АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 11-12 (170) 2020 (23.12.2020)

Новая эпоха промышленной безопасности

Текст: Евгения Лосякова Фото: my.krskstate.ru
В области промышленной безопасности, похоже, действительно грядут изменения. По плану инициаторов и создателей соответствующего законопроекта, часть новшеств вступит в силу уже в январе 2021 года. Этого события с нетерпением ждут как руководители предприятий, представители бизнеса, так и сотрудники контролирующих и надзорных органов. Слишком уж много вопросов вызывает правовое регулирование важнейшего аспекта государственной безопасности.

 

Красноярский край — один из самых больших и наиболее индустриально развитых регионов России. На его территории зарегистрировано несколько сотен промышленных предприятий. Большая часть из них развернула свою деятельность в краевой столице. Продукция многих местных заводов известна не только в стране, но и далеко за ее пределами. Ведущими отраслями традиционно считаются химическая, цветная металлургия, машиностроение, металлообработка, деревообработка и др. Всего в Красноярье 5 гидроэлектростанций, более 1500 гидротехнических сооружений, 150 потенциально опасных объектов, железнодорожные и автомобильные магистрали, нефте- и газопроводы. У региона большой промышленный потенциал, а это, как известно, не только преимущество, но и повышенная ответственность. Промышленная безопасность всех производственных предприятий находится под пристальным вниманием государства, поскольку, как правило, несчастные случаи, аварии, чрезвычайные происшествия, угрожающие экологии окружающей среды и человеку, происходят именно в этой области. Не удивительно, что требования к промбезопасности периодически совершенствуются. Тем более в сложном 2020 году.

 

Ликвидация недостатков

СOVID-19, а также реализация проекта так называемой регуляторной гильотины, предполагающего отмену или пересмотр нормативных документов, содержащих избыточные или морально устаревшие требования к деятельности предприятий, привели к необходимости серьезных изменений на законодательном уровне. Их по вполне понятным причинам с нетерпением ждали и руководители предприятий, и сотрудники контролирующих органов. Кстати, справедливости ради надо отметить, что в Ростехнадзоре и до пандемии неоднократно обращали внимание на то, что отдельные положения действующего закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ не соответствуют текущей ситуации. По этой причине в июне 2019 года в ведомстве подготовили масштабный проект по устранению выявленных недостатков. Для внедрения предложенных нововведений предлагалось установить адаптационный период, который дает возможность владельцам опасных производственных объектов, а также эксплуатирующим организациям, приспособиться к новым требованиям. Согласно действующим правилам после прохождения общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы законопроект был передан на рассмотрение в министерство экономического развития РФ. Ведомство, проведя проверку, указало на множество недостатков разработанного документа. Среди них в том числе несоответствие некоторым требованиям проекта регуляторной гильотины, реализуемого во всех областях федерального управления, включая сферу промышленной безопасности; недостаточная степень проработанности механизмов осуществления государственного контроля за работой новых инструментов; наличие избыточных или морально устаревших способов осуществления контроля, вводимых документом, и так далее. В результате законопроект был возвращен Ростехнадзору на доработку. Таким образом, ситуация с обеспечением промышленной безопасности повисла в воздухе — никто не понимал, как долго все это продлится.

 

Что именно изменится

Однако в последнее время эксперты заговорили о том, что из-за своей исключительной актуальности важнейший документ может быть принят в ближайшее время.

— Законопроект «О промышленной безопасности» необходимо привести в соответствие с принятым в конце июля законом № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Мы его разрабатывали еще до начала «регуляторной гильотины», поэтому с учетом нового закона было принято решение посмотреть, насколько наш законопроект ему соответствует и что в нем нужно поправить. Концептуальных изменений в новой версии законопроекта не будет. Речь идет о технических деталях, которые затрагивают порядок реализации наших полномочий. Наш законопроект прошел все необходимые согласования, в его разработке участвовали 18 федеральных органов исполнительной власти, в частности он получил одобрение в ЦБ РФ, «Росатоме». Обновленный вариант мы будем готовы вносить уже в середине октября. Все будет зависеть от того, когда его рассмотрит и примет Госдума. Мы планируем, что часть статей вступит в силу с 2021 года, часть — чуть позже, — отметил в беседе с агентством «Интерфакс»
глава Ростехнадзора Алексей Алешин.

В общей сложности в области промышленной безопасности отменяется 10 постановлений правительства и 155 ведомственных приказов (норм и правил), в области безопасности гидротехнических сооружений — 6 актов правительства и 20 ведомственных актов. Таким образом, общее количество нормативных актов должно снизиться в три раза. Взамен отменяемых нормативных правовых актов предусмотрена разработка Ростехнадзором новых. При этом, как подчеркивают в федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, почти 90 % требований останутся, просто они будут приведены в «более удобоваримую форму». В Ростехнадзоре не сомневаются, что 1 января будут выпущены все необходимые ведомственные документы по всем направлениям.

 

Экспертиза промбезопасности

Кстати, реформирование законодательства коснется и некоторых аспектов в области использования экспертиз промышленной безопасности. По словам руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в России в настоящее время порядка 70 % экспертиз в области промышленной безопасности связаны с продлением ресурса технических устройств. Тем временем, во всем мире функции по продлению срока эксплуатации технического устройства принадлежат заводу-изготовителю, поскольку предприятие знает свое изделие.

— У нас же решение о продлении срока эксплуатации технического устройства принимает так называемый независимый эксперт. Но достаточно ли знаний эксперта, который не участвовал в разработке и испытании этого изделия, чтобы взамен разработчика принимать решение о продлении его срока службы? Насколько это заключение объективно? Нередко, начиная разбираться с экспертизами, мы видим, что подход к их проведению со стороны экспертов формальный. И выходит, что для эксплуатирующей организации важно не фактическое проведение экспертизы и подтверждение, что изделие действительно можно эксплуатировать, а бумажка, с которой потом они пойдут отчитываться к нам. Мы против такого подхода. Нам нужно, чтобы предприятие эксплуатировало абсолютно безопасный объект и несло за него ответственность. Поэтому возникла идея перенести решение по продлению срока службы устройства на уровень компании. Хочу заметить, что речь не идет об отмене экспертизы промышленной безопасности. Мы лишь говорим, что нет обязательной экспертизы, а по желанию — пожалуйста. Главное, чтобы решение о продлении срока службы технического устройства осмысленно и ответственно принимало руководство эксплуатирующей организации. Сейчас в наших нормативных актах почти ничего нет об ответственности собственников. Поэтому, я считаю, нужно юридически вовлекать собственников в процесс организации промышленной безопасности на предприятии, чтобы это стало их прямой обязанностью. Этот момент мы также предусмотрели в законопроекте «О промышленной безопасности». Мы предлагаем сделать службы контроля на предприятиях подотчетными как минимум советам директоров. Сейчас они подчиняются руководителю организации, которое эксплуатирует ОПО, — пояснил руководитель федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Алешин.

Между тем на разных информационных площадках уже идет обсуждение грядущих кардинальных изменений. Кто-то их ждет, а кто-то критикует. Пожалуй, лишь в одном участники интернет-дискуссий сходятся единодушно: промышленная безопасность, а точнее, ее законодательная основа, действительно требует усовершенствования. И не только потому, что некоторые действующие требования потеряли свою актуальность и откровенно мешают ведению предпринимательской деятельности, но и потому, что ответственность за жизненно важный для государства аспект не должна порождать вопросы, на которые невозможно найти ответы.

просмотры: 773
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске