просмотры: 1556

Освоение Арктики: вызовы времени

Текст: Александр Белов Фото: архив ГУ МЧС России по Красноярскому краю
При освоении Арктики страны, которые полностью или частично находятся в этом регионе земного шара, столкнулись с новыми вызовами и рисками. Как показала практика, достойно ответить на них можно лишь объединенными усилиями.
На международной конференции по Арктике, которая проходит в России уже в восьмой раз, представители северных стран стремятся найти консолидированный ответ этим вызовам. Заместитель руководителя Главного управления МЧС России по Красноярскому краю Валерий Терешков рассказал о создании системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктической зоне Российской Федерации и возможных рисках при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в Арктике в современных условиях.

— Валерий Ильич, какие задачи поставлены правительством в сфере освоения Арктики, и какова роль МЧС России в их решении? 


— Приоритеты государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу включают, во-первых, комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации с условием сохранения и обеспечения защиты ее природной среды. Во-вторых, это предупреждение и ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата, а также наращивание усилий совместно с приарктическими государствами в создании единой региональной системы поиска и спасения, предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил. И в-третьих, улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике.


В соответствии с этими приоритетами сформулирована и принята Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», в которую вошли 15 государственных и 10 федеральных целевых программ. Общий объем финансирования составит 222 млрд рублей. Ключевыми механизмами реализации гос-программы являются каркасно-кластерный подход, формирование опорных зон развития и селективная государственная политика развития арктических территорий. Кроме того, за прошедший год можно отметить значительные изменения в области инвестиционной политики государства в Арктике и оптимизации системы управления реализацией крупных экономических и инфраструктурных проектов. Например, постановлением Правительства России от 14 марта 2015 года образована Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, которую возглавил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин. В соответствии с этим документом организованы полярные комиссии во всех приарктических субъектах РФ, которые возглавили заместители губернаторов этих субъектов. И наконец в июне этого года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил «Комплексный проект развития Северного морского пути в 2015–2030 годах».


Что касается роли Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в решении поставленных задач — в 2011 году федеральным правительством утверждена ФЦП «Снижение рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», координатором которой определено МЧС России. А в 2013-м Правительство РФ утвердило госпрограмму «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», в которую вошел ряд ведомственных целевых программ, находящихся в области компетенции МЧС. Документом предусмотрено формирование системы обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в труднодоступных местах, особо сложных условиях и на критически важных объектах. В том числе предполагается создание арктических комплексных центров в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Дудинке, Воркуте, Надыме, Анадыре, пос. Тикси, Певеке и пос. Провидения. В муниципальных образованиях Арктической зоны РФ планируется размещение аппаратно-программных комплексов «Безопасный город». Нарьян-Мар, Анадырь и Норильск выбраны в качестве пилотных городов для внедрения этой системы в 2015 году.


— Ведение хозяйственной деятельности в Арктике имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в работе…


— Совершенно верно, Арктическая зона — это прежде всего экстремальные для проживания и деятельности человека природно-климатические условия, оказывающие отрицательное воздействие на его здоровье: низкие температуры в течение всего года, продолжительные полярные ночь и день, частые магнитные бури, сильные ветры и метели, плотные туманы, многолетняя мерзлота... Население Арктики в основном составляют социальные мигранты, неприспособленные к правилам выживания в суровых арктических условиях, а также коренные малочисленные народы Севера, расселенные по этническим группам. Хозяйственная деятельность и жизнеобеспечение населения в этой зоне требуют дополнительных затрат, связанных с необходимостью компенсировать жесткость природных условий и повышенными транспортными расходами.


Ведение хозяйственной деятельности в Арктике неизбежно связано с определенными рисками, такими как внезапность возникновения чрезвычайных ситуаций, их локальный, но обширный характер воздействия на окружающую среду, отсутствие в первоначальный момент исчерпывающих данных о причинах, характере, масштабах ЧС и другой информации, необходимой для выбора эффективных действий. Нельзя не сказать и о факторе, который играет все большую роль при реализации экономических и инфраструктурных проектов в Арктике, — это деградация вечной мерзлоты. В настоящее время она занимает около 60% площади России. Несмотря на низкую населенность, для государства это стратегически важные территории: в районах вечной мерзлоты сосредоточено более 30% разведанных запасов нефти, около 60% природного газа, залежи каменного угля и торфа, запасы цветных металлов, золота и алмазов, леса и пресной воды.


С 70-х годов ХХ века наблюдается увеличение температуры и глубины летнего протаивания вечной мерзлоты, сокращение ее площади в ряде мест. В ближайшие годы глубина сезонного таяния в среднем увеличится на 15–25%, а на Арктическом побережье и в отдельных районах Западной Сибири — до 50%. По прогнозам ученых, площадь тундры будет постепенно уменьшаться и за ближайшие 100 лет может сократиться на 10–50%. В северной части наибольшую опасность представляет возможное повреждение фундаментов сооружений, стоящих на вечной мерзлоте, за счет уменьшения ее несущей способности. Также опасности будут подвержены сооружения на побережье Карского моря и значительной части Западно-Сибирской равнины: в этих районах имеется развитая система трубопроводов, связанная в том числе с газо- и нефтедобывающими комплексами. Места наиболее проблемных подводных переходов трубопроводов расположены в Красноярском крае, Тюменской, Новосибирской, Омской, Томской и Иркутской областях. В период до 2020 года вероятность аварийных повреждений трубопроводов (вплоть до их разрывов) с разливами нефти и выбросами газа увеличится, что повлечет за собой значительные экологические катастрофы.


И это не прогнозы, а реальность: в настоящее время деформировано почти 60% зданий и сооружений в Игарке, Диксоне, Вилюйске, Норильске, 100% — в национальных поселках Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, около 40% — в Воркуте и т. д. А ведь на вечной мерзлоте стоит множество городов и поселков Восточной и Западной Сибири, проложены нефте- и газопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередач и коммуникаций. Упомянем только один частный случай — нефтепроводы. Они, как и большая часть нынешней российской инфраструктуры, уже сейчас пребывают в довольно плохом состоянии: около 37% магистральных нефтепроводов эксплуатируется свыше 30 лет. По оценкам «Транснефти», только на их текущий ремонт без учета грядущего таяния мерзлоты необходимо затратить около 6,5 млрд долларов. Кроме того, разрушение могильников, в которых законсервированы опасные вирусы и бактерии (сибирская язва, чума, оспа и другие), сохраняющие свои активные свойства в замороженном состоянии, способно вызвать эпидемии в северных регионах.


— Каковы, на ваш взгляд, пути решения этой и других, не менее важных проблем в Арктике?


— Представляется целесообразным создание комплексной системы безопасности жизнедеятельности людей в Арктическом регионе России. Ее реализация позволит проводить мониторинг текущей обстановки (в первую очередь потенциально опасных объектов и территорий активного промышленного освоения) и представлять информацию должностным лицам органов исполнительной власти. Сюда входит информирование о состоянии защищенности критически важных для национальной безопасности объектов, населения и территорий арктических регионов. Без такой информации невозможно принять эффективные и своевременные управленческие решения. Потребуется совершенствование системы оперативного реагирования на ЧС и управления действиями сил РСЧС, системы оповещения, развитие и совершенствование дежурно-диспетчерских служб, информационных систем учета, обработки и хранения обращений граждан в службу пожарной охраны и службу реагирования в чрезвычайных ситуациях.


Не будем забывать и о необходимости дальнейшего совершенствования системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112», внедрения в муниципальных образованиях аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и создания на стратегически важных направлениях сил быстрого реагирования. Реализация этих мер может стать важным шагом в создании эффективной системы, адаптированной к новым вызовам и противодействиям, новым рискам чрезвычайных ситуаций и формированию действенных механизмов консолидации усилий государства, бизнеса и общества в этом направлении.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2021
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®