АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 04 апрель (01.04.2006)

Кто остановит камнепад

Ада Аверева
«Коралловые рифы» в тропическом море – это красиво, а такие же образования в почках уж точно никого не порадуют. И если вашему организму хоть раз в жизни пришлось пережить «камнепад», он этого никогда не забудет.

Особенно страшна перспектива, что камень после многодневных мучений сам не выйдет, и придется делать большую операцию с разрезом «от пупа до позвоночника». И еще неизвестно, удастся ли спасти почку... Чтобы избавить себя от таких перспектив, человек решает заняться профилактикой, открывает медицинские энциклопедии, чтобы узнать все про мочекаменную болезнь. Однако читает там, что причины недуга достоверно неизвестны, и надежных методов профилактики не существует. Но медицина не стоит на месте. И сегодня, даже если у вас в почках возникли камни, не стоит впадать в отчаяние. Чтобы их удалить, не обязательно делать разрез. У врачей появилось оборудование, позволяющее дробить камни в почках без повреждения целостности кожных покровов, а также эндоскопы, при помощи которых можно подойти непосредственно к камню, не делая больших разрезов.

О коварстве болезни и новых методах борьбы с ней мы разговариваем сегодня с заведующим урологическим отделением дорожной клинической больницы на ст. Красноярск, кандидатом медицинских наук Федором Петровичем Капсаргиным.

– Федор Петрович, часто вам, урологам, приходится сталкиваться с мочекаменной болезнью?

– В нашем отделении этот диагноз почти у 40% пациентов. Ведь камни в почках – это те еще подводные рифы. Они могут подолгу не давать о себе знать, а потом скрутить человека за несколько часов. Обычно камни образуются в определенных участках почки и вначале никак не мешают оттоку мочи. Но если камень начинает двигаться, он может закупорить узкие участки мочевыводящей системы. Моча тем временем непрерывно образуется, и в почке создается высокое внутриполостное давление. Получается такая модель плотины в миниатюре. Когда ткани почки растягиваются, возникают острейшие боли. Таких больных привозят на «скорой» или к нам, или в отделения других городских больниц.

 

Снайперский метод

– Последние два десятка лет камни в почках дробят. В чем преимущество метода?

– Надо сказать, что существует две методики дробления камней: дистанционная и контактная. Раздробить камень на расстоянии можно с помощью ультразвука. Специальный аппарат производит ультразвук, который в рассеянном виде ничего особого из себя не представляет. Но если собрать ультразвуковые сигналы с помощью особой фокусирующей линзы, то получается волна очень мощной энергии, способная разрушить камень. Задача доктора-уролога – навести аппарат так, чтобы «собрать» волну точно в области камня, потому что сфокусированный ультразвук может разрушить ткани вплоть до разрыва органа.

– То есть нужна снайперская наводка? А насколько высок риск, что врач промахнется?

– Стопроцентного попадания не бывает. Ведь пациент не может застыть как каменное изваяние. Он дышит, почка в такт дыханию экскурсирует. Вот почему современные аппараты устроены так, чтобы ультразвуковой удар приходился, например, только на вдох пациента. Чем больше параметров учитывает аппарат, тем он безопаснее.

– А в чем заключается вторая методика дробления камней?

– Есть еще контактная литотрипсия (так на хирургическом жаргоне называется дробление камня). В нашем отделении мы делаем ставку на малотравматичные методы, такие как эндоскопические операции (без разреза). В области почки создается прокол, туда вводится эндоскоп – очень тонкий кабель с камерой – и на экране хирург видит все свои манипуляции. К камню подводится электрод, который доносит разрушительную энергию точно до цели.

Есть и еще одна возможность для наших пациентов. Это методика щадящих мини-разрезов – традиционная операция, но в миниатюре. Длина разреза при ней максимум 5 см. А дальше ткани растягиваются с помощью специальных инструментов. Ткани человеческого организма необыкновенно эластичные, и благодаря этому хирург получает доступ к камню.

 

Всему свои показания

– Какой же из методов дробления камней лучше? Контактный или дистанционный?

– Для каждого метода есть свои показания. Мы в нашей больнице не проводим дистанционное дробление камней. Единственный в городе ультразвуковой аппарат для литотрипсии находится в ГБСМП. Если к нам поступает больной и у него есть показания для дистанционного дробления камня, то мы его туда и направляем. Но дистанционный метод не всегда успешен. По статистическим данным, положительный результат достигается в 70–90 процентах случаев. На практике процент еще ниже, потому что встречаются определенные противопоказания. Мы в нашем отделении занимаемся лишь контактной литотрипсией.

– А если случился приступ почечной колики, как скоро вы можете провести операцию?

– Противопоказанием для операции является воспаление. Если сопутствующего воспаления нет, мы снимаем почечную колику и на следующий день можем взять человека на операцию.

– Как часто вы проводите такие операции в отделении?

– Ежедневно.

– А если пациент настаивает только на определенном виде операции, например, на эндоскопической?

– Выбор методики зависит от показаний. Мы всегда объясняем человеку, что бывают индивидуальные особенности строения почек, разная локализация камня, аномалии развития и другие причины. С учетом всего этого и вырабатывается решение – какая методика будет более удобной и безопасной.

– Сколько стоит операция по дроблению или удалению камней из почки?

– От 13 до 16 тысяч.

– Долго приходится лежать после операции?

– Мы стараемся, чтобы человек не ждал операции долго. Поступил, и на другой день – в операционную. А после операции мы оставляем пациента в среднем на 8-10 дней. Иногда выписываем раньше.

 

Счет на сантиметры

– Почему вы такое внимание уделяете длине разрезов – все эти полтора-два сантиметра?

– Эти методики являются спасением для больных. Видите ли, ни в одной стране мира до сих пор не знают, почему образуются камни. Так же нет гарантированных методов профилактики образования новых камней. До 28 процентов прооперированных больных возвращаются к врачам с повторным камнеобразованием.

Раньше в нашем арсенале были только открытые операции – с разрезами до 25 см. Представляете? Это была большая травма для пациента, потому что образовывались рубцы, и в конечном итоге функции органа ухудшались, а повторные операции, если они случались, давались и хирургу, и пациенту тяжелее. В то время как современные эндоскопические операции или операции с мини-доступом, которые мы тоже проводим, и последствия вмешательства уже не столь травматичны для органа и неопасны для пациента.

просмотры: 1238
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске