В обновлении трамвайных линий на правобережье краевого центра в рамках договора подряда с ООО «Промстрой» активное участие принимало предприятие ООО «СибЖДРемСтрой», имеющее большой опыт в строительстве и сервисном обслуживании железнодорожных путей.
О важности проекта и сложности поставленной задачи беседуем с Александром Ржевским, заместитель директора ООО «ООО «СибЖДРемСтрой».
— Александр Юрьевич, когда приступили и с чего начинали восстановительные работы, ведь участок был достаточно протяженным — более 3 километров?
— Работы начались в октябре 2023 года и включали демонтаж старого полотна, установку новых рельсов и шпал, а также остановочных пунктов ожидания трамваев. Ремонт трамвайных путей проводился на аварийном участке от Предмостной площади до здания № 106 по Красноярскому рабочему. Работы завершились в соответствии с контрактом 15 июля 2024 года. На первом этапе выполнялся демонтаж, осуществить который нужно было успеть до наступления морозов. Разбирая рельсы, мы удивлялись, насколько качественным было строительство, ведь построены трамвайные пути были в 1958 году. Первый городской трамвай ходил через проспект им. газеты «Красноярский рабочий» от поселка Первого августа (позже Предмостная площадь) до Красноярской ТЭЦ. Проектировалась трамвайная линия в проектном институте «Гипрокоммундортранс», специалисты которого и наблюдали за строительством и ходом предпусковых работ.
В процессе эксплуатации трамвайную линию частично обновляли, ремонтные работы проводились в 1990, 2013, 2016 годах. В последний раз реконструированы были только часть трамвайного пути на Красноярском рабочем, а также на улицах Московской и Коломенской, где по зарубежной технологии вместо шпал использовали резиновую подложку, что позволило сделать движение практически бесшумным.
Конечно, время и резко континентальный сибирский климат сделали свое дело, в процессе демонтажа попадались и достаточно сильно поврежденные участки рельсов, дальнейшая эксплуатация которых могла бы привести к неминуемой трагедии.
— Расчистив участок вы приступили к укладке нового рельсового полотна, расскажите, работать пришлось в условиях минусовых температур, как это было?
— Поскольку сдача объекта по условиям контракта предполагалась в июле 2024 года, работы проводили зимой: заниматься черновой сборкой рельсового полотна, причем вручную, можно в любое время года. А вот проводить работы по контрольному выравниванию, отсыпке, асфальтированию необходимых участков, конечно же, только с наступлением плюсовых температур. Наряду с привычными отраслевыми трудностями исходя из сложности объекта начиналось «набрасывание» полотна при минус 30, а заканчивали работы при плюс 30 градусах, работа не останавливалась ни на один день. Выходили из строя машины, оборудование, болели сотрудники, но все шло согласно графику.
Были и сложности социального плана: проспект им. газеты «Красноярский рабочий» — главная магистраль правобережья краевого центра с очень интенсивным транспортным потоком, а у нас люди, сложная громоздкая техника. Нужно отдать должное красноярцам: и водители, и пешеходы понимали, что рельсовый городской транспорт нужен Красноярску, и в первую очередь для улучшения экологической составляющей. Особо отмечу, что каждый из этапов ремонтных работ был на постоянном контроле у специалистов по техническому контролю УДИБ и городской общественности, в задачу которых входил контроль качества выполняемых работ и соблюдение технологических норм.
— Какого эффекта должны были добиться в ходе проведения такой масштабной реконструкции, ведь трамвайные пути были построены заново?
— Средства на модернизацию трамвайных путей были выделены из краевого бюджета по государственной программе Красноярского края «Развитие транспортной системы». В числе особых приоритетов данной задачи — улучшение плавности хода трамвайных вагонов, а значит, более длительное сохранение эксплуатационных характеристик подвижного состава, повышение безопасности и комфорта пассажиров. Ранее после входа в трамвай пассажиры старались не выпускать поручни из рук, вагоны подбрасывало на стыках, раскачивало. Еще один важный элемент после ремонта — подъем уровня остановок до пола трамвая. Удобное расположение аппарели на одном уровне с полом трамвайного вагона позволяет беспрепятственно входить в транспорт родителям с колясками, а также маломобильным красноярцам без так называемого высокого шага. Эти и другие преимущества высоко оценили члены одной из приемочных комиссий — пассажиры специального трамвайного рейса, в котором принимал участие один из общественников, передвигающийся на инвалидной коляске. Трамвай проследовал по всему отремонтированному участку, останавливаясь на каждой остановке. Члены комиссии обращали внимание на расположение и комфортность эксплуатации спусков, путей к пешеходным переходам, как откидывается аппарель, удобно ли заходить и выходить из салона. Инвалид-колясочник лично проверил удобство заезда и выезда в трамвайный вагон, спуски, уклоны, расположение аппарели, которая, по его мнению, теперь ложится относительно пола трамвая. Отметил он и удобство эксплуатации остановочных путей к пешеходным переходам, где беспрепятственно проходят механическая и электрическая коляски.
— Как оценили качество обновленной трамвайной линии водители трамваев, ведь не только добрых слов, но и критики в ваш адрес было сказано много?
— Критики в процессе строительства было много, и это говорит только о том, что в Красноярске живут неравнодушные люди, любящие свой город. Но мы и сами местные жители, практически все специалисты, работающие в ООО «СибЖДРемСтрой», родились и выросли в Красноярске. А это значит, что строим для себя, своих детей и внуков, строим, чтобы наши близкие, друзья, партнеры пользовались трамвайным сообщением и радовались качеству его работы.
Нам очень важно, что трамвайные пути высоко оценили водители трамваев, ежедневно работающие на маршрутах. Их положительные отзывы вселяют радость, оптимизм и уверенность, ведь для каждого строителя важно знать, что его созидательный труд нужен и важен людям. Есть положительные отзывы от коллег и жителей из других городов — поступают деловые предложения о применении полученного в Красноярске опыта в регионах страны. Пока рассматриваем.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить руководство ООО «Промстрой» и команду ООО «СибЖДРемСтрой» за проделанную огромную и очень сложную работу. Завершение ремонта трамвайных сетей на Красноярском рабочем с отличным качеством и точно в срок — это прежде всего командная работа. Особо отмечу, что на нашем предприятии практически не используется привлеченный трудовой потенциал, все специалисты трудоустроены в штат предприятия, имеют большой профессиональный стаж и опыт. Многие из наших сотрудников выросли буквально вместе с предприятием, в их числе и я. В СибЖДРемСтрое хорошо поставлена преемственность, наставничество — есть трудовые династии. Есть и свой богатый корпоративный опыт, свои ноу-хау, годами наработанные технологии, и даже, свои кулибины: сегодня в условия санкционного давления Запада без особой рабочей и инженерной смекалки практически не обойтись. Надеемся, что проект реконструкции трамвайных сетей Красноярска будет продолжен, с удовольствием поучаствуем в новых городских проектах, связанных с нашей спецификой деятельности. Для этого у предприятия есть весь необходимый производственный потенциал, опыт, а главное, желание работать на благо любимого города и горожан. Приятно осознавать, что частица труда нашего коллектива есть в большом общем деле по подготовке Красноярска к празднованию громкого юбилея — 400-летия со дня основания!