Но теперь все с точностью до наоборот. Модные направления движутся снизу вверх: улица, блогеры, представители субкультур, молодежная тусовка, за вкусами и предпочтениями которой пристально следят фэшн-дизайнеры. Они охотятся за новинками массовой уличной моды в метро, на рок-фестивалях, везде, где бывает много молодежи, чтобы первыми отследить и тиражировать свежие веяния, которые завтра станут локомотивами модных показов ювелирных домов.
— Добытые таким образом идеи дорабатывают модные ювелирные дома, тестируя спрос сначала на бижутерии, потом в недорогом сегменте — изделиях из серебра. Если тестирование прошло успешно, дизайнерская находка переходит в премиум-сегмент, где нет возможности «похулиганить», жонглируя разными формами, потому что ценовой диапазон требует гарантированных продаж. Так что всем, кто хочет заглянуть в завтрашний день ювелирной моды, я советую следить за подростками, отмечать, что носят в неформальной молодежной среде, — объясняет Анастасия Фисенко.
Всем — по серьгам
Ювелирная мода имеет многовековую историю, и найти действительно свежую идею достаточно сложно — все уже когда-то было. Считается, что золотых дел мастера более консервативны. Яркий представитель такой консервативной классики — магазин «Кристалл», которому на будущий год исполнится 60 лет. Долгое время его возглавляла заслуженный работник торговли Раиса Губкина, теперь у руля ее сын Александр. Династия в руководстве — преемственность традиций. Магазин десятилетиями сотрудничает с проверенными поставщиками, такими как Московский ювелирный экспериментальный завод, Красцветмет, «Русские самоцветы». Понятно, что за классикой — обручальными кольцами, столовым серебром или латунными подстаканниками покупатель отправится в «Кристалл», хотя изделия для молодежи здесь тоже представлены.
Другой представитель ювелирной моды — Елена Павлюкова, красноярский дизайнер ювелирных украшений, основательница фирмы ELEMENT, на рынке чуть более года.
— Мы производим уникальные, практически единичные ювелирные изделия из серебра. Когда мы привезли коллекцию «Эволюция» на одну из первых своих выставок, сами были удивлены сумасшедшим спросом. В «Эволюции» мы представили древние окаменелости возрастом более 400 миллионов лет, одетые в серебро. Материал для работы приобретали у палеонтологов. Одна из крайних наших коллекций «Путь шамана» навеяна этнической эстетикой. Наверное, в таких нишевых мастерских, как наша, и зарождаются тренды. Наши клиенты — это люди в возрасте 30 плюс, ценящие индивидуальность, стремящиеся к самовыражению. И таких покупателей становится все больше. Современный человек живет эмоциями, ему важно обладать не банальным литьем, а изделием с историей.
Тенденции, в том числе и в ювелирном деле, отслеживает целая индустрия, так называемые мировые тренд-бюро, которые накапливают информацию по изменениям, происходящим в обществе, причем в разных сферах жизни — от климата до политики. Анализируя большие массивы информации, тренд-агентства вычленяют основные тенденции, которые неизбежно повлияют на жизнь общества в ближайшем будущем. Полученные выводы ложатся на страницы тренд-буков, которые доступны на рынке за несколько сотен евро. Есть такой тренд-бук и по «ювелирке».
— Приведу простой пример. Наметившийся несколько лет назад тренд на прозрачность обязан своим зарождением такому явлению, как селфи. Соцсети и селфи сделали прозрачной личную жизнь их авторов. Не удивительно, что вслед за этим в моду вошли, например, прозрачные сумочки из пластика, а в ювелирных украшениях появились прозрачные кварцы, — добавляет Анастасия Фисенко.
Но чтобы новые веяния со страниц бренд-буков перекочевали в реальную жизнь, к процессу должны подключиться инвесторы и маркетологи. Иными словами, ювелирная мода рождается на стыке креатива, технологий и бизнеса.
Все золото блестит
Среди актуальных направлений этого года дизайнеры отмечают максимализм, то есть смешение всего и вся, но с учетом единого стиля. Например, модно носить одновременно много цепочек, колец и браслетов. Можно даже мешать золото с серебром, что раньше считалось моветоном. Главное, чтобы все вместе ювелирные изделия составляли ансамбль.
Цепочки никогда не выходят из моды. Хотя для модных в этом сезоне крупных изделий больше подходит слово цепи. Несколько лет на пике моды остаются объемные цепи и колье с крупными звеньями. Форма, размер и цвет звеньев могут быть абсолютно любыми, а крупный замок-карабин стал едва ли не центром модного украшения, так что его теперь можно не прятать под волосы и носить спереди по центру или чуть сбоку. Их надевают как соло, так и в комбинации с тонкими цепочками, подвесками и бусами.
Лидером в области ключевых тенденций шейных украшений является Красноярский завод «Красцветмет». Современное итальянское оборудование позволяет опытным мастерам создавать множество разнообразных видов плетений и различных вариантов обработки цепочек. У завода самый широкий среди отечественных производителей ассортимент цепей в разных сплавах, цветах, пробах, покрытиях. Каждая пятая золотая цепь или браслет в стране произведены в Красноярске. В прошлом году ювелирное производство Красцветмета произвело 8 тонн изделий, половина из них — из золота. А по выпуску платиновых цепей машинного плетения у завода вообще нет конкурентов в стране.
По словам Анны Панасюры, руководителя ювелирного дивизиона Красцветмета, на рынке сегодня наблюдается устойчивая тенденция на снижение веса изделий из золота — за последние 12 лет вес уменьшился вдвое. Причина как в цене металла, которая за это же время выросла в три раза, так и в изменении поведения потребителей золотых украшений. Ювелирные изделия перестали восприниматься как способ защиты от инфляции, теперь это все больше способ самовыражения. С учетом этих тенденций и намерены работать на предприятии.
Сам не плошай
В текущем году дизайнеры прогнозируют популярность украшениям из золота крупной формы с нестандартными формами и выразительным декором. Преимущество отдается золотым перстням в виде миниатюрных кастетов и украшенных жемчугом, бирюзой либо другими природными минералами. Для ежедневного ношения можно подобрать что-то креативное, например, украшение с разрывом или объемную модель, которая захватывает сразу 2-3 фаланги пальца.
По словам Анастасии Фисенко, кольца сейчас вообще не обязательно носить у основания пальца, их можно перемещать на любую фалангу, сочетать с браслетами, ожерельями и серьгами, памятуя единственное — необходимость гармоничного сочетания стилей и расцветок.
Самой популярной формой сережек остаются кольца самых разных диаметров, ширины и дизайна. Они универсальны, подходят под любой тип лица и для самых разных жизненных ситуаций. Браслеты и часы принято теперь надевать поверх рукавов одежды.
Ушло в прошлое деление на дневные и вечерние украшения, главным образом из-за того, что при нынешних технологиях по выращиванию искусственных камней сложно определить на глаз стоимость изделия.
Стоит ли ориентироваться на макротренды, выбирая украшения для себя? Эксперты отвечают отрицательно и предлагают ориентироваться исключительно на свой вкус, миксуя разные формы, выбирая нетрадиционные места для ношения и сочетая разные варианты ношения одного и того же изделия.
По словам Инны Шаталовой, автора книги «Стили ювелирных украшений», даже в такой относительно узкой области, как ювелирное искусство, существует множество стилей. Но у каждой женщины и мужчины должен быть так называемый базовый ювелирный гардероб, в котором ювелирные изделия сочетаются друг с другом и с большинством нарядов.
— Например, бриллиантовые пусеты или жемчужная нитка будут одинаково хорошо смотреться как с джинсами, так и с вечерним платьем. Но есть и другой подход. Базовым называется тот набор украшений, который максимально подходит к образу жизни в определенный ее период. Для декретного отпуска — один набор, для офисного дресс-кода — другой, для школьного учителя — третий. Нет модных и немодных украшений. Есть их скучные сочетания, — резюмирует ювелирный стилист.