АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 11-12 (203) 2023 (15.12.2023)

Олег Рыбкин о премьере спектакля «Хождение по мукам»

Текст: Анастасия Мельникова.
Серебряный век на излете. На сцене — Петербург с его мрамором набережных, вечно мокрой жестью крыш… В драматическом
театре им. А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля «Хождение по мукам».

В Петербурге, который создает Олег Рыбкин, ищут и обретают себя. Во время страшных событий пытаются сохранить самое важное — нравственные принципы, которые дают опору, цель и желание жить. О постановке трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам» на красноярской сцене и команде, которая работала над созданием спектакля, беседуем с Олегом Рыбкиным, главным режиссером Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина.

-— Олег Алексеевич, поделитесь вашим личным отношением к произведению «Хождение по мукам».

— Я читал его в разные периоды жизни: в юности и сейчас. Поскольку мы подавали этот проект на грант Министерства культуры РФ, нужно было освежить текст в памяти. Конечно, сегодня произведение воспринимается по-другому. Я довольно долго живу, и за это время многое произошло в истории нашей страны. Первый раз читал «Хождение по мукам» до перестройки и всех остальных событий последующих десятилетий. Теперь, по прошествии времени, многие вещи стали мне понятнее.

Алексей Толстой начал работу над текстом в Париже — в эмиграции. Существуют две редакции первой части трилогии. Первая — написанная еще там, с прицелом на публику, которая читала его за рубежом. Вторая редакция сделана по возвращении в России. И две последующие части написаны здесь. Они рассказывают о событиях Гражданской войны, сталинском периоде.

Понятно, что в те времена печатное слово значило много, в том числе и для идеологии, которая существовала тогда. И третья часть романа отличается от первой по стилю, настроению. Но знаем, как непросто было жить в нашей стране в то время.

— Постановка охватывает все части книги, или было иное видение?

— Мы взяли за основу первую часть трилогии — «Сестры». Мне кажется, в ней как в капле воды отражается то настроение, которым жила Россия в сложнейший период своего исторического поворота. Повествование этой части заканчивается революцией, страшным событием в истории нашей страны, как я считаю. И не только я. Думаю, что мыслящие люди понимают, что это была настоящая катастрофа. Все происходило на фоне первой мировой войны, которая и дала толчок к революционным событиям, к изменению общественного строя в России. В судьбах наших героев отразилась история страны.

Сегодня каждый из нас понимает, в какое сложное для нашей страны время живем, как и когда-то понимали это герои романа. Поэтому произведение крайне актуально.

Наши герои — интеллигенция. Самое важное, что среди них нет отрицательных персонажей. Это люди мечущиеся, заблуждающиеся, но тем не менее старающиеся сохранить свой внутренний стержень. То, что происходит с сестрами, вся эта история связана именно со стремлением сохранить определенные морально-нравственные принципы в самых сложных жизненных обстоятельствах. И помогает в этом любовь — чувство, которое позволяет героям не потерять себя и жить дальше… Примерно так должен заканчиваться спектакль. Мне хотелось бы, чтобы именно это почувствовали зрители.

— Женские образы — центральные в спектакле, сложно ли было подобрать артисток на роли Кати и Даши?

— Я сразу увидел, кто должен играть эти роли. Старшую сестру — Екатерина Соколова. Роль младшей будут исполнять две артистки: Анна Понибрашина и Анастасия Куимова. Они очень разные, поэтому, видимо, у нас будут два разных спектакля. Что на самом деле неплохо.

Окружающий мир испытывает на прочность нравственные принципы сестер. Помогает пройти эти испытания их жажда любви. Наш спектакль создан по инсценировке Ярославы Пулинович. Безусловно, мы понимаем те обстоятельства, исторический контекст. Но нам казалось: важно, чтобы это понимание у зрителей происходило через личные переживания сестер. Именно через отношения — камерные, личные. Когда рушатся судьбы и снова возрождаются, когда существуют надежды и разочарования и есть необходимость все это пережить и сохранить себя, свои чувства. Артистки хорошо это понимают.

— Расскажите о творческой инициативности команды, участвующей в работе над постановкой.

— Художник-сценограф нашего спектакля — Никита Сазонов, сам из Питера, он хорошо знает и особо чувствует этот город. Он предложил странное решение: создать на сцене петербургскую крышу.

Те, кому довелось побывать на крышах этого города, прекрасно знают перспективу, открывающуюся сверху: вид на Неву, Исакий и прочие достопримечательности. Знают ветер, который гуляет по крышам, свинцовые тучи сверху. Мне кажется, нам удалось создать эту атмосферу.

Художник по костюмам — Фагиля Сельская, вместе мы сделали около тридцати спектаклей. Начинали наше творческое сотрудничество в Новосибирске — в театре «Красный факел». Фагиля работала во многих театрах Москвы, Санкт-Петербурга, я безусловно доверяю ей.

У художника по свету Дмитрия Зименко (Митрича) уникальный взгляд на свет и его возможности влиять на драматургию. Он очень точно чувствует это. Кстати, он принимал участие в разработке светового оборудования нашего зала, знает, что из него можно получить.

Не могу не сказать о композиторе Евгении Терехиной. Это моя первая работа с ней, счастлив, что она состоялась. Думаю, что ее музыка запомнится отдельным номером. Евгения тонко прочувствовала эту непростую историю. Музыка — украшение этого спектакля.

Конечно, мы давно знакомы с Ярославой Пулинович. Знаю ее как замечательного драматурга, автора других инсценировок. Она очень бережно относится к тексту. Инсценировку «Хождение по мукам» Ярослава сделала по заказу театра, это наш эксклюзив. «Сестры» — объемное произведение. Важно, чтобы на сцене прозвучали нужные слова — именно те, которые наиболее точны для героев. Мне кажется, Ярослава тонко и профессионально смогла создать сценическое произведение на основе произведения Алексея Толстого.

Премьера прошла с большим успехом. А далее, как и все сценические произведения, спектакль заживет своей жизнью. И Петербург бывает разным, и небо — не всегда свинцовым. Вдруг да и выглядывает лучик солнца, который подарит всем очередную надежду.

просмотры: 102
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 1 (204) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2 Группа компаний «АВАНГАРД» № 1
ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1 ИТС Сибирь № 2
СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1 Референтный центр № 1
Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1 МП «МУК Красноярская» № 1
Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2 Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1
СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81) Медика-Восток № 1
Говорит красноярск № 55 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске