АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 08 (200) 2023 (06.09.2023)

Новые модели для инициативной молодежи

Текст: Мария Кузнецова
Первого сентября в День знаний сотни тысяч школьников и студентов вошли в учебные классы и аудитории для получения знаний,
умений и навыков, необходимых для выстраивания жизненного и профессионального пути.

В начале каждого учебного года у родителей, детей, да и у самих работников образования возникает множество вопросов. Как помочь социализации ученика или студента? Какие новые модели нужны для решения вечных образовательных задач сегодня? Ответы на часть из этих вопросов получаем в беседе с Лидией Ивановой, кандидатом философских наук, руководителем Центра развития профессионального образования (ЦРПО) Красноярского края.

— Лидия Васильевна, какие задачи стоят сейчас перед сферой образования — школьного, дополнительного, профессионального?

— На мой взгляд, задачи образования всегда одинаковы. Обеспечение социализации выпускника школы, техникума или вуза, то есть помощи по освоению модели цивилизованного поведения и благополучного самоощущения в ней. Профессионализация взрослеющего человека в широком понимании — это подготовка к созданию качественных продуктов, формированию осознанной и ответственной позиции в выбранной сфере деятельности.

Но хотя сами задачи образования остаются неизменными, формы и методы их воплощения меняются в соответствии с изменениями в социуме, информационном поле, производственных технологиях.

В наше время становится продуктивным ориентир на проектную деятельность. Школьникам и студентам предлагается освоить знания и модели поведения с учетом собственной пробы в заданной ситуации. Важная составляющая современного учебного процесса — инициативность молодых людей, которые все чаще выступают заказчиками в получении собственного образования, а порой и полноценными партнерами для педагогов.

При этом вечные образовательные задачи дополняются локальными, вытекающими из актуальных приоритетов государственной политики, федеральных проектов и не всегда напрямую связанными со сферой образования. Например, сейчас в связи с вопросами кадрового и технологического суверенитета нашей страны актуальной стала задача развития у обучающихся способности к самостоятельному инженерно-техническому творчеству, рационализаторству, изобретательству. На этапе учебы такие инициативы могут быть самыми разны-ми — от фантазийных изобретений, но обоснованных с инженерной точки зрения, до реально значимых разработок.

На мой взгляд, ключевым условием успеха здесь является организация продуктивного, взаимно значимого и при этом эмоционально комфортного взаимодействия, кооперации между педагогами и теми, кто учится, а также внутри обучающихся групп. Для этого важно сформировать у взрослеющего человека способность к анализу и осмыслению (рефлексии) ситуации. А педагог должен суметь направить его по этому пути, а значит, обладать соответствующим инструментарием. 

— За счет каких приемов в профессиональном образовании обучающийся может получить собственный опыт деятельности, в том числе и технологический?

— В профессиональном образовании всегда присутствуют два компонента. Это человеческий, связанный с осознанием собственных интересов и вытекающих из них целей деятельности, а также профессиональный, нацеленный на решение задач определенного типа посредством конкретных технологий.

Опыт формируется на стыке, когда личные интересы преобразуются в формализованные задачи, решаемые за счет технологий. Но для получения такого многогранного опыта необходимо создать соответствующее пространство, где молодой человек сможет проявить свои таланты, мотивировать его. И в Красноярском крае подобные пространства успешно формируются и действуют.

Например, в Красноярском политехническом техникуме сегодня создана лаборатория уникальных компетенций. Там студенты создают такие высокотехнологичные и социально востребованные продукты, как беспилотные летательные аппараты. Их разработки стали частью значимого федерального проекта, обеспечивающего подготовку авиационного оборудования. Важно, что студенты это делают в кооперации с выпускниками техникума, с преподавателями, инженерами и получают признание своих достижений.

Еще один пример — это чемпионаты профессионального мастерства, позволяющие участникам проделать все шаги от замысла продукта до его производства, а по итогам получить компетентные оценки от признанных мастеров. Сегодня мы вышли из международного движения WorldSkills, накопив и осмыслив более чем десятилетний опыт участия в нем. На смену пришло российское движение «Молодые профессионалы». Не менее результативными в качестве пространств самореализации стали и «Дельфийские игры».

В течение многих лет в системе среднего профессионального образования края организуется фестиваль «Территория творчества» с множеством номинаций. В его рамках могут проявить себя все: и преподаватели, и студенты, умеющие мастерить, петь, рисовать, танцевать, изобретать, создавать любой качественный творческий продукт.

— Пробы себя в деятельности могут стать ключевым компонентом современного образования, позволяющим человеку добиться жизненного успеха?

— На мой взгляд, да. Как мне кажется, основное, что получают ребята в ходе профессиональных и общекультурных проб, это личностное отношение к деятельности, к делу. А оно во многом формируется за счет успешного и радостного взаимодействия со сверстниками и с взрослыми. Но есть и другие инструменты. Прежде всего, это специально сформулированные и целенаправленно удерживаемые конкурсные требования к выполняемой работе, подкрепляемые объективными критериями ее качества.

Возвращаясь к чемпионатам профессионального мастерства, в основе которых завершенная профессиональная проба, нужно отметить, что за десять с лишним лет своего проведения онизадали важные примеры, нормы для обновления образовательного процесса в техникумах и колледжах.

— Пробные действия становятся факторами успеха автоматически, или нужны определенные условия, чтобы они сыграли свою роль?

— Главное условие, на мой взгляд, — наличие соответствующих компетенций у конкретных педагогов, а также их собственное желание достичь необходимых образовательных результатов. Когда педагог, ориентируясь на жестко зафиксированные требования стандартов, не адаптирует их к актуальным запросам конкретного обучающегося, то с большой долей вероятности он не достигнет успеха. Сегодня ЦРПО Красноярского края формирует программы профессионального развития педагогов по двум направлениям. Во-первых, индивидуальное получение знаний и навыков в той линии, где специалист уже работает. Это повышение квалификации, которое может осуществляться и в стандартном формате, и как открытые профессиональные пробы, например, стажировки. Во-вторых, участие в решении проектной задачи в формате командной работы, когда ты должен согласовывать свои намерения и действия с коллегами, определять и удерживать собственную позицию, принимать помощь и оказывать ее, формировать общие с коллегами ценности. И то, и другое позволяет педагогам получить эффективный и современный инструментарий для дальнейшей деятельности.

 

просмотры: 142
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске