В 90-е годы отрасль переходит на рыночные рельсы. На базе авиапредприятий «Аэрофлота» образовалось множество авиакомпаний с разными формами собственности. Структурная перестройка не обошлась без потерь. За первое десятилетие нового века совокупный пассажирооборот упал втрое и восстановился только к 2012 году, когда услугами российских авиакомпаний воспользовалось более 70 млн человек.
В настоящее время сертификат эксплуатанта, который позволяет осуществлять коммерческие воздушные перевозки, имеют 115 авиакомпаний. Почти 200 эксплуатантов могут осуществлять авиационные работы и более 60 — в сфере авиации общего назначения.
История в названиях улиц
Годом образования красноярской авиации считается 1934-й, когда в городе был создан полноценный авиационный комплекс с аэропортом и ремонтными мастерскими. Первые самолеты взлетали с Абаканской протоки. Они имели поплавки вместо шасси летом и лыжи зимой.
Красноярск по праву гордится тем, что является родиной полярной авиации. Край стал центральной стартовой авиаплощадкой для изучения Арктики, а за краевым центром закрепилось название «Арктикадром». Другая славная страница краевой авиации написана в годы Великой Отечественной войны, когда город становится базой на пути воздушной трассы Аляска — Сибирь, по которой по ленд-лизу поставлялись американские боевые машины. Историю авиации края можно изучать по названиям улиц краевого центра.
Первый самолет в Красноярске был куплен на деньги горожан. Местом базирования «Красноярца» стал Иннокентьевский поселок. Старенький английский аэроплан поднял в небо первый красноярский пилот Роман Батурин, на тот момент — 30-летний работник Енисейского торга, а в прошлом — слушатель Гатчинской военной авиационной школы летчиков, боевой пилот. В годы гражданской войны он — командир авиаотряда — был трижды ранен, награжден многочисленными орденами за мужество. Первые пробные агитационные полеты состоялись в июле 1925 года. Но недолго Батурин поднимал в небо старенький «Солвич». Полеты вскоре запретили, аэроплан разобрали на запчасти.
Василий Молоков окончил школу авиа-механиков Балтийского флота, затем Севастопольскую военную школу морских летчиков. Был ее инструктором и подготовил первых Героев Советского Союза — Ляпидевского, Леваневского, Доронина, вместе с которыми в 1934 году эвакуировал челюскинцев. Его собственная Золотая Звезда имеет порядковый номер 3. Молоков вывез со льдины больше всех участников экспедиции — 39 человек. После той героической операции пилоту предлагали стать начальником всей полярной авиации, но Молоков вернулся в Красноярск и в 1935 году впервые в истории совершил зимний авиарейс на Диксон.
В 1946 году в крае образовано Красноярское управление Гражданской Авиации (КрасУГА). В него вошли Красноярский, Абаканский и Енисейский авиаотряды, а также звено санавиации. Позднее — Тувинский, Туруханский, Норильский объединенные авиаотряды, а также звено в Кежме. Авиапарк состоял из самолетов По-2, Ли-2, Ис-84. За первый год работы авиаторы перевезли 20 тысяч пассажиров. В 50-е годы парк пополнился самолетом Ан-2, в 1961 году поступил Ил-18, летом 1964-го — Ан-24. В 70-х строятся аэропорты в Хатанге, на Диксоне, в Туре, Канске, Ачинске, Шушенском. За двенадцать лет сданы в эксплуатацию 54 больших и малых аэропорта. В 80-е годы аэропорт выносится за черту Красноярска. Начинают работать «Емельяново» и «Черемшанка».
Особое внимание регионам
Согласно госреестру сегодня на территории края зарегистрирован 51 аэродром, из них 24 с искусственным покрытием, 27 — с грунтовым. Четыре аэропорта федерального значения, а «Емельяново» и «Абакан» сертифицированы как международные. Важность авиации для такого крупного региона, каким является Красноярский край, трудно переоценить.
— Во многих регионах России, на Крайнем Севере, в Сибири, на значительной части территории Дальнего Востока авиационные перевозки являются фактически единственным средством транспортных возможностей населения. Существенным вызовом для нас сегодня стало развитие региональных авиаперевозок и авиатранспортной инфраструктуры как решающего фактора для повышения авиационной подвижности граждан, расширения экономических связей, выравнивания географического дисбаланса на рынке труда и в итоге — сохранения национальной целостности страны, — говорит Александр Нерадько, руководитель Росавиации.
Новый пассажирский терминал «Емельяново» был построен к Универсиаде и открылся 26 декабря 2017 года. Его пропускная способность — до 5 млн пассажиров в год. Сегодня рейсы из Красноярска выполняют 26 российских и зарубежных авиакомпаний. Летом 2021 года в Красноярской воздушной гавани открылся первый региональный хаб авиа-компании «Аэрофлот». Он стал одним из этапов в решении стратегической задачи, поставленной правительством перед авиаторами страны, — развивать прямые региональные рейсы, минуя Москву.
Андрей Метцлер, генеральный директор международного аэропорта «Красноярск», так оценил первый год работы хаба:
— Мы видим впечатляющий синергетический эффект. Значительно выросли производственные показатели нашего аэропорта. Открыты 15 новых направлений. Всеми авиакомпаниями группы «Аэрофлот» обслужен миллион пассажиров, совершено более четырех тысяч вылетов. Жители региона получили доступ к прямым перелетам в близлежащие города. Это мощный стимул для дальнейшего развития авиаперевозок через Красноярск, а значит на благо всех внутрироссийских перевозок.
Современная инфраструктура
Развитие внутренних полетов идет в хорошем темпе, чему в немалой степени способствует рост турпотока. Россияне стали охотнее рассматривать отдых внутри страны. По данным Росавиации, в 2021 году объем внутрироссийских авиаперевозок составил 87,5 млн человек, то есть в полтора раза превысил показатели 2020 года и на 20 % — объем перевозок допандемийного 2019 года.
География полетов внутри страны расширяется и благодаря особому вниманию правительства к тарифному регулированию. В 2022 году на поддержание авиационной отрасли из бюджета выделено 172 млрд рублей. Из них 100 млрд рублей направлено на субсидирование внутренних воздушных перевозок. В результате в 2022 году средний размер тарифов, по данным Федеральной антимонопольной службы, остался на уровне последних двух лет и даже снизился на 6,5 % к 2019 году. Благодаря субсидированию не случилось летнего скачка цен, несмотря на рост расходов авиакомпаний. Например, стоимость авиационного керосина в 2022 году по сравнению с предыдущим годом выросла почти наполовину, а эта составляющая в себестоимости летного часа занимает почти треть.
В рамках государственных программ с 2005 года построены и реконструированы сотни объектов аэродромной инфраструктуры в аэропортах от Сахалина до Калининграда. В 2014 году начал работать аэропорт «Ясный» на острове Итуруп (Курилы). В 2017 году введен в эксплуатацию новый современный аэропортовый комплекс «Платов» в Ростове-на-Дону, а в 2019-м — «Гагарин» в Саратове. В 2023-м планируется ввести в эксплуатацию аэропорт Южно-Сахалинска. При участии частных инвестиций построены аэропорты «Сабетта», «Тобольск», «Утренний». Модернизация более 60 объектов аэродромной инфраструктуры включена в федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».
В настоящее время в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации включено 229 аэродромов и пять вертодромов, из них 79 аэропортов открыты для выполнения международных полетов.
На апрель 2022 года в самолетном парке отечественных авиакомпаний числилось 1287 воздушных судов. Почти половина из них используются для пассажирских авиаперевозок. Доля воздушных судов иностранного производства составляет две трети, а из тех, что предназначены для перевозки пассажиров, — 90 %. Для смягчения последствий структурных изменений в экономике Российской Федерации подготовлен проект стратегии развития авиационных поставщиков до 2030 года. Документ призван стать одним из инструментов достижения поставленных государством задач по развитию национального
авиастроения.