просмотры: 285

Лучшая школа для педагога

Текст: Ирина Богатова Фото: архив Педагогического колледжа № 1 им. М. Горького
В Красноярске прошли отборочные соревнования финала IX национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Преподавание музыки в школе» среди взрослых и юниоров. В обеих линейках конкурса участники из Красноярского края получили призовые места.

 


В третий раз площадкой соревнований стал Педагогический колледж № 1 имени М. Горького, старейшее учебное заведение Красноярского края. Компетенция «Преподавание музыки в школе» была разработана в стенах колледжа, ставшего методическим центром внедрения передового педагогического опыта. О современных тенденциях и инновациях в образовании беседуем с директором колледжа Татьяной Алексеевой.

— Татьяна Александровна, медали, полученные красноярцами на соревнованиях, — это победа колледжа?


— Уже третий год, как отборочные соревнования чемпионата «Молодые профессионалы» по компетенции «Преподавание музыки в школе» проводится на территории нашего колледжа, разработчика данной компетенции. Наш коллектив преподавателей и студентов это радует, потому что колледж стал федеральной площадкой, объединивший в этом году представителей около 30 регионов России. За победу сражались взрослые и юниоры, и в обеих линейках Красноярский край имеет победные результаты. Среди взрослых золото и бронзу завоевали студенты нашего колледжа: Анастасия Ганина и Татьяна Закожурникова.


Отборочные соревнования среди юниоров проводились в этом году впервые, но уже шесть регионов стали его участниками. Мы принимали конкурсантов из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Оренбургской и Московской областей. Соревновались школьники, которые уже делают серьезные шаги в направлении своей будущей профессии — учитель музыки. Несмотря на возраст конкурсантов уровень подготовки, который они нам показали, приближен к уровню взрослых участников. Итоги проведенных соревнований приравнены к финалу IX Национального чемпионата WorldSkills Russia, так что серебряная награда красноярца Даниила Корниенко — это наша гордость и особое достижение.


— Сейчас много говорят о педагогическом наставничестве, колледж ведет такую работу?


— Педагогический колледж проводит большую работу по педагогическому наставничеству. Эта тема сегодня очень востребована, актуальность внедрения этой системы неоднократно подчеркивалась в выступлениях президента, в указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» прямо указывается, что к 2024 году следует обеспечить создание условий для развития наставничества. Поэтому образовательным учреждениям необходимо как распространять имеющиеся апробированные программы, так и разрабатывать новые модели.


Педагогический колледж совместно с министерством образования края является разработчиком региональной целевой модели наставничества для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования. Региональная целевая модель наставничества разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Учитель будущего», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование».


Мы участвовали в апробации федеральной модели, и сейчас развернута большая работа по пилотированию наставнических программ в крае. На сегодняшний день колледж стал краевым методическим центром педагогического наставничества. Ежегодно организуем форумы, где можем на большой площадке не только повстречаться с экспертами федерального уровня высочайшего класса, обменяться опытом, но и наставники, и наставляемые могут обсудить здесь самые животрепещущие моменты.


Колледж, выполняя государственное задание, обучает наставников для системы образования Красноярского края для закрепления в ней молодых специалистов. Учителя, сопровождающие студентов на практике, педагоги получают у нас дополнительные наставнические компетенции, осваивают техники профессиональной поддержки других в достижении целей, алгоритмы эффективной коммуникации, учатся разрабатывать индивидуальные программы сопровождения, проводить фокусированное наблюдение, планировать совместную деятельность, то есть выходят на новый профессиональный уровень.


Внедрение региональной модели наставничества позволит сократить отток молодых специалистов из образовательных организаций, к 2024 году достичь результатов и показателей в региональных проектах «Современная школа», «Учитель будущего», «Успех каждого ребенка» и «Молодые профессионалы».


— Онлайн-образование считается мейнстримом. Это последствия пандемии, или вирус просто разогнал тенденции?


— Развитие цифровых форматов и внедрение образовательных платформ обусловлено, конечно, с одной стороны, новым технологическим укладом, когда вихрь изменений нарастает и с каждым годом становится только мощнее. С другой стороны, все онлайн-процессы ускорились в связи с пандемией. Возможно, если бы не ковид, мы бы дольше раскачивались и адаптировались к цифровым технологиям. Но случилось так, что все человечество попало в жернова тотального ухода в дистант. Конечно, это стресс, но он показал, что российская образовательная система вполне способна работать дистанционно. Естественно, что не обошлось и без проблем, потому что такого стремительного и массового перехода к онлайн-технологиям в российской, да и мировой практике еще не было, но, надо сказать, справились. Были, конечно, технические моменты, которые приходилось исправлять на ходу. К примеру, нам пришлось в срочном порядке тянуть оптоволоконный кабель, потому что качество передачи сигнала было неприемлемым. Буквально на ходу пришлось знакомиться с таким понятием, как цифровая гигиена, с чем раньше никогда не сталкивались, потребовалось вносить изменения в расписание. Сейчас у нас есть опыт, мы учитываем все нюансы, связанные с особенностями цифрового формата и охраной труда, потому что невозможно студентам и преподавателю проводить за компьютером по восемь и более часов в день, это очень тяжело.


Главным плюсом цифровизации стало то, что у преподавателей и студентов выработалась академическая мобильность. Мы можем быстро собраться в онлайн-формате, чтобы обсудить какие-то важные для учебного процесса вопросы. Можем общаться с коллегами из других регионов, обмениваться опытом, проводить научные конференции. Это сделало процесс обучения более динамичным.


Безусловно, образование никогда целиком не перейдет в удаленный формат, я в этом уверена. Есть такие специальности и такие условия обучения, которые требуют обязательного очного присутствия преподавателя, каких-то тактильных методов. Музыкантов, например, или спортсменов невозможно учить заочно. Существует много специальностей, в которых цифра никогда не заменит живого общения.


— В колледже студенты получают знания только по специальности или есть возможность дополнительного образования?


— С тех пор как наше бюджетное финансирование стало «подушевым», оно включает только обязательные программы, и у нас нет возможностей вводить бесплатные дополнительные занятия. Все, что за границами системы, может быть осуществлено только на платной основе. А студенты наши не настолько платежеспособны, чтобы покупать для себя новые курсы. При этом все, что в наших силах, мы стараемся делать. К примеру, педагоги-организаторы колледжа ведут активную деятельность, связанную с организацией тематических мероприятий, проведением досуга, созданием творческих коллективов, в том числе фольклорных. Студенты охотно участвуют во всех начинаниях, учатся, приобретают новые навыки и компетенции.


Что касается дополнительных возможностей для будущих учителей, мы всегда держим руку на пульсе, понимая, что должны сформировать у студентов не только профессиональные и общекультурные компетенции в рамках федеральных образовательных стандартов, но и оснащать их востребованными сегодня так называемыми «мягкими навыками». Softskills — это те навыки, которые дают возможность будущим педагогам быть гибкими и адаптивными в определенных ситуациях. Мягкими навыками можно назвать творчество, креативность, умение работать в команде, брать на себя ответственность. Особое внимание мы уделяем эмоциональному интеллекту, обучая будущих педагогов таким вещам, как умение понимать, чего хотят другие люди, слышать собеседника, делать правильные выводы. И более того, в эту работу мы включаем наших работодателей — образовательные учреждения края. Школы, лицеи, гимназии, с которыми мы сотрудничаем, сегодня помогают нам понимать, что востребовано обществом и государством, каких умений ждут от педагогов дети и родители.


— В педагогическом колледже работает студенческое самоуправление, что это за структура, и каким целям она служит?


— Студенческое самоуправление — это очень серьезный административный орган в колледже, дающий студентам возможность встраиваться в общий концепт деятельности учебного заведения, проявлять себя через организационную и общественно-полезную деятельность. Самоуправление участвует во всех внутренних корпоративных событиях, выпускает студенческую газету. В его ведении находятся социальные сети колледжа, где студенты размещают репортажи с мероприятий, в которых принимает участие колледж. Поддерживает отношения с выпускниками, практикующими учителями, ветеранами профессии и с теми, кто только собирается стать студентом. Занятость в самоуправлении помогает студентам самореализоваться, приобрести организаторский опыт, почувствовать себя членами дружной команды. Это очень хорошая школа для будущего педагога. Впереди государственная итоговая аттестация, желаю нашим выпускникам ее успешно пройти и начать свой благородный профессиональный путь.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2021
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®