— Марина Андреевна, чем вызвано преобразование профучилища в техникум, какие изменения в работе это повлекло?
— Реорганизация была проведена в связи с изменениями в законе «Об образовании в РФ» и вызванной ими реструктуризацией сети профессионального образования в Красноярском крае. Сегодня она основывается на точках роста, которые определяются двумя факторами: территориальным и отраслевым. Границы нашего края протяженные, северные территории значительно удалены от центра. И проектная группа, которая разрабатывала перспективу развития системы профобразования, делала это с учетом географической составляющей. В то же время укрупнение в сети профессионального образования произошло в связи с тем, что возникла необходимость объединить некоторые учреждения и скоординировать их работу в рамках одной отрасли. В настоящее время количество таких учреждений в сети сократилось до 50-ти, и мы гордимся тем, что Игарский многопрофильный техникум входит в их число. Результаты работы всего коллектива профучилища № 22 позволили нам перейти на уровень выше, поскольку они удовлетворяют требованиям, предъявляемым к техникумам.
Безусловно, это вызвало множество изменений: более высокие стандарты качества образования выпускников, подготовки преподавательского состава, требования к образовательным стандартам, лицензируемым программам среднего специального образования для подготовки не только высококвалифицированных рабочих, но и специалистов. Все это требует длительной поэтапной работы, на которую сегодня и сориентирован коллектив техникума. Параллельно происходит погружение в международное движение WorldSkills и систему дуального образования. Территориальная удаленность от центра — не повод отставать от современных тенденций в области подготовки кадров рабочих профессий. Тем более что в нашем районе мы единственные являемся проводниками этих идей, хотя с районной администрацией уже достигнуты договоренности об открытии филиалов в селе Туруханск и поселке Бор. В этом есть объективная необходимость: Игарка, где расположен сам техникум, — пусть и небольшой, но город, то есть совершенно иная адаптивная среда, непривычная для представителей коренных малочисленных народов, которым тоже необходимо дать возможность получать качественное образование.
— В название техникума включено слово «многопрофильный», что это означает? Какие специальности осваивают учащиеся?
— Наша задача — обеспечить максимально эффективное развитие территории края, в которой мы находимся, за счет подготовки квалифицированного персонала для местных предприятий, относящихся к самым разным отраслям. Поэтому и обучение в техникуме ведется по различным направлениям. В этом смысле нам труднее, чем отраслевым учреждениям профобразования, поскольку мы должны отслеживать все новые тенденции в самых разных сферах, формировать профессиональный коллектив мастеров и педагогов различной специализации, комплектовать современным оборудованием учебные классы и лаборатории. Но мы понимаем, что министерством образования на нас возложена ответственная миссия, и стараемся оправдать оказанное доверие.
А ведь помимо этого существует масса других потоковых задач, которые решаются параллельно: сотрудничество с работодателями, внедрение системы дуального образования. Обеспечивать по-настоящему эффективную подготовку рабочих кадров, используя только возможности техникума, невозможно, даже с учетом того, что мы много времени уделяем практической составляющей обучения. Чтобы наши выпускники были готовы по окончании ссуза работать на реальных производствах, необходимо дать им возможность познакомиться с этими условиями. В крае уже есть примеры успешного взаимодействия такого рода, наиболее яркий пример — сотрудничество ОАО «Красмаш», АО «ИСС», НПП «Радиосвязь», СФУ, СибГАУ, КГПУ и нескольких краевых техникумов. Мы пока можем только мечтать о таком, но ведь мечты сбываются!
— Расскажите о профессионализме преподавателей, проводится ли повышение их квалификации?
— Разумеется, иначе о развитии образовательного учреждения не может идти речь. Все преподаватели должны пройти соответствующую подготовку и аттестацию, таково требование современного законодательства. В нашем коллективе работают педагоги-предметники и мастера производственного обучения, имеющие теоретические и практические знания в своих профессиональных областях. Существует традиция передачи знаний от мастера к ученику, и сегодня она продолжается на новом уровне, а для этого преподавателю необходимо иметь высокую квалификацию. Он должен чувствовать новые векторы развития в своей сфере, отслеживать их, а кроме того, быть не только профессионалом, но и педагогом, уметь передавать свои знания. Повышение квалификации — работа системная, ей в техникуме всегда уделялось много внимания. Мы выписываем большое количество специальной литературы по всем направлениям, чтобы видеть современные тенденции развития всех актуальных для нас отраслей.
— По-прежнему остро стоит вопрос повышения престижа рабочих профессий среди молодежи, что делается для его решения?
— В целом в стенах техникума обучается более 200 человек. В этом году мы в два раза перевыполнили план по набору студентов на первые курсы. Причем в числе абитуриентов не только молодежь в возрасте 16-17 лет, но и более зрелые — 20-ти и 23-летние молодые люди. Это означает, что к нам есть доверие, хотя никаких кардинально новых способов привлечения учащихся мы не разрабатываем, а лишь трансформируем уже существующие специальности в соответствии с требованиями времени. Так, профессии автомеханика мы обучаем уже много лет, и сегодня эта работа осуществляется с применением современных тренажеров. В настоящее время ведется согласование учебных программ с ГИБДД в связи с изменениями в законодательстве. Вместо поваров-кондитеров мы будем готовить технологов, также планируем ввести обучение по направлению «Бухгалтерский учет».
Для подготовки машинистов буровых установок также имеется тренажер, реалистично имитирующий пост управления бурильной установкой и максимально отражающий все технологические процессы проводки скважины. С его помощью моделируется состояние оборудования и объекта во время бурения, начиная от спуска-подъема и заканчивая ликвидацией отработанных нефтегазовых проявлений. Обучение по специальности «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» проводится на современных сварочных комплексах — лабораторном, который включает компьютерную диагностику сварочных швов, и практическом, максимально приближенном к реальному производству. В техникуме имеются учебные кабинеты по электротехнике и электронике, где проходят подготовку будущие специалисты для отрасли энергетики. Надеемся, что в будущем сможем приобрести тренажеры для рулевых мотористов, крановщиков. Подготовка специалистов в рамках программ среднего профобразования требует совершенно иного уровня комплектации лабораторий и учебных кабинетов. Сегодня большинство дисциплин, в том числе общеобразовательных, преподается с применением информационных технологий. В техникуме оборудовано три компьютерных класса, и практически всегда они заняты.
Главный показатель результативности работы учреждения — то, что все наши выпускники трудоустраиваются на предприятия города и района. Налицо профессиональный рост студентов, работодатели довольны качеством их подготовки, хотя мы понимаем, что выпускник техникума — это еще не готовый продукт, а некая заготовка, которую необходимо доработать в условиях производства, придать блеск и лоск. Это достаточно трудоемкий процесс, и мы благодарны нашим партнерам за сотрудничество. Ведь в одиночку образовательное учреждение существовать не может, его работа будет эффективной и результативной только во взаимосвязи с родителями студентов, работодателями, общественностью. Когда есть взаимопонимание — есть и развитие.