АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 01 (182) 2022 (07.02.2022)

Образование: тренды будущего

Текст: Вера Сементяева
В современном стремительно развивающемся информационном обществе производство знаний, их передача и усвоение предъявляют новые требования к системе специального образования, ее моделям, методам и формам, позволяющим на качественно новом уровне готовить специалистов к предстоящей профессиональной деятельности.
Еще совсем недавно главной задачей общего образования было научить людей читать, писать и считать. Специальные и высшие учебные заведения формировали у студентов базовые навыки под конкретные профессии, которые затем оттачивались на производстве. Профессиональные задачи почти не менялись, для успешной карьеры достаточно было хорошо овладеть какими-то базовыми знаниями и двигаться вверх от рабочего до начальника цеха. XI век с его стремительным развитием технологий, глобальной компьютеризацией, важными медицинскими открытиями потребовал от людей не только новых профессиональных навыков, но и новых компетенций. Информация превратилась в основной предмет труда, изменила производственные процессы, расширила участие работника в принятии решений, увеличила многопрофильность наемной деятельности.

 

HARD SKILLS ИЛИ SOFT SKILLS

В современной теории управления навыки разделяют на «жесткие» (hard skills) и «гибкие» (soft skills). Hard skills помогают работнику выполнять конкретные профессиональные задачи с проверяемым и прогнозируемым результатом: управление станком ЧПУ, вождение автомобиля или вышивка крестиком. Гибкие навыки дают результаты, которые трудно отследить и проверить: управление временем, эмпатия, лидерские качества или умение работать в команде. Однако именно soft skills в современных условиях ухода от «конвейерного» труда оказываются незаменимыми при управлении проектами, открытии бизнеса или переподготовке к иному, востребованному на рынке труда виду деятельности.

HR-специалисты при найме сотрудников, особенно на ключевые должности, требующие высокой квалификации, обращают внимание на наличие у кандидата умения психологического взаимодействия с людьми, способностей к абстрактному и логическому мышлению, навыков работы с информационными системами и большими объемами информации, в том числе статистической, гибкой реакции на изменения ситуации. В последние годы все чаще решающим аргументом при выборе того или иного претендента оказываются не профессиональные навыки, а способность быстро обучаться, синтезировать и ассимилировать новые знания, умение совмещать сложные профессии. Способность к обучению и самообучению отвечает современной парадигме непрерывного образования, которая предполагает постоянное развитие человека в течение всей жизни, гарантию его профессиональной состоятельности в стремительно меняющихся условиях.

Подготовка специалистов, которые обладали бы всеми этими качествами, требует от профессионального образования использования новых методов, моделей и форм обучения. Авторитарные методы передачи знаний, которые применялись до сих пор, позволяют только передать информацию от преподавателя студенту, в то время как коммуникативные методы обеспечивают активное взаимодействие обучающих и обучаемых, способствуют развитию тех самых гибких навыков, которые оказываются наиболее востребованными в современных условиях.

 

УЧИТЬ УЧИТЬСЯ

Современная реальность такова, что многим профессиям можно научиться в интернете. Грамотность, которую дает начальная школа, останется обязательным требованием, а вот для простого накопления знаний, которое так поощряла высшая школа, заканчивать вуз уже необязательно. Благодаря интернету сегодня ученики в некоторых сферах обладают большими знаниями, чем их преподаватели. Уход из эпохи индустриализации, когда люди изо дня в день выполняли одни и те же повторяющиеся рутинные операции, требует от нового специалиста умения мыслить нестандартно, самостоятельно добывать информацию и критически ее оценивать. У нас есть преподаватели истории, географии и физики, но нет учителей взаимодействия или любознательности. Однако процесс перехода от старых «индустриальных» учебных программ к новой системе обучения, которая позволяет готовить кадры для инновационной экономики и информационного общества, начался и успешно развивается во многих учебных заведениях Красноярского края.

Большую роль в инновационном подходе к обучению профессии играет чемпионатное движение WorldSkills, в которое включены практически все ссузы региона. По нацпроекту «Образование» четыре учебных заведения среднего профобразования края получили более 177 млн рублей на оснащение 20 мастерских по направлениям: транспорт, строительство, промышленные технологии, сельское хозяйство. Семь техникумов и колледжей края участвуют в организации подготовки квалифицированных рабочих и специалистов для проекта ПАО «НК» Роснефть» в Восточной Сибири.

Инновационная модель подготовки инженеров в Сибирском федеральном университете признана самой успешной образовательной практикой в России по итогам 2021–2022 учебного года. Новые подходы к подготовке инженеров от школы до магистратуры в СФУ начали внедрять в 2017 году, когда университет получил статус инновационной федеральной площадки по инженерному направлению. Принципиальным стало формирование команды преподавателей, прикладной характер обучения и сетевое партнерство. Студенты получают образование в лабораториях, работая над инженерными задачами и проектами, в том числе STEM. Разработаны дисциплины «Решение технических кейсов», «Управление проектами», «Системная инженерия», «Инженерная этика» «Информационные сервисы» и др. Для набора абитуриентов на инновационные инженерные программы СФУ сотрудничает со школами, предприятия дают студентам задания из реальной практики. Преподавателей готовят по специальной модульной программе.

— Цель инновационной площадки СФУ — модернизация инженерного образования и подготовки выпускника, востребованного профессиональной реальностью. Результативность модели достигается открытостью образовательных программ за счет партнерства с университетами, школами, промышленными предприятиями и бизнес-структурами и внутренним экспертным мониторингом. Модель инженерного образования реализована в рамках федеральной инновационной площадки (ФИП) и теперь может быть масштабирована как в самом университете, так и в других вузах страны, — рассказала Наталия Гафурова, руководитель Департамента реализации проектов развития СФУ.

 

ПЕРЕСБОРКА НАВЫКОВ

Некоторые эксперты утверждают, что в будущем важным станет не типовой набор навыков, которым ты обладаешь в рамках профессии, а способность каждый раз «пересобирать» эти навыки под конкретную задачу. То есть преобладающим станет проектный подход, который постепенно вытеснит традиционные методы обучения. Способность человека быстро освоить новую, востребованную на рынке специальность постепенно становится ключевым навыком. Федеральный проект «Содействие занятости» нацпроекта «Демография» ориентирован на граждан, заинтересованных в повышении квалификации и востребованности на рынке труда, смене профессии или создании своего дела в качестве ИП или самозанятого. По итогам 2021 года Красноярский край стал одним из лидеров в России по количеству участников проекта: в нем задействованы более двух тысяч человек.

Семь центров обучения в Красноярском крае вошли в топ-100 лучших по организации профессионального образования в рамках нацпроекта «Демография». В сотню лучших центров вошли: Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства, Ачинский торгово-экономический техникум, Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса, Канский политехнический колледж, Красноярский техникум промышленного сервиса, Минусинский сельскохозяйственный колледж, а также бизнес-школа «Инопроф». Основные критерии, по которым оценивали каждый центр, — доля участников проекта, прошедших курс обучения и доля тех, кто трудоустроился или открыл свое дело. В настоящее время в регионе по федеральному проекту «Содействие занятости» создана сеть из 43 центров обучения. Край занял 5-е место по количеству таких центров среди 85 регионов страны.

В прошлом году более 4,3 тысячи жителей края прошли обучение в рамках нацпроекта «Демография». Среди них предпенсионеры, мамы в декрете и безработные женщины с детьми. После обучения почти 80 % смогли трудоустроиться или открыть свое дело. Самыми востребованными направлениями у участников проекта стали: управление государственными и муниципальными закупками, логистический менеджмент, бережливое производство, психология и педагогика, бухгалтерский учет, охрана труда. Также соискатели обучались сварочным и smm-технологиям, кадровому делу, web-дизайну, кондитерскому мастерству.

просмотры: 499
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске