О том, чем интересен этот масштабный проект, рассказывает режиссер-постановщик — художественный руководитель Московского детского музыкального театра имени Наталии Сац , президент ассоциации музыкальных театров России Георгий Исаакян.
— Георгий Георгиевич, вы взялись за постановку оперы «Ермак». Какие факторы этому способствовали?
— В контексте создания оперного спектакля важное значение имеет тот факт, что это мировая премьера. Произведение написано по заказу театра, а это на сегодняшний день большая редкость. Мы все время забываем, возводя на пьедестал классические произведения, о том, что и классика когда-то видела свет впервые. Причем, такие премьеры не всегда были успешными. К примеру, премьеры двух самых популярных в XXI веке опер — «Кармен» Бизе и «Травиаты» Верди по существу провалились в XIX веке. Бах и Моцарт, Чайковский и Мусоргский, Прокофьев и Шостакович писали по заказу. И сегодня, когда мы работаем с актерами над «Ермаком», исполняя оперу частями, сценами, а потом и действиями, я говорю коллегам: вы понимаете, что исполнили этот музыкальный материал впервые в мире, что он родился только сейчас и до этого момента просто не существовал?..
— Насколько значимо то, что опера об одном из ключевых сюжетов сибирской истории ставится именно в сибирском театре, на берегу Енисея?
— Этот факт, на мой взгляд, добавляет спектаклю дополнительную смысловую нагрузку. Исполнение оперы в том месте, где происходили исторические события, о которых рассказывает произведение, — вообще редкость, не говоря уже о мировых премьерах. В моей биографии это лишь второй случай. И, кстати, он тоже связан с композитором Александром Чайковским, автором музыки к опере «Ермак». Около 10 лет назад Липецк заказал ему оперу «Сказание о граде Ельце и Тамерлане». Она замышлялась как грандиозный разовый и довольно дорогой проект: шикарный open air на красивейшем берегу реки в окружении великолепных старинных русских соборов. Выстроили большие трибуны вместимостью 2,5 тыс. человек, пригласили 150 конных и пеших реконструкторов исторических битв в кольчугах… И что же? Вот уже 10 лет я каждый год езжу в Елец восстанавливать спектакль, за это время сменилось несколько составов исполнителей, а зрительский интерес к этому проекту не ослабевает. Уверен, таким же долгожителем станет и «Ермак» на берегу Енисея.
— Что явилось основным аргументом в пользу решения взяться за работу над сценическим воплощением оперы «Ермак»?
— Большое значение имеет многоплановость сюжета, открывающая для режиссера интересные возможности. Хотя воплощение такого замысла — весьма непростая задача. Здесь переплетаются две линии, два времени — события времен Ивана Грозного и XIX век, когда Василий Суриков создавал свою картину, посвященную покорению Сибири Ермаком, общественная жизнь сибирского художника и его семейная драма. Возникает тройная историческая экспозиция: мы из 2019 года смотрим на времена Сурикова, откуда он смотрит на эпоху, когда жил Ермак. Этот прием позволяет осознать взаимосвязи (история не так далека от нас, как кажется на первый взгляд!) и задуматься о роли искусства в истории. Не потому ли мы так хорошо знаем Ермака, одного из нескольких казачьих атаманов, что Суриков когда-то обратил на него свой взгляд художника и исследователя?
— На какую аудиторию, по вашему мнению, рассчитан спектакль «Ермак», будет ли он интересен современной молодежи?
— Уверен, что это произведение будет интересно всем: для ценителей оперы это уникальное событие, первое в мире исполнение новой оперной партитуры, а новое поколение откроет для себя сложную и интересную историю могучего сибирского края. Молодежь зачастую плохо контактирует с неподвижным краеведческим музейным материалом. Иное дело театр, ведь его инструмент — живые люди. Человек несовершенен, но в этой сложности — человечность. Не надо вещать истины — следует задавать вопросы и пытаться сообща на них отвечать. И, возможно, как раз это заинтересует молодых.
Авторы перелопатили большое количество исторического и литературного материала и показали историю, которая по-прежнему является частью жизни города во всей ее сложности и неоднозначности. В сюжете есть неожиданные повороты, события показаны с точек зрения персонажей разных эпох, и эта сложность жизни любопытна для широкой аудитории, интересующейся оперным искусством, причем аудитории, я уверен, не только красноярской. Музыкальная история «Ермака» — из тех, что объединяют культурную общность, именуемую «жителями большой России».