О том, какие преобразования ожидают одну из архитектурных доминант краевого центра, рассказала редакции Светлана Гузий, директор театра.
— Светлана Владимировна, чем вызвана необходимость масштабной реконструкции здания?
— Театр открылся 20 декабря 1978 года оперой «Князь Игорь». С того момента в течение почти 45 лет он является домом для артистов. В 2020-2021 годах проводилось инструментальное обследование здания. Оно показало, что, цитирую, «техническое состояние строительных конструкций оценивается как ограниченно работоспособное, отдельные элементы в аварийном состоянии». В заключении сделан однозначный вывод: «театру требуется реконструкция с усилением отдельных строительных конструкций». Поэтому губернатор Красноярского края Александр Усс принял решение о проведении открытого конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции реконструкции театра и прилегающей площади. В декабре 2022 года при поддержке компании «Норильский никель» мы объявили открытый конкурс для профессиональных архитекторов и компаний-проектировщиков на разработку концепции реконструкции учреждения. Конкурс позволит выбрать оптимальный вариант, который впишется в окружающую среду и будет соответствовать потребностям учреждения культуры. Министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов, который входит в жюри этого конкурса, озвучил мысль, с которой трудно не согласиться: по театру оперы и балета можно судить об уровне культуры в городе и регионе. При высочайшем содержательном уровне, который был блестяще подтвержден летом 2022 года на гастролях в Москве, красноярский театр имеет множество архитектурных и технических проблем. И мы все понимаем, что с этим нужно что-то делать.
— Расскажите подробнее о ходе творческого конкурса, много ли подано заявок?
— Первый этап конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции завершился в январе 2023 года. Целью первого этапа был отбор участников. На конкурс было подано 34 заявки, подавляющее большинство — 33 из них признаны соответствующими положению о конкурсе. Среди претендентов — ведущие красноярские, российские и зарубежные архитектурные бюро и их объединения, имеющие богатейший опыт. Как отметили в жюри, отсмотр поступивших от претендентов портфолио, в каждом из которых было несколько высококлассных проектов, вылился в колоссальный труд. Работа заняла у меня трое суток. Изначально положением о конкурсе предусматривалось определение от трех до семи финалистов. Однако представленные портфолио оказались настолько интересными, что во второй тур конкурса прошли десять участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и нескольких зарубежных стран в составе объединений. Дальнейшая процедура конкурса такова: прошедшие во второй тур получают техническое задание и до конца марта представляют свои концепции реконструкции театра. 20 апреля будут названы победитель и призеры конкурса. Денежный приз для победителя составит полтора миллиона рублей, миллион предусмотрен за второе место и полмиллиона за третье. По решению заказчика с победителем может быть заключен договор на эскизный проект — воплощение концепции, которая и ляжет в основу обновления театра и территории.
— Каким предстанет театр перед красноярцами и гостями города после реконструкции?
—Точного ответа дать сейчас невозможно, ведь процесс пока в начальной точке. Но с уверенностью можно утверждать, что в кардинальной оптимизации нуждается именно то пространство, где происходит театральное волшебство: механика сцены, акустическое и световое оборудование, кондиционирование и отопление в зрительном зале. Необходимы новые гримерные и репетиционные залы, музейное пространство для славной истории театра, площадка для хранения декораций. Кроме того, мы знаем, что существуют театры, куда гости иногда приезжают не только посмотреть спектакль, но и сфотографироваться на фоне здания. Я очень надеюсь, что архитекторы предложат нам такой облик театра, который может стать визитной карточкой как Красноярска, так и Сибири.