Территория пришкольного участка лицея № 9 «Лидер» составляет около 2 га и уже давно стала местом отдыха жителей микрорайона Предмостной площади. Каждое лето руками учеников, их родителей и учителей двор превращается в яркий сказочный сквер, где можно гулять с маленькими детьми, заниматься спортом, просто отдыхать. Еще в прошлом году у директора лицея Ирины Осетровой возникла идея создания на пришкольной территории парка «Красноярск в миниатюре». Суть проекта — разместить макеты популярных символов Красноярска, по одному-двум объектам из всех семи районов города. Главное условие — участвовать в реализации проекта должны все вместе: учащиеся, родители и учителя.
— На пришкольной территории лицея размещены современные спортивные площадки, есть зоны отдыха, малые архитектурные формы. В спортивной зоне всегда много тех, кто занимается физкультурой, и это не только ученики лицея, но и дворовые команды, жители микрорайона. К нам приезжает много гостей на различные мероприятия городского, краевого и федерального уровней, в том числе представители власти, бизнеса, культуры, образования, — рассказывает директор лицея № 9 «Лидер» Ирина Осетрова. — Традиционно в летний период в школьном дворе воплощаются различные творческие идеи: появляются фигуры сказочных героев, животных, новые улочки и аллеи, множество цветников и клумб. Благоустройство осуществляется по индивидуальным проектам классных коллективов в тесном контакте с учителями и родителями. При этом все арт-объекты были малобюджетными, недолговечными и требовали ежегодной замены. Были и другие проблемы, связанные с большой проходимостью людей (с одной стороны магазин «Командор», с другой — остановка «Ул. А. Матросова»), на территории лицея оставалось от прохожих много мусора, вытаптывались газоны. И вообще, зеленые растения и цветы, с любовью высаженные учениками, учителями и родителями, к началу нового учебного года имели не очень приглядный вид, что свидетельствовало о низкой культуре поведения гостей школьного двора. В прошлом году оформленная по проекту «В мире сказок» территория лицея стала более привлекательной, и мы увидели другое, более бережное отношение со стороны жителей. Особой популярностью у детей и взрослых пользовался шатер, в котором читали вслух классическую литературу, стихи, сказки.
Красноярск — миллионный город с множеством детей и, конечно же, существует проблема их занятости в летний период, особенно это касается детей из малообеспеченных семей, из так называемой группы риска. В лицее уверены, что интерактивные площадки парка очень важны для детского общения, так как помогают ребятам проявить себя, обрести уверенность в собственных силах. Отметим, что проект «Красноярск в миниатюре» является не только социальным, но и образовательным, поскольку способствует отработке полученных знаний и навыков и приобретению новых.
— Реализация идеи создания парка миниатюр началась в сентябре прошлого года. Между классами были распределены обязанности: кто какие объекты изготавливает, какую информацию рядом с символом следует разместить, как оформить стены уже не нового здания лицея, какие цветы выбрать для оформления клумб, кто выращивает рассаду и многое другое. Дети делали эскизы своих участков, готовили чертежи. Родители помогали в изготовлении макетов, ведь все должно было быть по-настоящему! — подчеркивает Ирина Осетрова. — В марте инициативой некоммерческого фонда «Попечительский совет лицея № 9» проект был презентован на конкурсе по отбору социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидии. Рамки его были расширены. Поскольку наш город в 2019 году станет местом проведения Универсиады, мы решили, что школьный парк будет отличным местом популяризации этого грандиозного события для жителей нашего района и города. Партнерами выступили Дирекция Универсиады и Центр технического проектирования, который на основе наших эскизов помог сделать общий технический 3D-проект. Мы стали победителями этого конкурса и выиграли грант в размере 325 тыс. рублей.
Первый этап проекта уже завершен: установлены макеты главных символов города и информационные таблички, развешены баннеры, выполнена подрезка деревьев и кустарников, оформлены цветочные клумбы, рабатки, вазоны. Преобразилась и территория перед центральным входом в здание благодаря установке вдоль тротуаров металлических ограждений. Перед входом размещены объемные фигуры герба г. Красноярска, символа лицея и объемные буквы, из которых сложено имя столицы края.
Открывает парк Центральный район — макеты красноярского Биг-Бена, часовня Параскевы Пятницы и арка «375 лет созидания и развития». Здесь же установлен баннер с изображением спортивного объекта — Дворца спорта им. И. Ярыгина. Продолжает парк Железнодорожный район с изображением вокзала на стене трансформаторной будки и макета паровоза-памятника «Серго Орджоникидзе». Далее — Советский район с макетом памятника самолету МиГ-21Ф и баннером с изображением «Арены. Север». Свердловский район представлен замечательными уголками, посвященными заповеднику «Столбы», парку флоры и фауны «Роев Ручей» и, конечно же, знаменитому Бобровому логу. Октябрьский район представлен библиотекой СФУ и баннером с изображением Академии биатлона, Ленинский — макетом ракеты-носителя «Космос-3М», а Кировский — Театром юного зрителя. На стенах здания лицея размещены пять баннеров с изображениями популярных мест города, а на фасаде, выходящем на ул. Семафорную, — плакат с символикой Всемирных студенческих игр: «Универсиада-2019 — это наша зима!» На спортивной площадке — два баннера с изображениями 20 послов игр и карты спортивных объектов Красноярска. Рядом с каждым макетом размещены информационные таблички, с обратной стороны которых представлены высказывания известных русских писателей о человеческих ценностях. Повсюду расставлены скамейки для отдыха и стойки с висячими вазонами с цветами. Теперь жителям соседних домов есть где погулять с детьми, сфотографироваться и просто приятно провести время.
23 июня состоялось торжественное открытие парка «Красноярск в миниатюре» с участием главы города Эдхама Акбулатова. По его мнению, парк имеет полное право на то, чтобы стать еще одной достопримечательностью столицы края. Популяризации проекта поспособствует множество мероприятий, запланированных на это лето. В открытом шатре будет организован просмотр видеороликов о Красноярске и его истории, хроник Универсиады, а также чтение популярной литературы. Лицеисты проведут экскурсии по парку, а в августе здесь пройдут спортивный праздник в честь Дня физкультурника и встречи с представителями Дирекции Универсиады. Во всех мероприятиях предполагается участие жителей микрорайона.
— Мы хотим, чтобы школьный парк со временем превратился в настоящее культурно-образовательное пространство —знаковое место района. В нем постепенно будут появляться макеты и других зданий Красноярска: музеи, библиотеки, театры. И, конечно же, спортивные объекты, которые будут возведены к Универсиаде! — заверяет Ирина Осетрова.
Педагогический коллектив лицея № 9 живет в постоянном поиске: идеи, проекты, новые учебные программы, направленные на изменение модели образования, разработанные педагогами лицея и реализуемые уже в течение пяти лет. В настоящее время в процесс обучения внедряется новый концепт — «лидерство в авангарде», который поможет школьникам стать более самостоятельными и приспособленными к реалиям жизни.
— Индивидуализация образования, являющаяся основой федерального госстандарта, требует включения новых узлов в наши модели. Необходимы механизмы, которые позволят детям не только вооружиться знаниями, но и научиться их применять на практике. К примеру, создание разновозрастных групп очень способствует развитию детей через общение и рефлексию. «Усиление сильного» — подобная методика позволяет детям разобраться в причинах своих неудач, справиться с внутренним тормозом и начать активное движение. У детей должны быть кумиры как стимул к достижению результата. С этой целью в предстоящем учебном году в лицее появятся тематические кабинеты, оформленные в честь знаменитых писателей, ученых, общественных и политических деятелей: Шекспира, Циолковского, Виктора Астафьева, — отмечает Ирина Осетрова. — Учебный процесс должен быть построен на принципах деловой активности, рационального труда и отдыха. Нами должны быть разработаны контрольно-измерительные материалы по единым образовательным кодификаторам, нацеленным на сквозные результаты, в основе которых высокая технологическая грамотность, осознанность, ответственность, самостоятельность, мобильность, лидерство, инновационность, креативность, умение прогнозировать будущее на 15-20 лет вперед. Наша главная цель — выпустить из стен лицея человека с прогрессивной смекалкой, человека предприимчивого, способного взять на себя ответственность за собственные жизнь, образование, карьеру.