Мировой премьерой оперы современного композитора Александра Чайковского «Ермак», написанной по заказу театра, в июне с успехом завершился 41-й сезон. В основе сюжета — создание художником Василием Суриковым картины «Покорение Сибири Ермаком» и сами исторические события похода лихого атамана.
К работе над красноярским проектом была привлечена постановочная группа столичного уровня. Либретто создал поэт и писатель Дмитрий Макаров. Поставил спектакль художественный руководитель Московского детского музыкального театра имени Н. И. Сац Георгий Исаакян. В качестве музыкального руководителя и дирижера был приглашен заслуженный деятель искусств России Валерий Платонов, а оформление выполнил народный художник России Вячеслав Окунев. В мастерских театра создано около 300 костюмов, соответствующих эпохе. В спектакле задействованы более 40 солистов оперы, хор и балетная труппа театра. В результате получилась увлекательная, исторически достоверная и зрелищная музыкальная постановка, которую высоко оценили как публика, так и критики. И эта большая премьера теперь займет достойное место в репертуаре театра.
Другие планы на 42-й сезон были озвучены на традиционном сентябрьском сборе труппы.
— В начавшемся сезоне будет существенно дополнен блок классического репертуара. Мы возобновим оперу Джакомо Пуччини «Богема», планируются премьеры и восстановление жемчужин мировой оперы в концертном исполнении — «Риголетто» и «Бал-маскарад» Джузеппе Верди, «Паяцы» Руджеро Леонкавалло, «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Ведутся переговоры с Большим театром России о предоставлении декораций и костюмов оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского. Уже в сентябре на сцену вернется популярный балет-водевиль о чести и доблести «Гусарская баллада» на музыку Тихона Хренникова. А завершит сезон в конце июня возрожденный балет «Спартак» в хореографии народного артиста СССР Юрия Григоровича, — рассказывает директор театра Светлана Гузий. — При этом мы хотим предложить зрителю и новые постановки, создаваемые порой на стыке жанров. Современная опера — явление противоречивое. Но театр — это живой организм, и если наполнять репертуар только классическими сюжетами, то театр превращается в музей. Мы же стремимся к развитию — в этом сезоне запускаем экспериментальный проект «Искусство в «Квадрате» в стильном лофт-пространстве «Квадрат».
Интерес к этому пространству возник после июньской премьеры оперы-буффа Франсиса Пуленка «Груди Терезия» в постановке художественного руководителя театра Сергея Боброва. В проект «Искусство в «Квадрате» войдут премьеры трех современных опер — «Марево» Кирилла Широкова и Марка Булошникова (постановщик — лауреат конкурса «Нано-опера» Елизавета Корнеева), «Пир во время чумы» Александра Маноцкова и «Ночь в музее, или Завещание магистра» Петра Поспелова. В «Квадрате» же режиссер Мария Тихонова представит детскую премьеру «Питер Пэн» на музыку Андрея Рубцова.
Атмосфера лофта, как считает руководство театра, подходит и для классики в новом прочтении. В этом сезоне Сергей Бобров намерен представить в «Квадрате» премьеру малоизвестной оперы-фарса «Богатыри» Александра Бородина с новым либретто.
— Сейчас в театре сформировалась труппа высокого, по сути, столичного класса — и в опере, и в балете, и в хоре, и в оркестре. Это успешно развивающиеся профессионалы, настоящие труженики, что отмечают все приглашенные режиссеры и дирижеры. Нашим артистам по плечу любой, даже самый сложный репертуар. Когда есть такие ресурсы, было бы неграмотно их не использовать. Постараемся радовать нашу публику — в этом году ее ждет немало интересных событий, — резюмирует художественный руководитель театра Сергей Бобров.