АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 08-09 (156) 2019 (16.09.2019)

Новая политика в лесной отрасли

Текст: Мария Кармакова
Красноярский край входит в число лидеров среди регионов РФ по объемам заготовки древесины, количеству реализуемых инвестпроектов в области освоения лесов, внедрения механизмов биржевых торгов. Однако наряду с достижениями есть и проблемы, требующие решения на федеральном уровне.

 

Ключевые задачи, которые стоят сегодня перед лесным комплексом страны, — это прежде всего эффективное многоцелевое использование лесов, развитие глубокой переработки древесины, усиление охраны и защиты лесов от пожаров и вредителей, увеличение объемов лесовосстановительных работ. О том, как решаются эти задачи в сибирском регионе, и в целом о векторах развития отрасли рассказывает министр лесного хозяйства Красноярского края Димитрий Маслодудов.

— Димитрий Александрович, каких изменений в отраслевой политике можно ожидать на региональном уровне?

— Основные действия в рамках новой лесной политики должны быть направлены на повышение эффективности управления лесным комплексом через формирование общественного договора, обеспечивающего принципы ответственного лесопользования, а также повышение роли органов местного самоуправления в регулировании деятельности в лесах. По сути, необходимо, чтобы каждый участник системы лесопользования принял на себя более широкие обязательства, чем это предусмотрено нормативными требованиями.

Один из основных принципов этого общественного договора — оптимизация использования лесов. Речь не только о соблюдении арендаторами нормативных требований, но и об активизации государственно-частного партнерства в базовых вопросах лесопользования, таких как лесоустройство, лесовосстановление, переработка отходов лесозаготовки и лесопиления, глубокая переработка древесины.

Повышенные обязательства, которые крупнейшие лесопользователи края готовы принять, нашли отражение в Лесной хартии Красноярского края. Документ подписали семь крупных лесозаготовительных компаний, на долю которых приходится 40% площади арендованных лесов края и более 50% заготовки древесины. Власть и бизнес берут на себя повышенные обязательства по лесоустройству, и в первую очередь на интенсивно используемых территориях, а это около 40 млн га. Привлекая арендаторов, мы увеличим скорость актуализации информации о лесах в четыре раза. Кстати, в прошлом году лесоустройство было проведено на площади почти 1 млн га, причем 80% земель лесоустроено именно арендаторами.

Второе важное направление лесной политики — формирование современной системы оперативного мониторинга ситуации в лесах и эффективности лесопользования. Мы продолжаем развивать информационные системы, которые обеспечат актуальные сведения о лесах, а также доступ к этим данным для всех лесопользователей. Наш край стал пилотной площадкой по апробации космических методов лесоустройства. Федеральным органам власти, экспертам, научному сообществу пришла идея инвентаризировать леса из космоса: посчитать деревья по определенному алгоритму, наложив на карты. Эту работу проводит федеральное бюджетное учреждение «Рослесинфорг». Его представительство есть в нашем крае.

Обновленная лесная политика в крае предусматривает также такие направления, как развитие лесной промышленности, обеспечивающей глубокую переработку древесины, развитие локальной экономики муниципальных образований за счет развития лесного комплекса и массированную реализацию мер по декриминализации лесной отрасли. В настоящее время по каждому направлению формируются дорожные карты с конкретными мероприятиями и наиболее эффективными методиками.

Особое внимание в новой лесной политике уделяется вопросам использования лесов на землях, не относящихся к государственному лесному фонду. На сегодня так называемые «белые пятна» — это теневая зона лесных отношений. В прошлом году мы в пилотном режиме отрабатывали механизмы исключения покрытых лесом участков из земель сельскохозяйственного назначения в отдельных муниципальных районах. Отмечу, что первый результат получен в Рыбинском районе: четыре залесенных участка переведены в земли лесного фонда. В текущем году с 1 июля вступили в силу изменения в Лесной кодекс по вопросам регулирования использования лесов на землях сельхозназначения. Поэтому в рамках плана по декриминализации отрасли мы разработали соответствующую дорожную карту.

— Масштабные изменения в отраслевой политике повлекут за собой обновление нормативной базы?

— Безусловно, для наших инициатив перемены в законодательтсве необходимы, и такая работа уже ведется. В первую очередь налажено взаимодействие с депутатским корпусом. Например, организована работа по внесению изменений в федеральное законодательство в целях снятия ограничений по нагрузке на ось, которые действуют в отношении лесовозной техники. К решению проблемы подключены Минтранс России, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, а также Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству.

Еще одно направление совместной работы — создание механизмов целевого обеспечения лесными ресурсами приоритетных инвестиционных проектов в рамках развития локальной экономики. Сделать это планируется через введение особых условий для субъектов малого и среднего бизнеса.

Кроме того, необходимо законодательно повышать участие местного самоуправления в лесной сфере. Муниципалитеты выступают центром наведения порядка в государственном лесном фонде и должны стать центром контроля лесопользования на своем уровне. Приоритетным направлением для развития у муниципальных образований является контроль заготовки древесины, включая проверку лесосек, а также контроль ее переработки, предусматривающий утилизацию отходов лесопиления.

Также мы подготовили ряд законодательных инициатив в рамках плана по декриминализации отрасли, включая контроль целевого использования древесины гражданами, усиление ответственности за применение схем легализации древесины. Дополнительно подготовлен пакет предложений в федеральные нормативные акты по основным направлениям новой лесной политики, которая призвана консолидировать возможности всех субъектов лесного комплекса для более эффективного использования лесных ресурсов края.

просмотры: 910
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске