просмотры: 294

Красноярский мегаполис: фантазии агломерации

Текст: Марьяна Долгополова
Впервые о Красноярской агломерации заговорили 15 лет назад. Идею на КЭФ-2007 представил экс-губернатор Александр Хлопонин. Мегапроект превращения краевого центра и соседних территорий в единую экономическую кооперацию должен был реализоваться к 2020 году. Предполагалось, что объем инвестиций в проекты развития агломерации составит 10-15 млрд долларов.

 


ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ


Задумывалось масштабное преобразование краевого центра, Сосновоборска, Дивногорска и прилегающих четырех районов (Березовский, Емельяновский, Сухобузимский и Манский) в некую полицентрическую конурбацию для формирования «принципиально новых стандартов жизни», наиболее комфортного ведения бизнеса, отдыха и проживания. На основе инвестиционного паспорта до 2020 года рассматривалась возможность задействовать трудовые ресурсы агломерации и, привлекая энергетические, а также транспортные связи, размещать в округе различные промпроизводства, логистические центры и инновационные площадки. В 2008 году в рамках реализации проекта «большого города» главы семи муниципалитетов подписали меморандум о сотрудничестве с губернатором Красноярского края, чтобы этот грандиозный план можно было включить в стратегию пространственного развития РФ. Под амбициозный проект создали государственную корпорацию «Красноярск-2020» (на основе ГУП «Центр подготовки кадров»), которое возглавил экс-губернатор Эвенкии Борис Золотарев. На эту структуру возложили задачи по развитию общей транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры, согласованию градостроительных планов и совместного финансирования крупных проектов.


— Агломерация — это ни в коем случае не объединение муниципальных образований. Это создание единого экономического и социокультурного пространства, — подчеркивал он тогда.


В те годы ему вторил тогдашний глава Красноярского края Александр Хлопонин:


— Мы выступаем инициаторами такого важного федерального проекта, сопоставимого у нас в крае с проектом Нижнего Приангарья, но по объему инвестиций превышающий его в разы. Ведь, по сути, агломерация — платформа для привлечения инвестиций. <…> Без его реализации мы не сможем удержать нашу молодежь, привлечь профессионалов и обеспечить полноценное социально-экономическое развитие края и Сибири.


В общем, задачи стояли следующие: открыть крупный вуз федерального значения и создать условия для эффективного и выгодного взаимодействия территорий, строительства промузлов и мультимодального хаба. До того как в 2008 году грянул мировой экономический кризис, все казалось вполне реальным и выполнимым. Вскоре идеологу агломерации предложили высокую федеральную должность и мегапроект перестали активно продвигать к светлому будущему. Хотя в разработанной до перестройки СО РАН программы «Сибирь» уже затрагивалась тема Красноярской агломерации как центра науки и промышленности.


Будучи в те годы помощником президента РФ, Аркадий Дворкович автору этих строк заявил, что агломерация не просто слово, а реальная возможность людей жить в своем доме.


— Красноярская агломерация — пока это только картинки. Вроде бы то, что там представлено, логично. Но власти должны решить, куда и какие дороги следует проводить, какие коммуникации и инфраструктуру нужно делать. Это и есть агломерация, — высказал он свою точку зрения.


 


БОЛЬШОЙ КРАСНОХАБЛЬ


Первоначально об идее говорили с большим энтузиазмом, даже объявили конкурс на разработку территориальной схемы Красноярской агломерации и контракт на 74,9 млн рублей выиграл московский институт «Гипрогор». К работе привлекли архитекторов из США, Италии и Великобритании, которые параллельно готовили схему планирования Сочинской Олимпиады-2014 и занимались концепцией развития Дальнего Востока. Агломерация простиралась в радиусе 60 км и транспортной доступности в пределах часа-полутора. Вероятно, от зарубежных проектировщиков хотели увидеть что-то колоссальное. В концепции они сделали акцент на транспортном развитии (международный аэропорт-хаб, аэроэкспресс, скоростные поезда с Иркутском и Новосибирском), предложили сформировать группу «сильных университетов» и создать ряд инновационных производств, в числе которых кластер солнечной энергетики, выпуск современных стройматериалов, продуктов питания. Транспортное развитие вообще напоминало «Нью-Васюки» И. Ильфа и Е. Петрова: легкое метро, суда на воздушной подушке, кольцевая дорога вокруг Красноярска, дороги-дублеры в Дивногорск и Железногорск, причем планировали построить мост через Енисей и подвести к последнему городу ж/д ветку. А еще от Красноярской ГЭС через Минино проектировали в Красноярск дорогу и предлагали пользоваться дирижаблями.


Отдельный блок фантастического проекта отводился жилищному строительству. Сосновоборск рассматривался как спальный район, в Емельяновском и Березовском муниципалитетах проектировали города-спутники на 50-200 тыс. человек. Как власти собирались добиться такого увеличения численности населения, было непонятно. Еще Дивногорск и часть Манского района рассматривали как некую туристко-рекреационную зону. На острове Татышев намеревались создать культурно-музейный центр, куда планировали перевезти дома деревянного зодчества из зоны затопления проектируемых ГЭС и поселков региона.


Комплексное преобразование территории предусматривало развитие ТЭК, нефтехимии, металлургии, машиностроения, лесопромышленности, инфраструктуры, сельского хозяйства, туризма и науки. Должен был появиться высокотехнологичный технополис с площадками-инкубаторами малого бизнеса, новыми медцентрами, крупным университетским кампусом СФУ, лесопарковыми зонами, транспортными развязками, канатной дорогой через Енисей — чтобы стать потенциальным местом проведения всемирной выставки ЭКСПО-2020. Многие эксперты тогда интересовались, поддержат ли федеральные власти идею в финансовом плане.


— Проект Красноярской агломерации интересен и полезен для всех лишь в том случае, если будет переведен из поля разговоров в поле реальных действий. Пока же говорить о перспективах районов и городов сложно, поскольку ни одного конкретного шага не сделано. На сегодняшний день на все один ответ: кризис, которым объясняются любые проблемы. <…> Говорить же об интересах и развитии ближайших территорий в такой ситуации вообще не приходится. Город просто их поглотит и, вполне возможно, уже к 2020 году, — комментировал в то время ныне покойный депутат и президент Союза товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края Валерий Сергиенко.


Чтобы у госкорпорации появилась возможность привлечь дополнительные инвестиции, структуру в 2009 году преобразовали в государственное ОАО «Корпорация «Красноярск-2020». Но несмотря на декларацию, финансирования не случилось и глобальные задачи остались на бумаге: город в рамках ЭКСПО не смог бы принять за год положенные 30-50 млн посетителей. В итоге право проведения выставки получили Дубаи (АОЭ), но из-за коронавируса ее перенесли на 2021 год.


 


С ГРУСТЬЮ О МЕГАПРОЕКТЕ


В 2010 году бывший заместитель Александра Хлопонина и действующий тогда губернатор Красноярского края Лев Кузнецов заявил, что проект агломерации должен ориентироваться на новую дату: 400-летие города, которое произойдет в 2028 году.


— Говоря об агломерации, имеют в виду Красноярск и практически не говорят о ближайших территориях. А ведь проект как раз об активном включении пригородов в планы развития городской среды, обсуждении совместных транспортных проектов, создании новых культурных и спортивных объектов, ориентированных на всех жителей агломерации вне зависимости от их прописки, — посетовал он на безынициативность муниципалитетов-участников проекта.


Правда, не уточнил, откуда районы должны изыскать средства на свои планы и застройку «в перспективе до 2030 года». Вероятно, речь шла о переносе крупных промышленных производств из Красноярска за счет самого бизнеса. Через год «Корпорация «Красноярск-2020» приказала долго жить, а первый замминистра экономики и регионального развития края Михаил Бершадский заявил, что госкорпорация исчерпала свои задачи, но юрлицо будет реорганизовано и вольется в институт «Красноярсклеспроектстрой». Тогда заговорили о программе социально-экономического развития города до 2020 года, что воспринималось более реальным планом. Будучи замгубернатора Красноярского края Андрей Гнездилов в 2011 году пообещал, что Красноярск станет экологически чистым мегаполисом, отвечающим самым высоким требованиям и стандартам.


— Меня можно назвать фантазером. Но в перспективе я вижу Красноярск самым удобным, современным, комфортным для проживания городом в СФО. <…> Через десять лет в городе будет работать множество видов предприятий, в том числе IT-компаний, — уверял он.


В 2013 году экс-мэр Красноярска Эдхам Акбулатов уточнил, что Красноярская агломерация не ставит цели объединения с соседними муниципалитетами, но подразумевает экономическую координацию. В рамках проведения Универсиады-2019 обсуждались проекты метрополитена, скоростного трамвая, аэроэкспресса, строительство четвертого моста через Енисей. Из задумок удалось реализовать только мост. Однако в 2018 году об агломерации вспомнили при составлении сводного плана схем транспортного развития нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» вплоть до 2038 года.


На КЭФ-2019 объявили о строительстве делового центра «Красноярск-Сити» стоимостью в 25 млрд рублей.


— Наша задача — превратить Красноярск в «биржу контрактов» — то место, где бы встречались все крупные покупатели и продавцы, — пояснял мэр города Сергей Ерёмин.


Проект застопорился по ряду причин. Пересмотрела организацию бизнес-процессов и пандемия 2020 года. Вместе с тем появилась возможность реализации давно анонсируемой идеи международного хаба. На КЭФ-2021 подтвердили намерения согласовать в текущем году проект строительства метро и актуализировать к 2022 году проект ж/д ветки в аэропорт. Планы по газификации территорий Красноярского края были перенесены на 2027 год.


Остается надеяться, что Красноярская агломерация к юбилею столицы региона сможет обрести второе дыхание, и о грандиозном по задуманным масштабам проекте заговорят с новым воодушевлением и констатацией конкретных дел.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2021
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®