просмотры: 1194

Ответы на вызовы времени

Текст: Александр Белов Фото: архив Ачинского педагогического колледжа
Красноярский край достаточно остро испытывает потребность в кадровом обеспечении сельских образовательных учреждений. Перед участниками региональной системы профессионального педагогического образования стоит непростая задача: привлечь внимание молодежи к этой проблеме и мотивировать начинающих свой профессиональный путь специалистов принять участие в ее решении. По мнению директора Ачинского педагогического колледжа Елены Рожковой, развитию кадрового потенциала сельских образовательных учреждений способствует применение дистанционных технологий и обеспечение сетевого взаимодействия с территориями по данному вопросу.

Елена Сергеевна, потребность в кадровом обеспечении в сельских школах крайне высока, каковы выходы из этой ситуации? 


— Инструментом совершенствования и развития кадрового потенциала любой образовательной организации или региона в целом является системный мониторинг, прогнозирование и планирование потребности в кадрах. Основная задача кадрового планирования состоит в определении потребностей организации в человеческих ресурсах как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, проведении организационно-технических мероприятий. В этой связи в колледже разработаны программы взаимодействия с территориями западной группы районов по набору и трудоустройству. В рамках их реализации создается банк вакансий, проводится мониторинг ситуации на рынке труда, формируется качественный и количественный заказ на подготовку кадров. К реализации основной образовательной программы специальностей колледжа привлекаются работодатели, реализуются проекты по целевому трудоустройству, отслеживается передвижение выпускников по каналам занятости. Поскольку западная группа районов края включает 15 территорий, удаленных друг от друга и от образовательного учреждения, в основу этой работы положены дистанционные технологии — электронная карта взаимодействия на сайте колледжа. Решить кадровые проблемы территорий можно только в тесном взаимодействии с потенциальными работодателями — их участие в подготовке кадров обеспечивает высокий процент трудоустройства.


Какие программы колледжа способствуют укреплению кадрового потенциала образовательных учреждений?


— В первую очередь это открытие современных кабинетов-лабораторий по всем педагогическим специальностям в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. С 2014 года в Красноярском крае определены основные направления региональной образовательной политики, одно из них — кадровый потенциал и инфраструктура развития. В рамках направления реализуется проект «Развитие профессиональной карьеры в системе образования». Его ключевой задачей является обеспечение системы образования кадрами, квалификация которых позволит добиться результатов, требуемых Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Как ответ на эти вызовы образованию в колледже открыты современные кабинеты-лаборатории, воссоздающие образовательную среду в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям: дошкольное образование, начальное общее образование, физическая и функциональная диагностика, информационно-ресурсный центр и зона свободного доступа к периодическим изданиям и другие. Именно в этих точках развития студенты могут нарабатывать практический опыт отбора и использования современных технологий и методик, а также опыт проведения педагогического исследования. Ведь изменения в работе педагога в первую очередь связаны с изменением способов деятельности, выбором оптимальных средств и методов для достижения новых результатов обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов.


Кроме того, на протяжении двух лет колледж системно ведет работу с территориями западной группы районов по укреплению кадрового потенциала городских и сельских школ и дошкольных учебных заведений. В основу взаимодействия положена модель воспроизводства педагогических кадров на территории, включающая в себя четыре шага к педагогической профессии: профессиональная заинтересованность, профессиональное самоопределение, профессиональная подготовка и профессиональное развитие. Для успешного прохождения каждого шага в колледже запущены и реализуют проекты, связующей нитью которых стала технология рекрутинга — закрепление за территорией или конкретной школой.


Проект «Педагогический класс» направлен на выявление, отбор и сопровождение учащихся из городских и сельских школ, проявляющих интерес к педагогической профессии и имеющих способности к педагогической деятельности. С этой целью в колледже разработана и эффективно реализуется модульная программа «Педагогический Олимп» пока с двумя территориями — Ужурским и Назаровским районами. Проект уже сегодня дает свои положительные результаты: более 80% учащихся из педагогического класса осознанно выбирают профессию учителя. Другой проект — «Наш новый детский сад» — призван обеспечить качественную подготовку педагога под потребности конкретной образовательной организации и системное (командное) трудоустройство выпускников колледжа в эту образовательную организацию. Сегодня такой проект реализован в детском саду «Журавленок» Ужурского района, куда трудоустроена команда выпускников из пяти человек, подготовленная совместно специалистами Ачинского педагогического колледжа и Управления образования Ужурского района для нового детского сада в соответствии с особенностями и потребностями этой образовательной организации.


Существенную роль в повышении качества подготовки специалистов играет и особым образом организованная практика студентов колледжа в разнообразной образовательной среде. Так, например, внеурочная практика студентов педагогических специальностей реализуется сегодня через их активное участие в организации и проведении мероприятий в рамках традиционных проектов и программ разного уровня: всероссийский проект «Беги за мной», краевая программа «Одаренные дети Красноярья», где студенты приобретают неоценимый опыт, общие и профессиональные компетенции. Главная цель таких проектов — современное и качественное образование. К слову, в июне 2015 года Ачинский педагогический колледж достойно прошел уже третью ресертификацию, и вновь система менедж-
мента качества и все предоставляемые образовательные услуги были признаны соответствующими требованиям международного стандарта качества. Конечным результатом всех этих действий является повышение качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями государственных стандартов среднего профессионального образования.


— На ваш взгляд, какими методами можно способствовать продвижению имиджа профессии учителя?


— Обращаясь вновь к модели воспроизводства педагогических кадров на территориях, отвечу, что важны системные действия всех заинтересованных сторон в подготовке педагогических кадров: школа — с системным прогнозированием потребности в педагогах и программами воспитательной работы (начиная с начальных классов), направленными на повышение престижа профессии учителя; колледж — с современной инфраструктурой, условиями и предоставлением качественных образовательных услуг; администрация территорий — с определенными социальными гарантиями и поддержкой молодых педагогов. А результатом этой совместной работы станет решение кадровых проблем в отрасли и обеспечение территорий современными педагогами.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2021
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®