В настоящее время ожидания граждан убедительно подчеркивают актуальность совершенствования качества и доступности для населения возможностей отечественной медицины XXI века. Медицинские учреждения, способные преобразовать соответствующие тенденции в собственные приоритеты по улучшению медобслуживания, уверенно занимают лидирующие позиции в отрасли. Наглядно это подтверждает стратегия развития КГБУЗ «Красноярская краевая больница №2».
Сегодня больница представляет собой большой комплекс с двумя поликлиниками и дневным стационаром, терапевтическим, кардиологическим, неврологическим и реанимационным отделениями, а также круглосуточным стационаром. Только по факту обращений за медицинской помощью к больнице прикреплено 18 600 человек. А по существу в клинику может обратиться любой нуждающийся в медобслуживании.
— Уже второй год одним из ключевых акцентов в деятельности медучреждения является реализация проекта, который можно назвать «Моя поликлиника», направленного на создание по-настоящему комфортного для пациентов медицинского обслуживания, повышение качества и доступности медицинских услуг. В целом это чрезвычайно значимое направление развития для всех российских медучреждений, имеющих в своем составе поликлинические отделения. В рамках проекта формируются условия, благодаря которым пациенты могут максимально оперативно получить неотложную медицинскую помощь, в кратчайшие сроки попасть на прием к врачу, пройти плановый медосмотр, обследование, получить консультацию доктора, — рассказывает главный врач КГБУЗ «Красноярская краевая больница №2» Татьяна Федорова.
— Татьяна Дмитриевна, как «бережливая поликлиника» приближает к пациенту врачебную помощь, совершенствует работу больницы?
— Проект модернизирует весь организационный алгоритм. Прежде всего для пациентов выстраивается своего рода маршрутизация, исключающая блуждание людей по кабинетам в поисках нужных им врачей. Специалисты в регистратуре направляют обращающихся в больницу граждан в кабинеты доврачебного осмотра или на плановый прием в смотровой кабинет, либо на профосмотр, а при необходимости в кабинет неотложной помощи — в зависимости от того, какие конкретно виды медицинского обслуживания требуются тому или другому человеку.
Значимые организационные шаги были сделаны еще несколько лет назад, когда при поликлинике в главном здании больницы по ул. Карла Маркса, 43, появился кабинет по оказанию неотложной медпомощи, где приемы начал вести врач-терапевт высшей категории. В случаях серьезных недомоганий больному оказывается вся необходимая помощь, а сведения по его истории болезни передаются участковому врачу для последующего наблюдения за состоянием здоровья, назначения курса обследований и лечения.
Также была усилена работа смотровых кабинетов с упором на профилактические медосмотры с целью выявления на ранней стадии патологий, в том числе опухолей и предопухолевых заболеваний. При обнаружении таковых пациентов направляют к соответствующим узким специалистам для уточнения диагноза и организации лечения. Одним из новшеств стало создание кабинета доврачебного приема, где можно получить консультацию, рецепт или направление на медобследование. Такой формат оказался довольно востребованным: в течение дня на доврачебном приеме может побывать 60–80 человек.
По-настоящему значимым стал целый комплекс нововведений, обеспечивших подлинную доступность качественной медицинской помощи. Это в числе прочего внедрение системы электронной записи через интернет. Кроме того, теперь записаться на первичный плановый прием можно, воспользовавшись услугами специально созданного при больнице колл-центра. В этой выделенной в составе медучреждения организационной структуре работает три сотрудника, прежде трудившихся в регистратуре. Они принимают телефонные звонки граждан с 7.30 до 20.00. Как показывает аналитика, данный механизм подтверждает свою эффективность — если прежде на дозвон в регистратуру требовалось по 10-20 минут, а иной раз людям и вовсе не хватало терпения, чтобы дозвониться, то теперь среднее время дозвона составляет от 15 до 65 секунд!
В 2015 году специалистами отдела информационных систем больницы разработана и внедрена система автоматического обзвона пациентов, записавшихся на прием к врачу, с напоминаниями о предстоящем приеме и с запросом обратной связи. Благодаря этому человек может сообщить, посетит он врача в установленное время или нет. Если по каким-то обстоятельствам пациент не может вовремя придти в больницу, его запись высвобождается для приема другого пациента. Благодаря системе автодозвона удалось вдвое сократить количество неявок на приемы (с 7-8% до 3-4%), сделать организацию врачебных приемов более эффективной.
В целом как результат всех новшеств в прошлое ушли очереди у регистратуры и врачебных кабинетов, а максимальное время ожидания врачебного приема сейчас не превышает 10-15 минут. Таким образом успешно реализуется концепция «бережливой поликлиники» — посещение больницы для пациентов перестало быть слишком энергозатратным событием с потерей большого количества времени. Кроме того, воплощаемые нововведения приближают врача к пациенту, создают в больнице добрую атмосферу комфорта.
— Современная медицина становится все более технологичной. Насколько такие тенденции актуальны для краевой больницы №2?
— Медучреждение последовательно обновляет техническое оснащение. Недавно больница получила ультразвуковой аппарат экспертного класса, современные эндоскопические аппараты. Обновляется другое оборудование, необходимое для функциональной диагностики. Налажено взаимодействие с другими медучреждениями, куда мы можем направлять пациентов для высокотехнологичных обследований.
Приоритетным направлением для нас стала глобальная информатизация системы медицинского обслуживания — с 2013 года больница участвует в пилотном проекте по внедрению региональной медицинской информационной системы (РМИКС). Она представляет собой комплексное программное обеспечение, позволяющее автоматизировать различные направления в деятельности медучреждения.
К настоящему времени единой информационной системой охвачены все медицинские и вспомогательные подразделения больницы. РМИКС существенно повысила удобство работы для персонала стационаров, поликлиники и параклинических подразделений. К примеру, задействована межкабинетная запись на консультации к специалистам и на параклинические обследования, исключающая большие временные затраты для пациентов. Внедрены электронная система по ведению истории болезни и амбулаторных карт, электронный документооборот. Высокий уровень информатизации позволяет систематизировать и архивировать данные, проводить подробную аналитику работы больницы и на основе аналитических оценок совершенствовать управленческие решения с целью повышения качества и доступности медицинской помощи. Благодаря системе можно в любой момент проанализировать работу врача, проконтролировать движение пациентов по врачебным кабинетам, определить динамику оказания медицинских услуг.
Также внедряется PACS-система — электронный ресурс, предназначенный для хранения и передачи цифровых диагностических изображений и связанной с ними медицинской информации.
— Высокая эффективность медицинского обслуживания, чуткость персонала к пациентам — ключевые ориентиры в работе медучреждения…
— По сути, это базовые критерии качества медицины, которые в нашей работе являются определяющими. Вся организация деятельности больницы нацелена на создание комфортных для граждан условий обследований и лечения. В том числе при проведении традиционных этапов диспансеризации. В этом году, как и прежде, данный процесс проводится активно, без сбоев. План пяти месяцев по количеству проведенных обследований полностью выполнен. Качество и динамика проведения диспансеризации находятся на ежедневном контроле у администрации нашего медучреждения.
Немаловажно и то, что около половины от общего числа пациентов краевой больницы №2 — это люди пожилого возраста, в том числе старше 80 лет и даже перешагнувшие 90-летний рубеж. Такие пациенты требуют к себе особо пристального внимания. Вообще гериатрическое направление для больницы становится все более актуальным. В этой связи направляем своих специалистов на соответствующее обучение, регулярно участвуем в конференциях, посвященных вопросам гериатрии.
Почти все работающие в стационарах клиники специалисты — врачи высшей категории с большим опытом. В их числе врач-невролог Наталья Федотовских. В этом году она стала победителем Всероссийского конкурса врачей в номинации «Лучший невролог». А главное, Наталья Юрьевна — трудолюбивый отзывчивый доктор, врач по призванию, посвящающая всю себя чрезвычайно напряженной, но при этом любимой работе.
Впрочем, и новое кадровое пополнение радует. К примеру, не так давно мы приняли на работу трех участковых терапевтов из числа выпускников Красноярского государственного медицинского университета, еще одного начинающего специалиста переучили на терапевта. По сложившейся в клинике традиции закрепили за новичками наставников. Молодежь работает на совесть. Вообще весь коллектив больницы — сплоченная команда крепких профессионалов. И как результат — благодарности поправляющих свое здоровье пациентов.
От всей души поздравляю всех коллег с предстоящим профессиональным праздником — Днем медицинского работника. Желаю профессионального роста, успехов на сложном врачебном поприще. Пусть этот труд как можно чаще оборачивается улыбками и добрым словом благодарных пациентов.