры: в Дудинке работают малые предприятия, которые изготавливают унты и другую традиционную одежду народов севера.

За последние десятилетия оленеводство на Таймыре сильно сократилось, в основном из-за проблем со сбытом. Уверен, что открытие перерабатывающего предприятия, которое примет выращенных животных, будет способствовать возрождению этого традиционного северного промысла.

просмотры: 479
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске