АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 01 (129) 2017 (09.02.2017)

Новые стандарты педагогического мастерства

Текст: Мария Назарова Фото: Иван Юхименко, архив Канского педагогического колледжа
Канский педагогический колледж расширил свое присутствие на региональном чемпионате WorldSkills Russia: если в прошлом году студенты участвовали в одной компетенции, то в 2017-м — уже в трех.
Конкурс «Молодые профессионалы», проводимый в крае в рамках движения WorldSkills, призван выявить сильнейших не только среди представителей технических, производственных специальностей, но и других направлений профессиональной подготовки, включая педагогов. С каждым годом количество компетенций, по которым соревнуются участники, увеличивается. В 2017-м в программу регионального этапа чемпионата включены 16 новых профессий, в том числе три в области педагогики. Это позволило многим образовательным учреждениям края расширить границы своего присутствия на конкурсе и выставить участников в новых компетенциях. Канский педагогический колледж помимо компетенции «Дошкольное образование», в которой в прошлом году занял второе место, был представлен еще в двух: «Преподаватель младших классов» и «Физическая культура и спорт».

— Включение этих компетенций инициировано министерством образования края, поскольку чемпионат WorldSkills Russia — это хорошая площадка для демонстрации возможностей педагогических работников, — рассказывает директор Канского педагогического колледжа Александр Андреев. — Конкурсанты выполняют задания и результаты своей работы демонстрируют в деятельностном подходе: участник не рассказывает членам жюри о том, как проводится зарядка, а показывает ее фрагмент; не обосновывает выбор того или иного оборудования, а демонстрирует на практике, как оно работает. Преимущества такого подхода мы оценили в ходе знакомства со стандартами движения WorldSkills в 2015 году и внесли ряд изменений в систему подготовки педагогов, выстроенную в нашем колледже: добавили несколько факультативов, не предусмотренных стандартным учебным планом, скорректировали содержание некоторых дисциплин, пересмотрели подходы к проведению экзаменационных испытаний. Сегодня студенты второго и третьего курсов на экзаменах выполняют задания, построенные по тому же принципу, что и на WorldSkills Russia.

— Конечно, на сам чемпионат попадают единицы. Тот уровень подготовки, который требуется для успешного выступления на конкурсе профмастерства такого уровня, может продемонстрировать ограниченный круг студентов. Это учащиеся третьих курсов, они уже изучили ключевые дисциплины и прошли основные виды практики, проявили себя в образовательном процессе как талантливые, яркие молодые педагоги с большим потенциалом и мотивацией к развитию. Безусловно, мы готовим их к чемпионату, знакомим со стандартами международного движения, с конкурсными заданиями прошлых лет. Но при этом нужно понимать, что вложить в них те знания и навыки, которые понадобятся для выступления на WorldSkills, за несколько месяцев просто невозможно. Основная база должна быть сформирована, непосредственно перед конкурсом мы можем лишь усилить некоторые акценты, —подчеркивает заместитель директора по научно-методической работе Канского педагогического колледжа Светлана Науменко. — В ходе чемпионата создается совершенно особая среда, отличная от тех условий, в которых молодые педагоги обучаются и работают, но именно она позволяет выявить их способности, установить соответствие уровня подготовки современным требованиям. И если наш лучший студент окажется в числе последних в рейтинге чемпионата, это повод задуматься о качестве подготовки всех учащихся.

Впрочем, у Канского педагогического колледжа оснований для подобных опасений нет: второй год подряд его представители успешно выступают на региональных соревнованиях, добиваясь призовых мест. Так, в 2015 году Екатерина Фротер, студентка третьего курса отделения «Дошкольное образование», в своей компетенции заняла второе место, показав самый высокий результат среди студентов педагогических колледжей края. В этом году эстафету у нее приняла третьекурсница Анна Кириллова, которая стала бронзовым призером состязания.

— Было интересно принимать участие в соревновании такого высокого уровня, познакомиться с участниками из других образовательных учреждений края, посмотреть, на что способны они, и понять собственные возможности, — делится впечатлениями Анна. — Каждый стремился по максимуму продемонстрировать свое мастерство, и, на мой взгляд, все были по-своему сильны. Все мы, пусть и молодые, но профессионалы в своем деле, поэтому особенных сложностей с выполнением конкурсных заданий ни у кого не возникло. Их содержание соответствовало тому уровню подготовки, которую мы получаем в колледже. Было много интерактива, но для меня это тоже не стало чем-то необычным. В то же время, участвуя в чемпионате, я смогла по-новому взглянуть на привычные вещи и оценить свои возможности как бы со стороны, получить новые знания, которые смогу в дальнейшем применить в работе. Много значит и общение с экспертами, ведь любое взаимодействие с состоявшимися специалистами в рамках профессиональной среды обогащает твой личный опыт.

Участникам компетенции предлагалось продемонстрировать различные умения: выразительно прочитать художественное произведение для детей дошкольного возраста и побеседовать о прочитанной книге, провести с дошкольниками комплекс утренней гимнастики, разработать проект для совместной деятельности воспитателя с детьми и их родителями по определенной теме. Часть заданий была направлена на раскрытие творческого потенциала будущих воспитателей: они должны были организовывать театрализованное представление с использованием кукольного театра, вместе с детьми создать демонстрационный образец декоративной росписи и изготовить поделку в технике рисования пластилином на разных поверхностях. Нашли в программе отражение и современные технологии: конкурсантам необходимо было разработать и провести занятие по робототехнике для дошкольников, а также дидактическую игру с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как интерактивная доска и интерактивный стол.

— Мы второй год участвуем в данной компетенции, и по сравнению с прошлым чемпионатом можно отметить положительные изменения в части организации мероприятия, — считает Людмила Диденко, эксперт компетенции «Дошкольное образование». — В том числе это касается работы конкурсного жюри: участников оценивали в основном независимые эксперты, а эксперты-компатриоты (педагоги тех образовательных учреждений, студенты которых состязались в мастерстве) влияли на оценку в гораздо меньшей степени, что способствовало объективности результатов.

Другая представительница Канского педагогического колледжа — Виктория Грязнова, студентка третьего курса отделения «Преподавание в начальных классах» — заняла на чемпионате второе место. Она участвовала в компетенции «Преподаватель младших классов», которая в этом году впервые была включена в краевую программу соревнований WorldSkills Russia. Участникам предлагались самые разнообразные испытания: подготовить устное эссе с элементами творчества, разработать учебную презентацию, провести внеурочное занятие с элементами конструирования (робототехника или «Лего»), подготовиться к собранию для родителей первоклассников на заданную экспертом тему. Работа конкурсантов оценивалась по целому списку критериев — более 20, среди них как объективные, так и субъективные. Некоторые из них варьировались от задания к заданию. Так, при демонстрации презентации эксперты оценивали наличие анимации и звукового сопровождения, а также соблюдение других требований к ее оформлению. На оценку внеурочного занятия с элементами конструирования влияло, насколько целесообразно и обоснованно использование конструирования в ходе занятия, а также насколько эффективно применение выбранного оборудования и материалов для достижения поставленной учителем цели. Кроме того, эксперты обращали внимание на оригинальность и уместность используемых начинающими педагогами методических приемов, грамотность и внятность речи, аккуратность, эмоциональность. Дополнительные баллы участникам начислялись за индивидуальный стиль педагогической деятельности, заботу об эмоциональном комфорте учащихся или их родителей.

— Впечатления от мероприятия остались самые положительные, хотя не обошлось и без стресса, — признается Виктория. — Конкурсные задания достаточно сильно отличались от того, к чему мы готовились, поэтому нужно было очень быстро мобилизовать все свои знания, чтобы принять верное решение здесь и сейчас. Но тем и полезен этот опыт, ведь в моей профессии очень важно уметь принимать решения в нестандартных ситуациях. Участие в чемпионате — это отличная возможность попробовать что-то новое и приобрести профессиональный опыт, который, уверена, пригодится мне в будущем.

Отделение по подготовке учителей начальных классов стало первым из открытых в Канском педколледже, поэтому участие в данной компетенции имеет особенное значение для всего педагогического коллектива.

— Конечно, для нас было очень важно продемонстрировать высокий уровень подготовки, и наша участница с этой миссией справилась достаточно успешно, — рассказывает Марина Шурмелева, эксперт компетенции «Преподаватель младших классов». — Конкурсная площадка была организована на высоком уровне, несмотря на то, что это первый опыт проведения соревнований в данной компетенции. В распоряжении конкурсантов имелось самое необходимое: дидактические материалы, учебники, рабочие тетради, оборудование — все то, что должно быть под рукой у педагога начальных классов. Все организационные вопросы мы обсудили с экспертами на круглом столе, который состоялся после завершения конкурса, чтобы в будущем соревнования по данной компетенции вошли в постоянную программу чемпионата.

Третья компетенция, в которой участвовали представители Канского педколледжа, — «Физическая культура и спорт» — также вошла в этом году в региональный этап WorldSkills Russia впервые. Анастасия Лушкина, студентка отделения «Физическая культура», не заняла призовое место, однако вошла в пятерку сильнейших конкурсантов.

— Мы не знали, чего ждать от соревнований, какие задания придется выполнять, поэтому настраивались на самый высокий уровень сложности, — вспоминает Анастасия. — Как оказалось, не зря: конкурсные испытания действительно были сложными, и хотя они полностью соответствовали моему профилю подготовки, приходилось искать новые, оригинальные решения. Например, от нас требовалось провести тренировку по нормам ГТО, дать экспресс-консультацию на тему здорового образа жизни, подготовить аэробно-танцевальный флешмоб. Все это выходит за рамки обычной работы учителя физкультуры, но именно такие задания позволили экспертам выявить наше профессиональное мастерство. Я рада, что смогла выступить на чемпионате, поскольку это дало мне большой опыт, позволило попробовать свои силы в формах работы, отличных от традиционных.

— Для студентов участие в подобных мероприятиях — отличная возможность проверить свои силы за пределами привычной для них среды, — продолжает тему Виктор Гооль, эксперт компетенции «Физическая культура и спорт». — В таких обстоятельствах раскрывается их потенциал, они могут лучше узнать свои сильные и слабые стороны, оценить степень подготовки соперников и чему-то у них научиться. При этом необходимо понимать, что выступление на региональных соревнованиях такого уровня всегда сопровождается большим напряжением: участники волнуются, много времени проводят в ожидании своей очереди для выступления. Конечно, мы надеемся, что наши студенты продолжат участвовать в чемпионате, расти в профессиональном плане и добиваться побед.

В этом году поддержку конкурсантам обеспечила целая делегация преподавателей и студентов педколледжа во главе с директором Александром Андреевым. Кроме того, их задачей было познакомиться с организацией проведения чемпионата и условиями, в которых участники выполняли задания. В роли экспертов компетенций выступили заведующие отделений колледжа, для которых важно видеть итоги своей работы со стороны, оценивать ее не только по результатам срезов текущего контроля, но и по итогам участия в таких мероприятиях.

— Анализ опыта, полученного в результате прошлогоднего участия в WorldSkills Russia, побудил нас внести изменения в преподавание некоторых дисциплин в части как формы, так и содержания, с целью формирования профессиональных компетенций обучающихся. В частности, мы изменили формат проведения практических занятий и занятий-практикумов, провели корректировку контрольно-оценочных материалов комплексных и квалификационных экзаменов по междисциплинарным курсам и профессиональным модулям, — отмечает Александр Андреев. — Мы придерживаемся той точки зрения, что если задания чемпионата позволяют выявить уровень профессионализма участников, то такой же формат можно и нужно использовать в ходе подготовки остальных студентов, которые не смогут принять участие в международном движении WorldSkills. Наша задача — не только вложить в студентов необходимые для профессионального роста знания и умения, но и научить демонстрировать их в своей работе. И в этом смысле особенно актуален деятельностный подход, положенный в основу стандартов WorldSkills, поскольку именно он позволяет добиться необходимого результата. 

просмотры: 1559
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске