О работе учебного заведения, инициативности педагогов и студентов, а также множестве планов по развитию учебно-методической и практической базы беседуем с Верой Черкасовой, директором КГБПОУ «Таймырский колледж».
— Вера Николаевна, потребность в каких специалистах транслируют вам потенциальные работодатели?
— На севере Красноярского края развивается добыча углеводородов, твердых полезных ископаемых. Колледж предлагает широкий выбор образовательных программ, в том числе по подготовке и переподготовке специалистов добывающей отрасли.
В настоящее время в колледже обучается порядка 488 человек по 11 специальностям и 10 профессиям, при этом больше половины студентов являются представителями малочисленных народов Севера.
Стратегическая задача развития Таймырского колледжа до 2030 года — трансформация управленческой и образовательной деятельности в унисон с данной установкой. В число приоритетных задач колледжа входит работа по трансформации материально-технической базы, оснащению лабораторий 3D-технологиями, электроникой, робототехникой, учебными симуляторами. В целях сохранения традиций коренных народов Севера подготавливаются учителя родного языка и литературы. По запросу и при активной поддержке НК «Роснефть» разработана образовательная программа нефтегазового сектора по профессии «Машинист технологических насосов и компрессоров», по запросу ГМК «Норильский Никель» — «Машинист крана».
В 2023 году колледж будет осуществлять набор на новые образовательные программы: «Коррекционная педагогика в начальном образовании», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых скважин», «Аддитивные технологии». В последующие годы в перспективе планируется набор по программам: «Мастер общестроительных работ», «Графический дизайнер», «Зоотехния», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».
— В чем особенность в профессио-нальной подготовке специалистов для Арктики?
— Действительно, на конференциях, посвященных подготовке кадров для северных территорий страны, звучит один и тот же тезис: кадры для Арктики необходимо готовить на Севере. В числе главных аргументов — особый уклад жизни коренного населения, и это отчасти правильно. Но Северу необходимы не только специалисты по развитию городских территорий с «арк-тическим» уклоном, но и профессионалы здравоохранения, образования, культуры, искусства, способные обеспечить высокий социальный уровень жителям территории. К примеру, на Севере, с его суровым климатом и низкими температурами, наблюдается высокий уровень простудных заболеваний, а работу врачей осложняет низкая транспортная доступность.
Поэтому требуется построение новой модели здравоохранения в Арктике. Для этого необходимо участие представителей отрасли и общественности в нестандартных арктических проектах.
— Как совмещаются в учебной деятельности современность и традиции, насколько важно учитывать культурный колорит территории?
— Эффективное развитие профессионального образования связано с условиями социально-экономического развития района. В колледже созданы условия для проявления творческих способностей студентов в выборе содержания и форм образования, в самоопределении собственных инициатив. Особое место занимают проблемы толерантности, противодействия терроризму и экстремизму, воспитания в духе мира и взаимопонимания между народами, охраны окружающей среды, здорового образа жизни, защиты своих прав. Активно в колледже развивается студенческое самоуправление. В образовательных программах колледжа имеются учебные дисциплины, ориентированные на глубокое изучение и сохранение культуры и традиций коренных народов Севера. Региональным компонентом богата и внеурочная жизнь студентов: конкурсы, концертные программы, молодежные фестивали и прочее. Имеются в программе обучения и специальные модули и дисциплины, направленные на повышение уровня образования по родному языку и литературе, а также курсы по выбору, направленные на повышение компетентности по проблемам этнокультуры, профессионального саморазвития и самообразования педагога.
На сегодняшний день колледж включен в международную деятельность через участие в Российско-Азиатском консорциуме арктических исследований (РАКАИ), целью которого является повышение эффективности научных исследований на основе международного взаимодействия научных институтов, образовательных учреждений, а также обмен между учеными России и стран Азии новыми научными знаниями и навыками научной деятельности, отвечающими современным глобальным вызовам и принципам устойчивого развития северных районов и Арктики.
В апреле 2023 года на базе нашего колледжа планируется проведение третьего заседания научных координаторов РАКАИ в рамках международного форума «Профи-2023».
Колледж — инициатор включения в перечень WorldSkills уникальных компетенций, направленных на развитие традиционной культуры и промыслов народов Севера: «оленевод-механизатор», «художественная резьба по кости и рогу», «художественное вышивание». С 2020 года в рамках чемпионата проходят соревнования по номинациям: «Хозяйка чума», «Северная кукла», «Учитель родного языка», где студенты и школьники профессиональных образовательных учреждений арктических регионов показывают свои навыки. В 2022 году нами получено Свидетельство на право проведения конкурса «ТаймырСкиллс».
В настоящее время идет подготовка к международному чемпионату по традиционному оленеводству, где колледж готов представить команду для участия в Республике Саха (Якутия).
— Расскажите о социальной роли Таймырского колледжа, какие запросы транслирует молодежь?
— Таймырский колледж активно участвует в разных грантовых проектах. «Билет в будущее» — для профориентации школьников. Проект «Твой выбор» направлен на создание профцентра. «Арктический вызов» направлен на повышение квалификации управленческих и педагогических кадров. В числе приоритетов проекта — анализ ситуации на рынке труда в регионах России с целью определения целевых регионов — доноров кадров по интересующим образовательным специальностям, поиск и привлечение сотрудников для осуществления образовательного процесса, переход от периодического повышения квалификации педагогов к непрерывному образованию посредством создания профессионального педагогического сообщества с возможностью знакомства с профессиональным опытом и наработками преподавателей различных учебных учреждений, имеющихся на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Красноярского края и страны в целом. Вовлечение в профессионально-творческую, социально значимую деятельность всех участников образовательного процесса: преподавателей, мастеров производственного обучения, студентов, родителей, социальных партнеров, представителей общественности, средств массовой информации с целью большей популяризации профессии педагога, а также повышения роли педагогического сообщества в формировании будущего личностного и кадрового потенциала страны.