От поля до стола
Стратегия развития АПХ «АгроЯрск» выстроена по принципу формирования полного технологического цикла, включающего производство сельхозпродукции (молоко, мясо, зерно), его переработку (молочная продукция, мясные полуфабрикаты, мука и хлебобулочные изделия), хранение и сбыт. Причем ключевая составляющая этого цикла — сырьевая.
— Мы не ставим перед собой цель занять определенную долю рынка продуктов питания, не стремимся конкурировать с крупными переработчиками, — подчеркивает генеральный директор ЗАО Агропромышленный холдинг «АгроЯрск» Игорь Домнин. — Основной вектор развития предприятия связан с наращиванием оборотов товарного производства, нацеленного на переработку исключительно собственного сырья, получаемого в подразделениях холдинга. Эта политика диктует нашу стратегию поведения на рынке: количество произведенного продукта определяется количеством полученного сырья. Если же его нет, мы не ищем способов заменить натуральные компоненты искусственными, чтобы обеспечить объемы готовой продукции. Наша цель — предоставить потребителям возможность выбирать качественные и свежие продукты питания. При этом, говоря о молочном производстве, стоит отметить, что дефицита на этом рынке в крае нет. Напротив, молока и молочной продукции на полках представлено намного больше, чем производится сырья местными сельхозпредприятиями. В этих реалиях привлечь внимание покупателя и завоевать его доверие можно только в том случае, если предлагаемый продукт имеет неоспоримые достоинства по сравнению с аналогами, а производитель в состоянии доказать существование и весомость этих достоинств.
«АгроЯрск» делает ставку на натуральность и свежесть своей продукции. Использование только собственного сырья позволяет контролировать его качество на самых ранних стадиях производства. В настоящее время суточный надой в агрохолдинге составляет 27 тонн. К концу года планируется увеличить этот показатель до 30 тонн за счет расширения молочного стада с 2100 до 2200 голов, но главным образом — за счет повышения продуктивности в результате усовершенствования технологии доения, улучшения кормовой базы для животных и условий их содержания. По словам генерального директора АПХ «АгроЯрск», «молочный» бизнес можно выстраивать только с учетом долгосрочной перспективы. Ведь на то, чтобы получить собственное качественное сырье, уходит около трех лет — таков срок введения в стадо новой телки. А для того, чтобы она давала действительно вкусное и полезное молоко, необходимо обеспечить ее здоровье, организовать комфортные условия содержания и питания. Именно эти направления деятельности являются ключевыми для работников подразделений «Шилинское» и «Маяк», где ведется плановая работа по укреплению здоровья молочного стада, целевому формированию кормовой базы. В 2014 году реконструировано четыре старых коровника и построено два новых, проведено благоустройство — забетонированы полы для удобства животных, произведена замена оборудования.
— Основные задачи в области обеспечения качества мы видим не только в плоскости переработки, а прежде всего в сфере производства, — отмечает Игорь Домнин. — В деревне вкус молока у каждой коровы отличается, потому что они содержатся в разных условиях, по-разному питаются, наконец, у одной хозяйки рука «легкая», у другой — нет. Все это сказывается на свойствах продукта. И если мы хотим скорректировать его вкусовые качества, то делать это нужно не на этапе технологического производства и не с помощью искусственных добавок, а на этапе получения сырья. Многие переработчики не имеют такой возможности, поскольку работают с доступной сырьевой базой, которая им не принадлежит, и соответственно не могут контролировать ее качество. В этом смысле мы находимся в более выгодных условиях.
Деликатный продукт
Из всего получаемого в «АгроЯрске» молока половина поступает в переработку непосредственно на предприятии, остальное направляется партнерам-переработчикам. Таким образом, предприятие имеет 100-процентный запас роста и со временем перей-дет на переработку всего объема получаемого сырья, чему будет способствовать модернизация действующего производства и запланированное в перспективе строительство нового молокозавода. Впрочем, ультрасовременное оборудование — отнюдь не главный «козырь» агрохолдинга. Молоко — продукт деликатный, который мало получить. Его еще нужно правильно сохранить, чтобы оно не потеряло свои полезные свойства и в соответствии с концепцией «фреш фуд», которую реализует предприятие, попало к потребителю еще свежим. А потому главный принцип работы технологов — «не навреди».
— Чем меньше мы дотрагиваемся до продукта, тем лучше, — подчеркивает Артем Казанков, руководитель цеха переработки. — Наша задача — молоко, полученное от коровы, с минимальными изменениями упаковать и как можно быстрее доставить на стол потребителю. Для этого нет необходимости использовать искусственные добавки и консерванты, наши главные инструменты — температура и время. Максимально быстро охлаждая молоко после дойки, мы тем самым останавливаем рост молочнокислых бактерий, который начинается после контакта молока с окружающей средой. Чем быстрее наступит охлаждение, тем дольше сырье сохранит качество и полезные свойства. В идеале охлаждение должно быть проведено в течение трех часов после дойки, а затем в течение тех же трех, максимум восьми часов продукт необходимо упаковать. У крупных перерабатывающих компаний, как правило, нет возможности уложиться в такие сжатые сроки: сырье доставляется издалека и только на этапе приемки может задержаться на период до 12 часов. У нас же молоко поступает в цех переработки в течение 20 минут.
Благодаря такому эффективному и бережному обращению с сырьем предприятию стал доступен еще один формат реализации питьевого молока — в бочках. Несмотря на предубеждения некоторых потребителей, сегодня этот продукт прочно занял свою нишу на краевом рынке. Обрело постоянных покупателей и бочковое молоко от «АгроЯрска». В настоящее время бочки с логотипом компании можно встретить в Красноярске (порядка 15 точек) и близлежащих городах — Дивногорске и Железногорске. Потребителей привлекает не только достаточно низкая цена (бочковое молоко — в первую очередь продукт социальный), но и его отличные вкусовые свойства, а главное — свежесть, которую обеспечивают качественная подготовкой сырья и самих бочек, грамотная логистика и высокие требования к продавцам.
В дальнейшем компания планирует использовать для торговли бочковым молоком передвижные павильоны. В таком павильоне можно будет не только разместить саму бочку, но и укрыть продавца и нескольких покупателей от ветра, дождя и снега, а также установить небольшой прилавок с уже упакованной продукцией сельхозпредприятия. Как отмечает генеральный директор АПХ «АгроЯрск», если изначально не выдержать требуемую технологию охлаждения сырья, то конечный продукт не будет качественным, и не важно, в какой форме его преподносить покупателю. И напротив, убедившись в отличных свойствах доступного бочкового молока, потребители с доверием отнесутся к чуть более дорогостоящей продукции, реализуемой под той же торговой маркой.
— Мы знаем потребителя, на которого рассчитана наша продукция, — рассказывает Игорь Домнин. — Это человек, который хочет потреблять качественные, натуральные, свежие продукты и готов ради этого мириться с некоторыми их особенностями, такими как малый срок хранения или цена выше средней. В то же время, он не будет приобретать дорогой продукт, если с его точки зрения цена неоправданно завышена.
Впрочем, «накручивать» ценники на свои товары руководство агрохолдинга не намерено. Ценовая политика компании определяется в том числе отсутствием искусственных добавок, консервантов и ароматизаторов, ведущих к удорожанию конечного продукта, а также географическим положением — подразделение «Шилинское», где размещено молочное производство, находится всего в 40 минутах езды от краевого центра. А значит, нет необходимости привлекать посредников для реализации готовой продукции, гораздо удобнее и дешевле выстраивать прямое сотрудничество с торговыми сетями. Это способствует не только удешевлению продукта, но и сохранению свежести, поскольку сокращает его путь от фермы до прилавка. В настоящее время АПХ «АгроЯрск» заключены договоры на реализацию молочной продукции через торговые сети «Красный Яр», «Командор», «Премьер», «Красноярский хлеб», сеть фирменных магазинов Березовского хлебокомбината. Не исключено, что в будущем молочная продукция «АгроЯрска» будет реализовываться через собственную торговую сеть холдинга.
Классика жанра
Те же принципы минимального вмешательства в технологический процесс и использования только натуральных компонентов лежат в основе переработки молока в готовую продукцию. Ассортиментная линейка «АгроЯрска» включает помимо питьевого молока 2,5 и 3,2% жирности сметану (20%), творог (2%), ряженку (3,2%), кефир (2,5%), йогурт, масло сладко-сливочное «Крестьянское» и полутвердый сыр «Буковинский».
— Вся молочная продукция имеет короткие сроки хранения, что является результатом минимальной термической обработки, которая позволяет сохранить питательные свойства и вкусовые качества, присущие только свежим молочным продуктам, — делится технолог молочного цеха Валентина Литвиненко. — Для каждого из них выбирается оптимальная температура пастеризации молока: для сыра — 72 градуса, для творога — 78–85, для йогурта — 95, это максимальная температура. Поскольку мы изначально получаем чистое молоко, минимально обсемененное бактериями, то нет необходимости прибегать к его стерилизации или пастеризовать при температуре выше 95 градусов. Минимальная термическая обработка позволяет избавиться от вредных бактерий, но при этом сохранить полезные витамины и минералы.
Технология производства молочной продукции, принятая в «АгроЯрске», предусматривает использование только естественных природных добавок и традиционных методов переработки. Так, масло изготавливается с помощью маслобойки, а творог — знакомым многим хозяйкам способом самопрессования.
— Вкус кисломолочного продукта зависит от используемой закваски, — продолжает Артем Казанков. — Именно она придает продукту характерные органолептические свойства: консистенцию, вкус, цвет, запах. Мы долго искали подходящую культуру путем подбора и нашли, как нам кажется, идеальный вариант. Для производства кефира также сами выращиваем кефирные грибки. Пока мы ориентируемся на традиционный набор молочных продуктов, но в будущем планируем выйти на рынок с несколькими уникальными предложениями. Шаги в этом направлении делаются уже сейчас. Например, недавно мы ввели в ассортимент черничный йогурт, а в ближайшее время на прилавках Красноярска появятся еще два вида этого продукта — облепиховый и классический йогурт без наполнителя. Кстати, в качестве вкусовой составляющей здесь тоже используется исключительно природные компоненты — сироп из натуральных ягод черники или облепихи, который благодаря своей консистенции входит в состав продукта, не разрушая структуру молока.
Настоящая гордость работников АПХ «АгроЯрск» — сыр «Буковинский», изготавливаемый по технологии, известной еще с советского времени. При всех своих достоинствах она имеет и минусы, в числе которых высокая энергоемкость и длительность: на то, чтобы сыр как следует просолился в бассейне, а затем созрел в специальной камере при определенных показателях температуры и влажности, уходит около одного месяца и одной недели. Зато полученный продукт по своим вкусовым свойствам и качеству не уступает зарубежным, при этом выигрывает по стоимости. Специалисты предприятия подчеркивают: сыр не может быть дешевым, ведь для производства, например, 100 кг продукта требуется около 2 тонн молока.
Потребителям, которые хотят приобретать действительно полезные молочные продукты, следует помнить, что они имеют короткие сроки хранения. Нам, привыкшим к тому, что открытая бутылка молока может стоять в холодильнике неделю, это уже кажется естественным. Между тем идеология «фреш фуд» строится на ином принципе: свежий продукт на порядок полезнее «законсервированного», но и отношения к себе требует иного. С этим связаны определенные сложности в реализации продукции, выпускаемой агропромышленным холдингом. В частности, контролировать условия ее хранения специалисты предприятия могут только до поступления в торговые сети. И если в магазине про доставленные молоко или ряженку элементарно забудут и оставят их на несколько часов на складе, технология будет нарушена.
Поэтому сегодня перед коллективом АПХ «АгроЯрск» стоит задача выстроить грамотную систему взаимодействия с партнерами, чтобы обеспечить контроль качества на всех этапах. Также прорабатываются вопросы взаимодействия с социальными учреждениями, которые предприятие готово обеспечивать своей продукцией.
— Мы планируем наладить сотрудничество с детскими садами Советского, Центрального и Железнодорожного районов Красноярска, — делится планами Игорь Домнин. — Но с поставками пока не торопимся, для начала необходимо продумать логистику маршрутов, систему доставки. Думаю, что результаты этой работы окажутся успешными, если все будет грамотно организовано. В своей продукции мы также не сомневаемся и верим, что сотрудничество с социальными учреждениями позволит познакомить с нашей продукцией достаточно широкий круг потребителей. Уверен, она придется по душе тем, кто ценит в первую очередь качество, натуральность, природную пользу и естественный вкус. ®