АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 08 (200) 2023 (06.09.2023)

Молодежь должна быть востребованной

Текст: Александр Чернявский
Долгие годы молодежная политика оставалась на периферии внимания российской власти. СВО вынудила изменить отношение государства к воспитанию подрастающего поколения. В последнее время наблюдается настоящая лавина разнообразных инициатив и нововведений, связанных с подрастающими поколениями.

Серьезнейших проблем в молодежной сфере накопилось великое множество. Прошлогоднее бегство «за бугор» тысяч юных (и не очень) пацифистов, испугавшихся частичной мобилизации, отчетливо продемонстрировало негативные последствия пренебрежительного отношения власти к системе воспитания, разрушенной в России в девяностые годы. Отказавшись от советского наследия, фактически отдав систему образования на откуп либералам, государство практически прозевало несколько поколений, воспитанных на прозападных учебниках, внедрявших в неокрепшие умы квазиценности общества потребления.

Но провалы в системе образования и патриотическом воспитании — это лишь одна сторона медали. Не менее важны и социально-экономические аспекты молодежной политики. Неработающие социальные лифты, демографическая яма, грозящая вымиранием нации, острейший дефицит кадров в экономике — все это напрямую связано с актуальными проблемами поколений, которым уже завтра придется нести полную ответственность за судьбу страны.

С учетом того, что мир сегодня только находится в начале глобальной трансформации, причем в условиях возрастающего геополитического противостояния, российской молодежи придется отвечать на стратегические вызовы в крайне сложных условиях. Готова ли она к этим испытаниям?

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПЛАСТИЛИН

Некоторые эксперты считают, что сейчас в нашей стране элита пытается возродить этакую версию СССР 2.0, в том числе и в сфере молодежной политики. Хотя эти утверждения до известной степени натянуты, да и в Кремле понимают, что дважды в одну реку войти нельзя, однако история развивается по спирали. Это означает, что некоторые явления и процессы склонны типологически повторяться на новом этапе. Самый наглядный пример верности этой теории — современное издание холодной войны, хотя еще в начале девяностых годов многим казалось, что противостояние между Россией и Западом окончательно кануло в Лету.

В эту модель вполне вписывается и то, что происходило в системе образования в последние тридцать лет. В 1993 году в ельцинскую Конституцию включили печально знаменитую статью 13, в которой фактически запретили государственную идеологию. Однако этот запрет не помешал захватившим ключевые посты в отечественной власти западникам беспрепятственно реформировать всю российскую систему воспитания подрастающего поколения по лекалам самого оголтелого либерализма. Переписывание истории, Болонская система, ЕГЭ, ревизия гуманитарных наук... Если в экономике в девяностые годы под соусом приватизации тотально разворовывали общенародную собственность, то в детсадах, школах и вузах фактически воровали души наших детей.

Проводники этой линии даже не скрывали, что главной целью новой системы образования в постсоветской России стало воспитание потребителя, а не творца. Западные стандарты выдавались за вершину мировой цивилизации. Справедливости ради отметим, что квазиценности общества потребления стали культивироваться в нашей стране фактически еще в брежневскую эпоху. Этому эффективно отравлявшему позднесоветское общество яду толкомв СССР никто не противостоял.

Понятно, что в ельцинскую эпоху культ потребительского рая расцвел махровым цветом. Главный краеугольный камень общества потребления — ставка на индивидуализм, на эгоизм в кубе, на удовлетворение всех своих прихотей за счет общества. Когда именно так расставляются акценты государством (!), то вполне логично, что за скобками остаются традиционные ценности — Отчизна, семья, долг.

«Родина там, где лучше», «Зачем нам дети, лучше пожить для себя» и т. п. — эти идеологемы становились жизненными ориентирами для выросших в либеральной системе ценностей поколений потребителей. Странно было бы ожидать от них стремления защитить в трудный час свой дом и свою семью от врагов. Хотя в путинскую эпоху этот вектор стал понемногу сворачиваться и началось возвращение к здоровым истокам и традиционным ценностям, но до сих пор сорняки «соросятины» дают густые всходы…

—У «миллениалов» и «поколения 90-х», по сути, западное мышление и западный менталитет. Это прекрасный либеральный пластилин, из которого можно вылепить прозападных «правозащитников», «борцов с коррупцией» и прочих «людей с хорошими лицами», — констатирует политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. — Сегодня эта ситуация представляет угрозу национальной безопасности России. Налицо провал молодежной политики властей, которые в последние десятилетия толком ничего не делали, чтобы воспитать из молодежи патриотов своей страны.

ПРОТЕСТ КАК ОЖИДАНИЕ

Безусловно, рано или поздно плоды такого воспитания должны были проявиться и в публичном пространстве. В конце десятых годов немало молодых людей — жителей крупных мегаполисов — оказались легко восприимчивы к пропагандистским спекуляциям политического авантюриста Алексея Навального (признанного Минюстом РФ ино-агентом). Хотя не стал бы преувеличивать и обаяние этого гражданина, который сейчас отбывает заслуженное наказание в местах не столь отдаленных. Очевидно, что причины молодежного протеста глубже.

Навальный для многих молодых россиян, воспитанных в либерально-западной парадигме, выступал скорее в качестве символа назревших перемен в обществе, а не как вождь несистемной оппозиции. Для них крушение СССР и последующие потрясения, сильно повлиявшие на жизнь родителей, всего лишь страница в учебнике истории. В этом контексте мы наблюдали классический конфликт «отцов и детей», описанный еще в середине ХIX века писателем Иваном Тургеневым.

— Особое внимание к молодежной политике в последнее время связано с осознанием властями существенного поколенческого разрыва в России. Наиболее рельефно этот разрыв между поколениями выражается в поддержке СВО — в группе до 30 лет наименьший среди всех возрастов уровень поддержки, — отмечает кандидат политических наук Александр Семенов. — Проблема в том, что отторжение и отчуждение у молодежи вызываютразличия между декларируемыми и инструментальными ценностями, которые наблюдается у старших поколений.

Есть и социальный фактор. Новые поколения все чаще сталкиваются с тем, что социальные лифты в нашей стране заржавели и практически перестали работать. Разрыв по доходам стал угрожающим. Молодежь понимает, что она опоздала к разделу пирога. Только над наследниками номенклатурных кланов светит ясное солнышко. Всем остальным прорываться к светлому будущему придется, усиленно работая локтями и зубами или свергая с пьедестала предыдущие поколения.

ГЕНЕТИКА ПАТРИОТИЗМА

Однако и сгущать краски было бы неправильно. Воспитание зависит не только от установок сверху. И педагогов с твердыми патриотическими убеждениями хватает в России, да и наряду со школой личность воспитывается в семьях и других коллективах. И среди молодых немало тех, кто относится к России не только как к месту проживания. Если бы все развивалось однолинейно, то вряд ли сегодня на линии боевого соприкосновения на Донбассе тысячи молодых ребят жертвовали собой, защищая нашу страну. О том же свидетельствуют и многотысячные колонны «Бессмертного полка». Ген патриотизма оказалось вытравить довольно сложно…

Федеральный центр еще в прошлом году поставил губернаторам задачу сделать особый акцент на реализацию проектов в области молодежной политики. Главам регионов предложили продемонстрировать креатив и презентовать готовые к реализации идеи — не для галочки, а которые действительно зацепили бы молодежь. Призыв был услышан. В школы сегодня возвращаются уроки НВП, в стране появилось новое объединение под названием «Движение первых», набирает размах движение «Юнармия». Очевидно, что государство готово сегодня тратить миллиарды рублей на реализацию молодежных проектов. Но насколько это все эффективно?

— Молодежь стараются удержать в стране, объясняя, что хорошо, а что плохо по имеющимся лекалам. Но загвоздка в том, что избыточная пропаганда в молодежной среде усиленно отторгается, — считает директор Центра изучения управленческих практик и мониторинга общественно-политических настроений «Северо-Запад» Екатерина Колесникова. — В регионах многое зависит от воли руководителей и действительно работающих программ поддержки молодых специалистов. В их числе бесплатные и интересные проекты, кружки, фонды, позволяющие развиваться и получать дополнительные актуальные сейчас знания, бесплатное дополнительное профессиональное образование, живой интерес власти к подросткам и их запросам.

Несмотря на всю эту в целом позитивную «движуху», некоторые наблюдатели скептически оценивают ее эффективность. Одна из проблем — слабая профессиональная подкованность и чудовищный идеологический коктейль в мозгах самих воспитателей. Недавно патриарх красноярской политики Всеволод Севастьянов рассказал мне, как был удивлен, услышав на патриотическом (!) мероприятии в исполнении наших школьников четыре песни на английском языке!

Только чиновничьей суетой, бескомпромиссной зачисткой «западничества» и бюджетными миллиардами на раскрутку общественных движений «перепрошить» сознание молодежи не получится. Безусловно, надо поддерживать и развивать успешные патриотические проекты, однако начинать все-таки надо с базиса. Если в детском саду и школе патриотическое воспитание находится где-то на задворках, то не стоит ожидать особой любви к Родине от студентов вузов.

Безусловно, на всю молодежную политику мощное влияние оказывает СВО. Именно на фронте сейчас в боях закаляются люди, которые, будем надеяться, после победы смогут занять достойное место не только во властных структурах, но и в государственной системе воспитания подрастающих поколений.

— У нас самые большие вызовы — в образовательной сфере, которая отражает позапрошлый день. Прогресс тут минимальный. Люди, которые придут со СВО, будут опорой нашей страны, — считает известный писатель Евгений Сатановский.

Недавно после поездки в Луганскую область интересными наблюдениями поделился с журналистами мэр Красноярска Владислав Логинов. В первую очередь наш градоначальник был удивлен уровнем настоящего, а не показного патриотизма юных жителей Донбасса.

— Жители обладают генетической памятью о героизме земляков, которая не ослабевает от поколения к поколению. Именно этим поразила луганская молодежь. Школьники не просто вычеканивают даты. Они показывают пример, как искренне нужно любить свою Родину, считают за честь право говорить о героях своей земли. И не только о героях прошлого, но и настоящего — своих отцах, старших братьях, дядях, отцах своих друзей — тех, кто сейчас находится на передовой. Был поражен, что малыши в детском саду наизусть знают Гимн России. Растут патриоты своей страны, — отметил мэр Красноярска Владислав Логинов.

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОМ

Недавно депутаты Госдумы РФ внесли принципиальные поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации» в части трудового воспитания обучающихся. В школьную программу победоносно возвращаются уроки труда, которые стали одной из жертв либеральных реформ в среднем образовании после развала СССР. Но, как пишут авторы законопроекта, жизнь «показала необходимость усиления роли труда в воспитательном процессе». Без приобщения школьников к созидательной деятельности трудно рассчитывать на воспитание полноценных патриотов своей страны.

Есть в этом развороте к трудовому воспитанию молодежи и вполне прагматический аспект — одной из стратегических проблем многих отраслей экономики России является острейший дефицит кадров. И Красноярский край не исключение, здесь требуются специалисты на тысячи пустующих вакансий.

На одном из популярных отечественных онлайн-сервисов весной было опубликовано исследование, в котором назвали самые дефицитные специальности в Красноярском крае. Ожидаемо в этот перечень попали медики, аграрии, строители, водители и т. п. В этих отраслях практически нет конкуренции за рабочие места. При этом явный переизбыток кадров отмечается в сферах «Искусство, развлечения, массмедиа», «Стратегия, инвестиции, консалтинг», «Менеджмент», «Маркетинг, реклама, PR»…

Недавно эксперты регионального агентства труда и занятости населения сообщили, что, по их оценке, для успешной реализации 127 инвестпроектов в Красноярском крае года до 2029 года потребуется 117,3 тыс. человек. Более 80 % этих специалистов нужны предприятиям, которые реализуют проекты инвестпрограммы «Енисейская Сибирь». Только для проекта «Восток ойл» потребуется 83 тысячи человек! В регионе сейчас требуется 1,9 тысяч работников для оборонно-промышленного комплекса. Где их взять?

Нетрудно сделать вывод, что в первую очередь от дефицита кадров страдает реальный сектор экономики. Судя по крупномасштабным программам подготовки специалистов крупнейших компаний, работающих в крае, флагманы промышленности уже давно осознали, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Ставка на большие зарплаты частично проблему кадров, возможно, решит, но такие рецепты хороши только для высокодоходных отраслей.

Причин у кадрового кризиса множество, но все задачи решаемы, были бы ресурсы и желание.

 

просмотры: 205
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске