АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 02 (106) 2015 (15.03.2015)

Накануне шторма

Текст: Александр Чернявский
Нам не привыкать к кризисам. Для тех россиян, кому за сорок, нынешний экономический катаклизм стал уже четвертым по счету — после гайдаровской «шокотерапии» начала 90-х годов, дефолта 1998-го, глобального кризиса 2008–2009 годов. Казалось бы, иммунитет выработали такой, что еще на десяток кризисов хватит. Но будем честны с собой: «цунами» в нашей экономике и финансовой сфере — вещь крайне неприятная, поскольку не просто чувствительно бьет по жизненному уровню населения, но к тому же происходит в условиях жесткого противостояния с Западом. Именно поэтому к очередному кризису нельзя относиться легкомысленно. Мы обязаны не просто справиться с трудностями, но и выйти из черной полосы с новой сильной экономикой. Иначе — труба…
Все вышесказанное в полной мере касается Красноярского края. С легкой руки Александра Хлопонина мы привыкли называть себя «локомотивом оте-чественной экономики», однако проблем в сибирских «палестинах», несмотря на все хваленные природные кладовые, пожалуй, не меньше, чем у дотационных регионов. Мы в долгах, как в шелках. Это касается и государства, и обывателей. По данным службы судебных приставов, каждый тридцатый житель Красноярского края числится в должниках по отношению к различным структурам. Не лучше дела и с госдолгом. Как сообщил в феврале министр финансов Владимир Бахарь, на конец года долг Красноярского края составлял 68,7 млрд рублей! И это только один из признаков неблагополучия. Хватает проблем и в других сферах.

— Социально-экономическая ситуация в крае за два месяца претерпела серьезные изменения в худшую сторону. Падение рубля по отношению к доллару не могло не сказаться на стоимости всего, что ввозится в нашу страну. Я бы особо отметил рост цен на продовольствие, включая отечественные товары. Разброс колебаний очень велик — от 10 до 30%, а то и больше, — печально констатировал в феврале спикер Законодательного Собрания Александр Усс. — Важным элементом ухудшения общей социально-экономической ситуации является возрастание стоимости кредитов. Честно говоря, не представляю, как можно вести бизнес, привлекая даже для пополнения оборотных средств, не говоря уже об инвестициях, кредиты под 30-40% годовых. Никакая нормальная хозяйственная деятельность в условиях такой стоимости кредитных ресурсов невозможна.

 

«Балтика» и другие

Ухудшение экономической ситуации сказывается на рынке труда. По данным краевого агентства труда и занятости, 256 организаций и предприятий региона планируют в течение нынешнего года сократить 3,8 тыс. работников. Правда, год назад эта цифра была значительно выше — тогда в крае с работой готовились расстаться 6,2 тыс. сотрудников. Но проблема в том, что сокращения в этом году ожидаются в разных отраслях — от промышленности до сферы высшего образования. Крайне неприятным сюрпризом для сибиряков стало решение руководства компании «Балтика» закрыть пивоваренный завод в Красноярске. Без работы 30 апреля останутся 309 человек. Этот завод входит в десятку крупнейших налогоплательщиков региона. Краевой бюджет из-за остановки предприятия не досчитается около 2 млрд рублей налоговых поступлений. Виктор Толоконский поручил в начале февраля правительству представить план по спасению завода и сохранению коллектива.

— Готов здесь пойти на специальные решения по налоговым льготам, включая и налоговый акциз. Нужно найти выход, чтобы ущерб от сокращения этого производства был минимальный, — заявил красноярский губернатор. — Возможности для организации продаж с нашего завода есть. Хотел бы, чтобы правительство нашло и предложило решение, как использовать эти мощности.

Не сказать, что новым безработным некуда идти — сегодня в регио-нальном банке вакансий насчитывается около 32 тыс. предложений. Рабочие руки и мозги требуются в обрабатывающей промышленности, строительстве, здравоохранении, сельском хозяйстве и других отраслях. Но эксперты на перспективы краевого рынка труда смотрят пессимистично.

— Сокращения происходят по разным причинам. Есть предприятия, которые не смогли выдержать конкуренции и вынуждены закрываться. Сокращения в бюджетной сфере связаны с реструктуризацией и экономией на госрасходах, — говорит политолог Юрий Москвич. — Меня настораживает, что у власти нет понимания, какие могут быть перспективы трудоустройства у людей, оказавшихся на улице.

 

Как быть и что делать

На февральской сессии Законодательного Собрания края Виктор Толоконский представил депутатам антикризисный план правительства. Кое в чем он напоминает меры, которые исполнительная власть разрабатывала в 2009 году, в разгар глобального финансового кризиса. Как и шесть лет назад, на поддержку государства могут рассчитывать сельское хозяйство, лесная отрасль и строители. Обещана помощь малому и среднему бизнесу.

Губернатор сообщил, что в связи с ростом курса рубля власть ожидает увеличения налоговых поступлений от компаний, направляющих продукцию на экспорт. И это вселяет определенный оптимизм, поскольку брать краю кредиты под 25% для погашения задолженности — значит, залезать надолго в кабалу к банкам. Стоит отметить, что федеральное правительство также составило список из 199 стратегически важных для России предприятий, которые могут рассчитывать на поддержку государства. В него попали и компании, работающие на территории края, в частности, «Норильский никель», РУСАЛ и Енисейская ТГК. Несмотря на нарастающие негативные явления в экономике, глава региона призвал не забывать об источниках роста.

— Мы не должны только тушить пожар, только устранять какие-то узкие места. Мы должны корректировать подходы к развитию и, осуществляя антикризисные меры, укреплять эту траекторию развития. И, наоборот, работая над стратегиями, над долговременными планами действий, адекватно принимать антикризисные решения. Для нас понятно, что изменившиеся условия — это не ситуация, которую нужно переждать, выдержать. Нет, это надолго, это всерьез, — заявил Виктор Толоконский.

В антикризисном плане предусмотрен также комплекс мер по сдерживанию роста цен на потребительском рынке. В частности, руководство края рассчитывает на соглашения с крупными торговыми сетями по фиксации цен на социально значимые продовольственные товары. Правда, как показала январская проверка краевой прокуратуры динамики цен в красноярских магазинах, с этим сегментом экономики могут быть проблемы.

— Установлено, что увеличение розничных цен на социально значимые товары допускалось всеми участниками рынка: торговыми сетями, оптовыми поставщиками, а также производителями, — говорится в пресс-релизе прокуратуры. — Выявлены случаи ценового сговора. Результатом согласованных действий стала торговая надбавка сетей на отдельные социально значимые продукты питания от 30 до 159%.

Правда, эта проверка вызвала много вопросов у представителей бизнес-сообщества. Некоторые увидели в ней политическую подоплеку.

— Понятно, почему этот вопрос так волнует власть. Рост цен — это прямая дорога к повышению протестных настроений в обществе. Проверки нужны, чтобы на их основе людям, ответственным за экономику, делать правильные выводы. Но они не должны стать поводом для репрессий, — полагает председатель краевого Союза промышленников и предпринимателей Михаил Васильев. — Купировать цены с помощью силовиков все равно не получится. Здесь нужна не дубина, а экономически обоснованные решения.

Еще одним антикризисным шагом можно назвать курс на экономию «всего и вся». Еще в январе губернатор объявил об очередном сокращении чиновников.

— Будем оптимизировать и сокращать многие неэффективные расходы, — пообещал Виктор Толоконский. — Любой проект в Красноярском крае стоит в два раза дороже, чем в других регионах. Все дорого, все по-купечески, на широкую ногу. Хотите играть в регби, хоккей или баскетбол — бюджет! Хотите постановку в театре — бюджет! И нет даже попытки поработать с бизнесом. Излишества в сфере государственного и муниципального управления, большие штаты — неэффективность во всем.

Между прочим, как следует из официальных данных, в 2014 году за счет разных мероприятий правительству удалось сэкономить 10,1 млрд рублей. В частности, в прошлом году казна сэкономила 583 млн в результате отмены индексации зарплат чиновников, сокращения количества командировок и выплат премий… Кто-то называет такой подход «секвестром», хотя очевидно, что просто настала пора наводить порядок в системе управления.

— Курс на сокращение государственных расходов — это общефедеральный тренд, поэтому Толоконский не слишком оригинален, когда предлагает экономить на всем, — отмечает политолог Сергей Комарицын. — С одной стороны, это объективно надо делать, поскольку в крае большой дефицит бюджета и огромный госдолг. С другой — существует риск, что вместе с водой выплеснут и младенца. Сокращая бюджетное финансирование производственной сферы, власть тем самым сокращает и налоговые поступления в казну от предприятий, которые во многом зависят от госзаказов.

 

Назначим крайнего

Депутаты Заксобрания антикризисный план правительства поддержали.

— Антикризисная программа предполагает четкий мониторинг происходящих в крае событий, меры поддержки определенной группы предприятий, которые обладают особой социальной значимостью, в части компенсации процентной ставки на кредиты, — заявил Александр Усс. — Это особенно актуально для селян с учетом предстоящих весенних полевых работ. Но это может касаться и предприятий лесной промышленности, многие из которых чувствуют себя далеко не идеально, дорожников и строителей. Кроме того, в стимулировании активности малых и средних предприятий мы, скорее всего, пойдем на предоставление определенных налоговых льгот.

Казалось бы, можно успокоиться, поскольку у власти вроде бы все под контролем, она знает, что делает, и никакие бури не помешают команде Толоконского провести наш корабль через рифы и другие опасные места. И все же смутные сомнения остаются. Заметим, что краевой антикризисный план появился после обнародования «Плана перво-очередных мероприятий по обеспечению экономического развития и социальной стабильности», подготовленного федеральным правительством. Некоторые эксперты назвали его «временной заплаткой», поскольку никаких проблем экономики стратегически он не решает. Честно говоря, и антикризисный план краевого правительства оставляет аналогичное «послевкусие», о чем говорят местные эксперты.

— План выдержан в привычной для красноярских чиновников манере и сильно напоминает декларацию о намерениях. При этом в нем нет никаких прогнозных цифр и конкретных сроков исполнения, что, например, присутствует в федеральной антикризисной программе, — подчеркивает политолог Юрий Москвич. — При этом руководство края, возможно, слишком оптимистично уповает на региональную подушку безопасности, которую обеспечивают экспортеры, работающие в регионе. Сценарии развития событий могут быть очень неожиданными. В случае таких сюрпризов красноярским чиновникам придется писать новый антикризисный план.

Не стоит сбрасывать со счетов и политический фактор, который вроде бы и отошел сегодня на второй план из-за экономической турбулентности, но о котором скоро все вспомнят. В опубликованном в феврале рейтинге авторитетного фонда «Петербургская политика» Красноярский край вошел в группу регионов с неустойчивой социально-политической обстановкой. Эта новость должна насторожить и власть, и «Единую Россию».

Очевидно, что ухудшение экономической ситуации может резко усилить протестные настроения людей накануне выборов, которые состоятся в сентябре в большинстве муниципалитетов края, а в перспективе повлиять и на выборы 2016 года в Заксобрание и Госдуму. И очень интересно, кто при таком раскладе будет назначен «крайним» за просчеты власти? В 2009-м «Единая Россия» заявила, что берет на себя ответственность за все происходящее в стране. Рискнут ли «единороссы» вновь выйти на передовую или предпочтут отойти в сторонку, предложив чиновникам из финансово-экономического блока отдуваться за всех? Завязалась любопытная интрига, которая во многом определит конфигурацию политического поля в 2015 году.

просмотры: 1290
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске