Зачастую традиции учительства передаются последовательно: от отцов и матерей к их детям, а затем и к внукам. Но иногда искра педагогического мастерства загорается через поколение, чтобы дать жизнь новой ветви династии. Так случилось в семье Зои Михайловны Горошко, в девичестве Карабатовой: более 40 лет она посвятила педагогике и сумела увлечь ею своих детей.
— Мои родители не были учителями, но среди старших родственников по линии отца педагогов было немало, — рассказывает Зоя Михайловна. — Сказать точно, с кого берет начало наша династия, сложно. Мы ведем отсчет с конца XIX века, когда мой прадед Варлаам Маркович Демченко вместе с семьей прибыл в Красноярск из Западной Украины после польского восстания. Как и многие другие участники тех событий, он был лишен дворянского звания и сослан в Сибирь. Но не утратил силы духа и посвятил свою жизнь просветительской деятельности. Среди наших родственников старших поколений есть и врачи, и агрономы, и, конечно, педагоги. Поэтому для меня выбор профессии не стал выбором как таковым — я просто не видела для себя альтернативы. После школы поступила сначала в педучилище в Красноярске, а после его окончания — в педагогический институт, где получила специальность широкого профиля: учитель истории, русского языка и литературы.
За время своей педагогической деятельности Зоя Михайловна успела потрудиться в четырех школах Ленинского района Красноярска. Первой ступенью на пути профессионального роста стала работа старшей вожатой в школе № 31. Через год начинающему педагогу поручили преподавать историю. А когда в том же районе открылась школа № 89, Зою Михайловну вместе с некоторыми другими учителями перевели в новое учреждение. Следующим шагом стало назначение на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в школе № 53, где помимо административной работы Зоя Михайловна вела уроки по истории и обществознанию. А с прошлого года она приняла на себя обязанности методиста в гимназии № 15. Признается, что годы работы в качестве заместителя директора были непростыми, и сейчас она избегает большой нагрузки, но представить свою жизнь без любимой профессии не может.
— Конечно, хочется больше времени проводить с внуками, ведь своим детям я не всегда уделяла столько внимания, сколько хотелось. Мне жаль, например, что в музыкальную школу их водила бабушка, а не я, поскольку была в это время занята на работе, — вспоминает Зоя Михайловна. — Хотя всегда старалась придерживаться правила: вечером я не учитель, а мама. У каждого из ребят были свои обязанности, и в доме неизменно поддерживался порядок. Так что росли они достаточно самостоятельными, но в то же время под контролем.
Относительно учительских детей существует стереотип: якобы многие из них оказываются забыты родителями, которые все внимание уделяют чужим детям — своим ученикам. Но, как и большинство стереотипов, он далек от истины. И семья Горошко тому подтверждение: все трое детей Зои Михайловны нисколько не страдали от того, что она работает учителем. Напротив, они настолько прониклись интересом к маминой профессии, что пошли по ее стопам. Сыновьям пришлись по душе традиционно мужские направления: старший сын Андрей получил образование по специальности «учитель физики и информатики» в Красноярском пединституте, а после окончил там же физкультурный факультет. Его брат Николай также решил стать учителем физкультуры. Сегодня оба они — признанные мастера: Андрей Александрович Горошко — тренер-преподаватель высшей категории СДЮСШОР «Здоровый мир» по пауэрлифтингу, победитель смотра-конкурса 2015 года в номинации «Лучший тренер по неолимпийским видам спорта», Николай Александрович — тренер-преподаватель СДЮСШОР по тяжелой атлетике.
Их сестра Наталья предпочла гуманитарное направление: окончила Красноярский пединститут по специальности широкого профиля с уклоном в историю, как и ее мама, только вместо филологии сделала выбор в пользу иностранного языка. Уже на втором курсе она начала делать первые шаги в профессии в той же школе № 89, которую окончила сама и где работала ее мама. Через год талантливая студентка перевелась в школу № 53, а спустя еще два года, в 2001-м, уже будучи дипломированным специалистом, была назначена завучем по учебно-воспитательной работе, став самым молодым специалистом в Красноярске в этой должности — на тот момент Наталье Александровне не было и 20 лет. Как так вышло? Все дело в том, что в первый класс она пошла в возрасте пяти лет: Зоя Михайловна не видела смысла в том, чтобы ждать еще два года, ведь Наташа уже обладала всеми необходимыми умениями и навыками. Ее первая учительница вспоминала, как девочка, выполнив задание на уроке, помогала справиться с ним другим ученикам. А к 14 годам, окончив школу с отличием, Наталья Александровна была убеждена, что хочет быть только педагогом.
Эта уверенность не оставила ее и в сложный период экономического кризиса, когда, проработав завучем восемь лет, она оказалась перед выбором: продолжать трудиться за мизерную зарплату или искать другие возможности. Принять непростое решение помогла директор школы № 53 Вера Петровна Демкина, о которой Наталья Александровна вспоминает с теплотой и благодарностью. Ведь именно Вера Петровна помогла ей развить организаторские качества, позволившие в дальнейшем основать собственный успешный бизнес. В то же время Наталья Александровна понимала, что необходим и предпринимательский опыт. Чтобы приобрести его, она устроилась в частную организацию, где познакомилась с будущим мужем. После рождения дочери молодые родители обнаружили, что детских садов в городе катастрофически не хватает. Наталья ухватилась за этот шанс и организовала частный садик на дому.
Сегодня Наталья Бедианашвили — директор центра доверительного воспитания «Бибигон», в четырех филиалах которого обучаются 160 ребятишек дошкольного возраста. Образовательная и воспитательная деятельность осуществляется в соответствии с программой «От рождения до школы», разработанной на основе федерального стандарта дошкольного образования, с применением авторских программ по дополнительным предметам, таким как живопись или английский язык.
— Моя мама — настоящий профессионал, у нее огромный опыт в области методики преподавания, а также выстраивания отношений в коллективе, как педагогическом, так и детском. И, конечно, она живой пример для меня. На ее уроках никогда не услышишь повышенного тона в адрес учеников, и в моем понимании кричать на детей — значит проявлять слабость. Достаточно одного строгого взгляда, чтобы расшалившиеся дети успокоились. Интересно, что мамины ученики никогда не давали ей прозвищ, как другим учителям, — я ведь училась в той же школе, поэтому знаю это наверняка. Единственное, что я слышала, — это как они за глаза называют ее «наша Зоя», очень ласково и совсем не фамильярно. А недавно я заметила, что, когда захожу в группу, ребятишки бегут ко мне с криком: «Ура! Наша Наташа пришла!» Несмотря на то, что моя деятельность сегодня в большей степени связана с организаторской работой, чем с педагогической, я знаю в лицо и по именам всех ребятишек в группах и их родителей. Сегодня сеть центров «Бибигон» насчитывает четыре филиала, это достаточно большой педагогический коллектив, и в каждом из сотрудников я абсолютно уверена. Залог успеха — демократичный стиль руководства, которого я придерживаюсь, в отличие от авторитарного, принятого в муниципальных садиках и школах. Воспитатели и педагоги, которые работают в наших центрах, — грамотные и ответственные специалисты, которые чувствуют ответственность за каждого ребенка, и моя задача — не столько руководить, сколько направлять и поощрять их.
История семьи Горошко — яркое свидетельство того, насколько заразительным может быть успешный профессиональный опыт: педагогический талант Зои Михайловны поспособствовал тому, что не только ее дети, но и племянники, внуки, и даже бывшие ученики решились встать на педагогическую стезю. Так, в одном из классов, где преподавала Зоя Михайловна, 13 из 29 учащихся стали учителями, причем весьма успешными. Один из наиболее преданных ее последователей — Владимир Барихин, учитель русского языка и литературы, который несколько раз переходил из одной школы в другую вслед за любимой учительницей, сначала в качестве ее ученика, а затем и как коллега.
— Мне довелось поработать вместе с Зоей Михайловной и ее дочерью Натальей: мы давали интегрированные уроки — это совершенно особая форма работы, когда сердца педагогов должны биться буквально в унисон. И нам удалось этого добиться, — вспоминает Владимир Викторович. — Зоя Михайловна по-настоящему гордится своими детьми, и для этого есть все основания. Существует такое понятие, как педагогическая хватка. Если она формируется у одного из членов семьи, а затем передается последующим поколениям, — рождается династия.
— По моим ощущениям, педагогика у нас буквально в крови. Хотя до недавнего времени я даже не задумывалась о том, сколько поколений нашей семьи выбрали ее своей судьбой, — делится Наталья Бедианашвили. — Мои двоюродные братья и сестры — дети маминых сестер — учителя, и их дети, несмотря на юный возраст, уже определились с будущей профессией. Даже моя девятилетняя дочь проявляет ту самую педагогическую хватку: она занимается гимнастикой, а вместе с ней упражнения дома делают и двое ее младших братьев. Труд учителя, конечно, очень непрост, но я приветствую это стремление, как в свое время мама поддержала мое желание стать педагогом. Ведь это, по сути, и есть главное, что необходимо человеку, чтобы состояться в этой профессии: доверие и уважение к самим детям и их выбору, стремление понять их интересы и, конечно, любовь.