Убедительно это подтверждает устойчивая динамика последовательной модернизации авиационной отрасли, богатая на концептуальные, формирующие будущий облик авиатранспортного комплекса красноярского региона события. Наиболее заметным из них стало торжественное открытие в конце минувшего года нового пассажирского терминала аэропорта Красноярск-Емельяново площадью почти в 60 тыс. кв. м — самого крупного в восточной части России. Эстетика архитектурных контуров, интерьеров терминала в своей смысловой стилистике наглядно указывает на современные ориентиры в стратегии экономического и культурного союза края с соседними регионами.
Многие пассажиры уже успели оценить новое качество комфорта и сервисов главной воздушной гавани краевой столицы. А преобразований действительно немало. Об их специфике и о прочих значимых переменах в жизни масштабного авиационного хозяйства края говорим с руководителем Красноярского межрегионального территориального управления (МТУ) воздушного транспорта Росавиации Сергеем Родькиным.
— Сергей Васильевич, можно ли считать красноярский аэропорт средоточием технологий, формирующих привлекательность авиапутешествий?
— Для удобства пассажиров в новом терминале сделано многое. Согласно оценкам экспертов, сегодня аэропорт Красноярска является самым современным по технической оснащенности на просторах Восточной Сибири. В частности, в зонах прилета и ожидания сформирована система удобной для пассажиров навигации с крупными информационными табло и 26 регистрационными стойками. На пунктах досмотра установлены интроскопы нового поколения. Увеличена пропускная способность багажной ленты с возможностью обработки более 1,5 тыс. предметов багажа. Залы ожидания вылета отличаются комфортом, с панорамным остеклением.
В феврале заработали первые два из шести (по проекту) телетрапа, предназначенных для пропуска пассажиров из здания аэропорта на борт самолета и, наоборот, из салона воздушного судна в терминал. Для запуска в эксплуатацию оставшихся четырех требуется достроить перрон на территории летного поля, чтобы самолеты могли аккуратно подходить к своим «причалам». Такую задачу предполагается решить этим летом в рамках очередного этапа реконструкции аэропорта.
На очереди еще один масштабный и достаточно дорогостоящий проект — строительство магистральной рулежной дорожки (МРД), параллельной взлетно-посадочной полосе. МРД позволит авиалайнерам выруливать на исполнительный старт перед взлетом без заезда на саму ВПП, а также быстро покидать полосу после посадки. Такое новшество поспособствует существенному увеличению количества взлетов-посадок, сделает перемещение самолетов по летному полю еще безопаснее. А потребность в этом ощущается все сильнее — интенсивность воздушного движения в красноярском небе растет. По итогам минувшего года объемы авиаперевозок в крае выросли на 25%. На крыле здесь 11 авиакомпаний.
Кроме того, активно обсуждаются перспективы строительства железнодорожной ветки из Красноярска в аэропорт. Это вопрос других ведомств, но по логике с появлением такой дороги возможностей добираться с комфортом из краевой столицы в порт и обратно у пассажиров, конечно, прибавится.
Хочу подчеркнуть, в числе приоритетов происходящих сегодня обновлений не только технологическая, инженерно-техническая модернизация красноярской воздушной гавани, но и последовательное совершенствование работы всех служб аэропорта, занятых в предоставлении услуг пассажирам и организации грузопотоков. Это крайне ответственная задача, особенно в свете предстоящей Зимней универсиады, когда Красноярск будет принимать на своей земле множество гостей из разных уголков планеты. Большой хозяйственный комплекс аэропорта должен работать без сбоев, чтобы у людей, путешествующих воздушным транспортом, рождались только добрые эмоции.
По большому счету красноярскому аэропорту, способному сегодня принимать ежегодно от 3,5 до 5 млн человек, предстоит выполнять важную для экономики региона и страны в целом миссию транзитного логистического центра, соединяющего большой Восток и большой Запад, страны Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна, а также арктические территории красноярского севера.
— На арктическом направлении в крае перемены также ощутимы. Реконструкция ВВП норильского аэропорта продолжается?
— Аэропорт Алыкель является чрезвычайно важным инфраструктурным звеном в системе авиатранспортного комплекса края, выполняющим существенную роль в социально-экономическом развитии северных территорий. В этой связи программа реконструкции взлетно-посадочной полосы, начавшаяся два года назад, имеет для всего региона стратегическое значение. В ходе двух предшествующих этапов обновлено 1740 м полосы. С осени прошлого года и в период зимних месяцев уже появилась техническая возможность принимать в норильском аэропорте не только малокресельные, но и среднемагистральные авиалайнеры. В текущем году предполагается полностью завершить глубокую модернизацию ВВП. Третий, заключительный этап реконструкции начнется с 1 июня — предстоит обновить отрезок протяженностью в 1080 м.
В летний сезон на время ремонта оставшегося отрезка в эксплуатации будет оставаться только реконструированный участок. Для того чтобы в этих условиях аэропорт продолжал работу в штатном режиме, уже начались тренировки экипажей воздушных судов и наземных служб по обеспечению безопасных взлетов-посадок при длине ВВП в 1740 м. Между тем к середине сентября все 2,8 км взлетно-посадочной полосы должны войти в строй.
— Какие перемены в целом характеризуют общую стратегию модернизации наземной инфраструктуры краевой авиации?
— Обновление аэрокомплексов — один из безусловных приоритетов в развитии воздушной отрасли региона. В частности, своей очереди на основательное обновление ожидает порт Диксон — по мере интенсификации разработки месторождений полезных ископаемых воздушное сообщение на севере края становится активнее. Остается актуальной задача по дальнейшему развитию аэропортов Кодинск, Мотыгино, Северо-Енисейский, Туруханск, Подкаменная Тунгуска, входящих в структуру ФКП «Аэропорты Красноярья».
Текущий год отметился важным событием: аэропорты Игарка, Богучаны, Байкит, Тура, Ванавара, Енисейск и Хатанга, находившиеся прежде под управлением у краевой авиакомпании «КрасАвиа»,
переданы в специально созданное региональное предприятие АО «КрасАвиа-Порт». Таким образом, реализовано функциональное разделение деятельности «КрасАвиа» как компании-перевозчика и предприятия «КрасАвиаПорт», отвечающего за наземную инфраструктуру упомянутых аэропортов. Считаю такое решение абсолютно верным с точки зрения качества отраслевого управления и перспектив развития краевого авиатранспортного комплекса.
Вместе с тем началось строительство нового пассажирского терминала в аэропорте Черемшанка, который по-прежнему активно задействован в работе региональной гражданской и специальной авиации.
— Как динамично растет в крае сеть авиамаршрутов, насколько активно задействован воздушный флот в охране лесов, санитарных рейсах?
— Общее количество авиарейсов, выполняемых из Красноярска, в расписании продолжает увеличиваться. Не в последнюю очередь за счет маршрутов, полеты по которым субсидируются из федерального бюджета. В частности, регулярными стали рейсы из краевого центра в Кодинск, поселки городского типа Шушенское и Мотыгино, заработали прямые рейсы в Баку. Летаем в том числе на Магадан, в Нерюнгри, Казань, Полярный, Сургут, Челябинск, Южно-Сахалинск. В целом воздушными маршрутами охвачены все территории края, где существует спрос на авиационное сообщение. Пассажиропоток растет. К примеру, один из базовых региональных перевозчиков, компания «КрасАвиа», в прошлом году перевезла свыше 300 тыс. человек, что почти на 21% больше, чем в 2016 году.
Используется крылатая техника и в специальной работе. Одним из ярких примеров служит участие авиации в защите лесов от пожаров и вредителей. В ходе кампании 2017 года по борьбе с сибирским шелкопрядом авиационная обработка лесных массивов проводилась на территории Енисейского и Северо-Енисейского районов на общей площади свыше 887 тыс. га, было задействовано 43 воздушных судна. В итоге самолеты Ан-2 совершили более 2500 вылетов. В текущем году предстоит обработать около 300 тыс. га лесных участков. Кроме того, традиционно работой санитарной авиации охвачены территории края, Хакасии и Тывы.
— Вопрос реновации парка авиатехники в крае не теряет остроты — каковы перспективы решения такой задачи?
— Многие крылатые трудяги Ан-2 еще в строю и, думаю, дорога в небо для них еще долго будет открыта, тем более в современных условиях подешевевшего авиационного бензина и наличия возможностей своевременных ремонтов (в крае работают две сертифицированные Росавиацией базы по капитально-восстановительным ремонтам самолетов именно этого типа). На помощь им приходят их младшие братья — модернизированные версии бипланов.
А вот в сегменте 50-кресельных машин вскоре действительно откроются «вакансии». Ведь у тех же широко эксплуатирующихся сегодня Ан-24-х летные ресурсы не бесконечны, хотя сами по себе эти машины при качественной эксплуатации предельно надежны и отлично адаптированы под сибирский климат. Пока им помогают своими крыльями на региональных авиалиниях три модернизированных чешских L-410 UVP E20. А в целом зарубежные малокресельные машины — удовольствие довольно дорогое. Да и мало какие иностранные самолеты могут выдерживать строгие климатические условия Восточной Сибири. Надежды связаны с новыми отечественными Ил-114 и среднемагистральными SSJ 100. Постепенно будет обновляться и вертолетный парк. У большого Красноярского края должны быть надежные крылья.