АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 01-02 (212) 2025 (17.03.2025)

Образование для Крайнего Севера

Текст: Любовь Егорова
В том, чтобы ехать учиться за сотни километров от малой родины, есть некая романтика. Однако сегодня все больше молодых людей
и девушек в вопросе приобретения профессии руководствуются рациональными доводами: близостью учебного заведения к дому, востребованностью профессий, связью альма-матер с предприятиями-работодателями.

Таким требованиям в полной мере отвечает Таймырский колледж в городе Дудинке. Открывшись больше 80 лет назад, он остается флагманом в системе подготовки рабочих кадров для Крайнего Севера.

Об интересных проектах и будущих перспективах в развитии образовательного учреждения беседуем с Верой Черкасовой, директором краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Таймырский колледж».

— Вера Николаевна, расскажите о целях и задачах, которые стоят перед вами в 2024–2025 учебном году.

— Самое главное — подготовка специалистов под текущие и перспективные потребности рынка труда. Это приоритет государственной важности. Сегодня необходимо обеспечивать кадровое технологическое лидерство через создание специализированных классов производственной направленности, повышать уровень математической и научной грамотности среди учащихся. Есть доказавшая свою эффективность форма сотрудничества образовательных организаций и работодателей профессионалитет, когда на базе колледжей и техникумов обучают тем или иным компетенциям под заказ конкретной компании. Мы работаем по такой системе.

Оснащаем наши лаборатории 3D-технологиями, электроникой, робототехникой, так называемыми учебными симуляторами, позволяющими оттачивать до автоматизма действия на производстве. Повышаем квалификацию преподавателей, чтобы они в свою очередь осваивали со студентами инновационные направления. Готовим учителей родного языка и литературы, ориентированных на сохранение традиций коренных народов Севера.

— Какие изменения внесены в учебный план колледжа за последнее время?

— По запросу и при активной поддержке компании «Роснефть» разработана образовательная программа нефтегазового сектора по профессии «машинист технологических насосов и компрессоров». А «Норильский никель» сделал заказ на подготовку машинистов крана и докеров-механизаторов — специалистов для морских и речных портов, умеющих управлять различными видами погрузочной техники. Кроме того, колледж активно взаимодействует с местными работодателями и предприятиями, чтобы определить, какие навыки и знания необходимы для успешной работы в этих сферах. Периодически проводятся встречи и круглые столы с представителями промышленности, что позволяет обновлять учебные программы в соответствии с требованиями рынка.

Внедряется практическое обучение, организуются стажировки и производственные практики для студентов, что обеспечивает возможность для получения реального опыта работы и лучшей подготовки к будущей профессии.

Все образовательные программы колледжа включают современные технологии и методики, что позволяет выпускникам быть конкурентоспособными и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям работодателей. Делаем акцент на междисциплинарном подходе, обучая студентов не только профессиональным навыкам, но и вопросам экологии, устойчивого развития и социальной ответственности. Это способствует подготовке высококвалифицированных специалистов, готовых решать актуальные задачи региона.

— Какие направления подготовки пользуются наибольшей популярностью?

— С учетом кадровых потребностей на Таймыре колледж выпускает рабочих в нефтегазовой отрасли, в сферах традиционного природопользования и экологии. Ребята все чаще выбирают профессию «машинист крана» — понимая, что с ней можно устроиться на «Норникель». Среди девушек востребованы направления «сестринское дело», «педагогика». Наблюдается рост интереса к специальностям в области информационных технологий и цифровых профессий. Студенты понимают, что такие навыки открывают множество возможностей для карьерного роста и позволяют работать как в регионе, так и удаленно. В последние годы популярностью пользуются профессии, связанные с гостиничным и ресторанным бизнесом, что связано с развитием туризма на Таймыре. Это направление привлекает молодежь, желающую работать в сфере обслуживания и гостеприимства. Кроме того, направления, связанные с проектированием и строительством, также востребованы. Профессионалы в этой области необходимы для реализации новых инфраструктурных проектов в регионе, что открывает множество перспектив для трудоустройства. Колледж также активно развивает программы дополнительного образования и курсы повышения квалификации, что позволяет выпускникам оставаться конкурентоспособными и осваивать новые навыки в течение всей карьеры.

— Вы упомянули о повышении квалификации преподавателей. Что под этим подразумевается?

— Коллеги проходят обучение в рамках национального проекта «Образование». Перенимают опыт Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», что дает возможность не только на более высоком уровне проводить занятия со студентами, но и выступать в качестве экспертов на краевых чемпионатах по профмастерству. Наши преподаватели активно осваивают и внедряют в работу цифровые технологии.

 — Для достижения высоких результатов образовательного процесса колледж внедряет современные образовательные технологии, расскажите подробнее.

— В колледже активно используются практикориентированные методы обучения, такие как стажировки и производственные практики на действующих предприятиях. Это дает студентам возможность не только получить теоретические знания, но и применить их на практике в реальных условиях. Например, стали применять интегративные методики. Ребята уже на первом курсе, параллельно с общеобразовательными предметами, изучают профессиональные дисциплины.

Основной акцент сместился на практический опыт, что позволяет студентам начать очень быстро применять полученные знания в цехах, за штурвалом подъемного крана и так далее. Обеспечиваем им стажировки, практику на предприятиях, выполнение лабораторных опытов, участие в проектах, воссоздающих реальные ситуации на производстве.

Перед выходом на рынок труда колледж консультирует выпускников по поводу того, как им составить резюме, как вести себя на собеседовании. У нас есть Центр карьеры, который этим занимается.

— Интересно узнать о программах стажировок, системе наставничества, перспективах трудоустройства ваших студентов после получения диплома.

— У нас реализуется учебно-производственный комплекс для подготовки студентов, предоставления им временной работы, а также для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг с использованием материально-технической базы колледжа. Это позволяет приблизить учебный процесс к жизни и дает возможность получить консультацию от преподавателя, наставника. Дипломные работы всегда предполагают либо решение конкретной задачи, либо разработку продукта, то есть проектную деятельность, анализ. Работодатели это ценят. Поэтому думаю, что наши выпускники имеют конкурентные преимущества.

— Как колледж взаимодействует с разными сообществами и организациями арктических поселений?

— Довольно активно. Это, как я уже сказала, производственная практика, участие представителей профильных отраслей в итоговой аттестации старшекурсников, экскурсии на предприятия. Партнеры берут на себя роль экспертов на конкурсах профмастерства. Мы их приглашаем на ежегодный международный форум «Профи», посвященный развитию Арктики.

— Какие проекты и инициативы, реализованные на базе Таймырского колледжа, вы считаете наиболее значимыми?

— К таким достижениям можно отнести то, что наше учебное заведение совместно с компанией «Роснефть» вошло в научно-образовательный консорциум «Вернадский — Красноярский край» и включилось в разработку проекта по реализации прикладного бакалавриата в рамках объединенных программ подготовки кадров СФУ-СПО (среднее профессиональное образование) и МГУ-СФУ по специальностям нефтегазовой отрасли. Этот проект позволяет обмениваться практическим опытом, внедрять технологии виртуальной реальности в образовательный процесс и продвигать в международном пространстве конкретные научные, культурные и социальные инициативы.

Еще один повод для гордости — включение колледжа в международную деятельность через участие в проекте «Российско-азиатский консорциум арктических исследований» (РАКАИ), целью которого является повышение эффективности научных исследований на основе взаимодействия авторитетных научных сообществ, образовательных учреждений, а также обмен между учеными России и стран Азии научными знаниями и полезными навыками.

В рамках проекта «Цифровизация языкового и культурного наследия коренных народов Арктики» подписан договор о сотрудничестве нашего колледжа с Северо-Восточным федеральным университетом имени М. К. Аммосова по переводу на электронные ресурсы свидетельств о материальных и духовных ценностях людей, живших в предыдущие эпохи. Предстоят опросы, экспедиции, оцифровка полученных результатов — и к этому, в том числе, будут привлекать наших ребят.

В следующем месяце в Таймырском колледже пройдет ежегодный международный форум «Профи-2025». На нашей базе будет действовать площадка продуктивного взаимодействия работодатель — образование — молодежь с использованием передовых технологий и оборудования.

— Каковы долгосрочные цели колледжа в контексте его развития, каких изменений ожидаете достичь?

— Разумеется, продолжим разрабатывать программы с учетом запросов работодателей, обучать студентов с опорой на современные технологии, интегрировать учебный материал в профессиональную среду.

Будем делать все возможное, чтобы создать на базе колледжа Арктический отраслевой полигон технологического партнерства (ОПТП). Над этим уже работает целая команда. Идея состоит в том, чтобы связать дошкольное, школьное, среднее профессиональное и высшее образование, что поможет дать молодому поколению необходимый набор актуальных знаний, «сквозных» компетенций. И сопровождать ребят на всех этапах, необходимых для реализации своего потенциала и успешного трудоустройства.

В рамках ОПТП планируем организовать дополнительно четыре пространства: отраслевое технологическое, отраслевое тренинговое, площадку для подготовки к чемпионатам и место для стратегических коммуникаций, где все заинтересованные стороны смогут обговаривать форматы взаимодействия.

 

просмотры: 120
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2025
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 3-4 (213) БСМП № 22 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 2 ООО СК «Сибирь» № 1
ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 7 Красноярский крайпотребсоюз № 90 достойных лет. Люди, дела, достижения Канский педагогический колледж № Скажи, какой оставишь след...
АВИАДРОН-ПАРК № 1 ООО «Назарово Агро» № 3 Век земли Минусинской № 1
Оберег № 6 «ЗДЕСЬ МЫ ЖИЛИ,  ЖИВЕМ И БУДЕМ ЖИТЬ» № 1 Канский район. Люди, события, факты № 1
ЖИТНИЦА КРАСНОЯРЬЯ  НАЗАРОВСКИЙ РАЙОН 20 ЛЕТ СПУСТЯ № 1 МАЯКМЕТАЛЛ № 2 Группа компаний «АВАНГАРД» № 1
Маргарита Николаева № 1 ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2
Магсибмет № 1 Референтный центр № 1 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1
СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81) Медика-Восток № 1
Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления КАНСК 375 № 1
На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске