Министр лесного хозяйства Красноярского края Владимир Векшин — специалист в области лесопользования, его трудовой стаж в данной сфере начитывает свыше 40 лет. За это время он прошел путь от техника в одном из лесничеств до руководителя краевой лесной службы — в 2004–2007 годах он возглавлял агентство лесного хозяйства по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам.
— Владимир Николаевич, на ваш взгляд, как изменилась лесная отрасль края за последние 10 лет, каковы сегодняшние показатели?
— Ключевой показатель современного состояния отрасли — объем заготовки древесины в круглом виде. Если в советский период мы заготавливали порядка 25 млн куб. м древесины в год, то в 1998 году — всего 7,5 млн. Резкое падение произошло на фоне общего упадка экономики как в нашем регионе, так и по всей стране. Сегодня объемы заготовки составляют 16,7 млн кубометров, причем почти 2 млн из них — для нужд населения. Это достаточно высокий показатель, раньше у жителей края такого спроса на древесину не было, и связано это в первую очередь с развитием деревянного жилищного строительства. Кроме того, в целом увеличению объемов лесозаготовок способствовали такие факторы, как развитие арендных отношений в лесопользовании, а также реализация большого количества инвестиционных проектов. Как бы скептически о них ни отзывались, но и Приангарский лесоперерабатывающий комплекс в Кежемском районе, и лесопильный комплекс «Сиблес Проект» в поселке Верхнепашино, и многие другие площадки работают, обеспечивая рост объемов перерабатываемого сырья и готовых пиломатериалов. Говорить о том, что сфера лесозаготовки в крае переживает большой подъем, сегодня, пожалуй, рано, но динамика, безусловно, положительная.
Есть, конечно, и проблемные вопросы. В частности, в нашем крае, который среди субъектов РФ занимает второе место по площади лесного фонда (без малого 160 млн га) и седьмое по объемам заготовки деловой древесины, отсутствует мощный целлюлозно-бумажный комбинат, который должен выполнять функцию поглотителя низкосортной древесины и отходов лесопиления. А их, по разным оценкам, в крае ежегодно скапливается порядка 4-5 млн кубометров.
— Но в инвестиционных проектах крупных лесоперерабатывающих комплексов заложено развитие пеллетного производства…
— По этому же пути идут малые и средние предприятия. Однако даже в таком масштабе они не смогут обеспечить необходимые объемы переработки. Я вижу два варианта решения этого вопроса: использовать отходы можно, во-первых, в энергетике как дешевое топливо, а во-вторых, в производстве строительных материалов, как это делалось в советские годы. В мою бытность директором леспромхоза опилки, например, широко применялись при изготовлении древесноопилочных плит для отделки полов и стен, в составе различных видов бетонов, термиза — теплоизоляционного материала для утепления стен и кровли. К сожалению, сегодня в этом направлении в крае сделано очень мало. О необходимости строительства мощного перерабатывающего производства говорилось неоднократно, были даже сделаны попытки реализовать подобные проекты. В частности, Енисейский фанерный комбинат в Сосновоборске, который избежал процедуры банкротства. У предприятия сейчас новый собственник, и в ближайшее время производство будет возобновлено. Но при строительстве новых объектов мы должны понимать, что их необходимо приблизить к сырью. В связи в этим нет смысла сегодня строить их рядом с Красноярском. Зато в Богучанском районе, например, сырья для переработки хватит на многие годы.
Еще одна важная проблема отрасли — большое количество неучтенных малых и средних предприятий. Практически в каждой деревне, расположенной рядом с лесом, есть или пилорамы, или небольшие цеха с ленточными станками. Как правило, они стоят на учете в налоговых органах, но в отраслевой статистике не числятся. И нам предстоит навести здесь порядок, поскольку планировать развитие лесного хозяйства края можно, только обладая полной и актуальной информацией о том, кто в ней реально работает, сколько сырья перерабатывает и какую продукцию производит.
— Какие еще задачи вы как руководитель ставите перед командой нового министерства?
— Во-первых, хочу отметить, что выделение лесного хозяйства в отдельное ведомство — очень грамотный и своевременный шаг краевого правительства и губернатора края Виктора Толоконского. Наш регион богат лесами, у нас мощный лесопромышленный комплекс, и ставить эту отрасль через запятую в один ряд с недропользованием, управлением водными и другими природными ресурсами не совсем верно. Лесному хозяйству края нужна была своя управленческая структура: агентство, комитет или служба — по большому счету, не важно. Но министерство в этом смысле наиболее выигрышно: это дает не только статус, но и реальные инструменты, с помощью которых можно повлиять на ситуацию в отрасли, в том числе за счет законотворческих инициатив.
Надеюсь, что постепенно ускорится процедура прохождения документов, повысится оперативность решения вопросов. А главное, в крае постепенно будет формироваться единая политика в части ведения лесного хозяйства. В связи с этим работа министерства будет строиться по двум направлениям. Первое — это традиционное управление лесами в том виде, в каком оно формировалось еще при Петре I: охрана, контроль, воспроизводство и отпуск леса на корню — отвод лесосек. В соответствии с Лесным кодексом РФ, действующим с 2007 года, леса находятся в ведении субъектов Федерации, и нам важно выстроить эту вертикаль взаимоотношений. Второе направление — лесопромышленный комплекс. Это уже не государственные, а коммерческие структуры, бизнес, которым мы не можем управлять, только регулировать и координировать. Здесь тоже много аспектов: оказание помощи в подготовке и реализации инвестиционных проектов, решение вопросов, связанных с налогами, льготными кредитами и т. д.
Безусловно, лесной отрасли края нужны и законодательные инициативы, и в этом направлении мы также планируем работать. Некоторые проблемы могут быть решены только на федеральном уровне, и здесь мы намерены внести ряд предложений. Но многие наболевшие вопросы могут и должны решаться в крае. Во-первых, это все, что связано с отпуском населению леса на корню. Во-вторых, лесопожарная тематика. В третьих, деятельность в сфере воспроизводства лесных ресурсов. Здесь же я бы назвал арендные отношения: хотя это федеральный уровень, но арендаторы — местные, краевые, а значит, они должны участвовать не только в экономической жизни региона, но и в социальной, способствуя развитию той территории, ресурсами которой они пользуются.
Что касается коллектива, с которым мне предстоит работать, — это грамотные специалисты. Ранее они занимались решением практически тех же вопросов в составе краевого министерства природных ресурсов и экологии. Уверен, уже к концу года нам удастся уладить все организационные вопросы, связанные с формированием ведомства, и получить первые результаты работы нашей команды.