АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 05 (121) 2016 (09.06.2016)

Нарушать закон стало нерентабельно

Текст: Галина Дмитриева Фото: архив ИД «Реноме»
За последние 10 лет через Государственную Думу прошло четыре пакета документов, которые кардинально изменили антимонопольное законодательство.
Четвертый пакет, представляющий собой поправки к Федеральному закону «О защите конкуренции», вступил в силу 5 января 2016 года и внес значительные изменения в работу Федеральной антимонопольной службы.

О ряде существенных изменений в работе структуры беседуем с Валерием Захаровым, руководителем Красноярского УФАС России.

— Валерий Михайлович, как новые положения антимонопольного законодательства повлияли на работу вашей службы?

— Начну с того, что изменились некоторые процессуальные моменты. Например, раньше мы работали по следующей, достаточно жесткой схеме: признаки нарушения — возбуждение дела — правоприменение — выдача решения и предписания. Сегодня вместо решения и предписания мы обязаны выдать заявителю и ответчику заключение об обстоятельствах дела. По сути, это аналог решения, только последствия у этого документа иные. Стороны, приведя соответствующие аргументы, могут реально повлиять на окончательное решение комиссии.

Вообще в последнее время появилось много превентивных инструментов, носящих ненаказательный характер. Теперь, если потенциальный нарушитель на предупреждения и предостережения реагирует адекватно, никакой процедуры правоприменения далее не следует. И самое главное — не возникает административной ответственности. Так что у бизнеса жизнь упростилась, чего не могу сказать о нашей службе. Чтобы понять, возможны ли негативные последствия для конкуренции, нам теперь практически по всем делам необходимо проводить анализ товарного рынка. К тому же в прошлом году в нашу компетенцию перешел функционал не только Рособоронзаказа, но и Федеральной службы по тарифам. Конечно, этими вопросами в основном занимаются в центре, хотя периодически задачи ставят и перед нами.

Но справедливости ради надо сказать, что некоторые темы от нас ушли. Мы больше не работаем с заявлениями физических лиц, в которых речь чаще всего шла о нарушениях сроков технологического присоединения домов, дач и гаражей. Сегодня предметом для нас являются только отношения субъектов предпринимательской деятельности с третьими лицами. Все вопросы, связанные с защитой личных потребностей граждан, перешли в ведение Роспотребнадзора и прокуратуры.

Если продолжить тему изменений, то нельзя не упомянуть о возникновении общественных институтов. В нашем случае это общественно-консультативный совет, в который входят представители Торгово-промышленной палаты, большинства общественных организаций по защите предпринимательства, по защите прав потребителей и субъекты рекламного рынка, а также два экспертных совета: по рекламе и по обороту алкогольной продукции.

Если говорить об изменениях во взаимодействии с другими структурами, в частности с правоохранительными органами, то за последние три года оно качественно улучшилось. И прежде всего это касается взаимоотношений с краевой прокуратурой, Федеральной службой безопасности и следственным комитетом ГУВД по Красноярскому краю. Во-первых, теперь они формализованы. Во-вторых, появилась возможность эффективно использовать доказательства, полученные в режиме оперативно-разыскной деятельности, в том числе аудио- и видеоматериалы. Раньше это было невозможно, но сейчас появилась процедура (я ее называю легитимизацией), которая позволяет данные материалы использовать. Процедура, правда, небыстрая: материалы должны быть переданы в следственный комитет, где следователь, если посчитает возможным, их рассекречивает. И только после этого они могут быть использованы в суде как доказательства. Особенно такие материалы бывают полезны, когда речь идет о картельных сговорах.

Продолжая разговор о взаимодействии, могу сказать, что и с представителями власти наше управление наконец перешло из состояния холодной войны в режим конструктивного взаимодействия. Причем со всеми уровнями — от органов местного самоуправления до краевого правительства. В результате сегодня наметилась тенденция к сокращению количества дел, возбужденных по статье, которую можно коротко назвать «злоупотребление властью».

— Повлияли ли принятые изменения на подходы к ведению бизнеса и работу чиновников?

— На мой взгляд, самым существенным изменением стал очевидный для предпринимателей факт: нарушать закон теперь нерентабельно. Дело в том, что доход, полученный при нарушении антимонопольного законодательства, теперь может быть взыскан в федеральный бюджет в полном объеме. А для чиновников после принятия четвертого пакета стала более реальной угроза дисквалификации, которая для них страшнее штрафов. Надо сказать, что до последнего времени судебные органы не брали на себя риск применения дисквалификации, в основном использовался штраф в размере 50 тыс. рублей. Но сейчас есть нарушения, по которым дисквалификацию можно применить сразу, безальтернативно. Признаюсь, пока в нашей практике дисквалификацию успешно не применяли ни разу. Попытки были, однако судьи применяли штрафы. Но сейчас у нас в работе достаточно много дел в отношении органов местного самоуправления, где такие последствия возможны.

Применимы они и в ситуация с КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов». В прошлом году там нами был выявлен целый букет нарушений антимонопольного законодательства. В результате в отношении этого учреждения и ООО «Восток-Авиа» возбуждено несколько дел. Сейчас на финише рассмотрение дела по признакам сговора между КГАУ, которое для краткости назовем Лесопожарным центром, и «Восток-Авиа». Приходится отметить, что курирующее лесопожарную тему министерство природных ресурсов и экологии, которое является учредителем КГАУ, на эту ситуацию взирает абсолютно индифферентно. Но, как бы то ни было, убежден, что мы достигнем цели. Тем более что она совершенно проста и понятна. Лесопожарный центр, занимая доминирующее положение как потребитель услуг, является монополистом, и наша задача заставить его проводить публичные процедуры торгов на потенциально конкурентном рынке. В настоящее время нами уже принято решение о дисквалификации руководителей этих двух организаций. Впереди судебные разбирательства. Надо сказать, что в данном случае в бюджет должен быть перечислен весь доход, полученный в результате нарушения, а это 309 млн рублей.

— Расскажите о нарушениях, которые были выявлены на социально значимых рынках за последнее время.

— Здесь можно назвать дело, возбужденное по результатам рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов, которые осуществляют перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Речь идет о сговоре, направленном на установление и поддержание тарифов на услуги автовокзалов на территории Красноярска. Поводом для возбуждения дела послужил установленный факт однотипной экономической модели поведения субъектов, работающих на этом рынке. Несмотря на различие затрат, понесенных каждой организацией на оказание услуг автовокзала, всеми хозяйствующими субъектами по договоренности используется единый тариф. Стоимость услуг составляет 15% от стоимости билета на проезд пассажира и 50% стоимости билета на провоз багажа. Применяемый метод ценообразования, безусловно, экономически не обоснован и является дискриминационным, поскольку у перевозчиков разная длина маршрутов, которая, влияя на стоимость перевозок, никак не может влиять на стоимость услуг автовокзала.

Надо сказать, что в данном случае министерство транспорта нас услышало. И ответчики тоже, сейчас они работают над разрешением этой проблемы. Суть же нашего предписания состоит в том, что ответчики не могут устанавливать стоимость в виде процентного отношения, а должны определить обоснованную цену для каждой услуги автовокзала. Тем более что в некоторых услугах перевозчики вообще не заинтересованы. Нарушители с нашей квалификацией согласились и сразу перешли на конструктивные отношения. Сейчас вместе с министерством они разрабатывают форму ценообразования, которая должна всех устроить.

— Как обстоят дела со штрафами? Насколько они существенны для сдерживания потенциальных нарушителей?

— Если говорить о штрафах для хозяйствующих субъектов, то в силу того, что оборотные штрафы действительно бывают очень большими, судьи пользуются своим правом применять штрафы ниже нижнего. Таким образом, размер штрафа, который определяется по некой формуле, судьи достаточно часто уменьшают в два раза. Но все равно это серьезные суммы, особенно в сфере энергоснабжения. Например, на МРСК в прошлом году было наложено штрафов порядка 90 млн рублей. Вообще, каждое нарушение нашего закона МРСК исчисляется в числах с шестью нолями.

— Какие выводы можно сделать по результатам изменений, какова статистика за 2015 год, и чего можно ожидать в году текущем?

— Делая главный вывод из сказанного, повторюсь: законы, составляющие блок антимонопольного законодательства, нарушать стало действительно нерентабельно. И это, пожалуй, та причина, по которой на территории Красноярского края наблюдаются тенденции к улучшению ситуации с конкуренцией. Доминанты зло-употребляют с оглядкой, а власть имущие, на мой взгляд, стали грамотнее — изучили законы и последствия их нарушений. Тем не менее по-прежнему много заявлений поступает от предпринимателей. Это и аренда земли, и нестационарные объекты, это рынок наружной рекламы и нарушения на нем, рынок автомобильных перевозок, строительства, ритуальных услуг. Так что работы хватает.

Если говорить о статистике, то надо вспомнить еще одну тему, занимающую сейчас второе место после нарушений антимонопольного законодательства. Это блок законов, касающихся государственных и муниципальных закупок. Если в 2014 году по фактам их нарушения было рассмотрено 1580 жалоб, то в 2015-м — уже 1898. И это только по 44-му закону. Надо признать, что на рынке по-прежнему присутствует большое количество субъектов, которых я называю мародерами. Их целью является не победа и заключение контракта, а создание проблем потенциальному победителю и получение отката.

Кроме того, возросло количество дел, возбужденных по нарушениям закона о рекламе. Если в 2014 году было возбуждено 411 дел, из которых нарушающими требования закона признано 383, то в прошлом году — 445, и признаны нарушающими 429. Таким образом, из статистики следует, что у нас далеко не все в порядке на многих рынках. И нам, как органу правоприменения, скучать не приходится. Если говорить об общей статистике, то в 2015 году было рассмотрено1055 заявлений. Практически по половине из них возбуждались дела и происходило правоприменение. Какими будут результаты этого года — посмотрим.

Заканчивая разговор, хочу напомнить, что у нас скоро юбилей — 25 лет со дня образования службы. А потому, думаю, будет уместным сказать о наших ветеранах. И в первую очередь о Сергее Александровиче Егоркине – первом руководителе, и о заслуженном юристе России Валентине Петровне Гречищевой, которая работала у нас долго и плодотворно, уйдя на пенсию в 72 года. Недавно на пенсию ушел и Евгений Львович Лужбин, занимавший должность заместителя руководителя. Сегодня он вице-президент Торгово-промышленной палаты. Надеюсь, мы и дальше будем с ним успешно взаимодействовать. Из работающих сегодня сотрудников нельзя не отметить Олега Петровича Харченко, Татьяну Николаевну Мосину, Евгения Владимировича Капсудина, Юлию Валентиновну Фомушкину, Яну Юрьевну Бычкову и Татьяну Геннадьевну Мироненко. Эти замечательные люди составляют кадровый фундамент нашего управления, позволяя ему успешно справляться с поставленными задачами. В год нашего 25-летия я желаю им и всем сотрудникам Красноярского УФАС России здоровья, жизнелюбия и, конечно, успеха в благородной, но такой, скажем прямо, неблагодарной работе.

просмотры: 1606
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске