АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 1 (204) 2024 (10.02.2024)

Красноярские развилки

Текст: Александр Чернявский
Через четыре года Красноярск отметит свое 400-летие. Вряд ли боярский сын Андрей Дубенский, высадившийся на берега Енисея вместе со своими спутниками-казаками в 1628 году, предполагал, что основанный им острог через несколько столетий станет одним из важнейших форпостов российского государства в азиатской части страны.

Волею исторических судеб Красный яр за последние полвека превратился в один из наиболее динамично развивающихся мегаполисов Сибири. Со всеми его плюсами и минусами. Грядущий юбилей ставит перед властью и городским сообществом стратегический вопрос и о траекториях возможного развития столицы региона и о способах решения хронических проблем Красноярска. В условиях глобальной турбулентности строить планы на десятилетия кажется неоправданной маниловщиной, однако без выработки конкретных дорожных карт по развитию ключевых для будущего города сфер и отраслей (градостроительство, транспорт, теплоснабжение, ЖКХ и т. п.) мы уже очень скоро можем оказаться в тупике, придавленные неподъемным грузом нерешенных проблем.

ШАНС НА МИЛЛИАРДЫ

Есть и вполне конкретные тактические задачи, которые красноярцам надо решать в ближайшее время. 400-летие Красноярска — отличный повод получить дополнительные миллиарды из федеральной казны на развитие краевого центра. Разговоры о том, что пора начинать подготовку к грядущему юбилею краевой столицы, начались практически сразу после завершения Универсиады-2019. Тема подготовки к юбилею довольно громко звучала и во время недавних выборов в горсовет Красноярска, однако пока о конкретике представители власти говорят крайне туманно и ощутимого прогресса в этом сюжете нет.

Каких-то особых инвестиций конкретно под юбилей краевой центр до сих пор не получил. Есть, конечно, соблазн под юбилейный «зонтик» втиснуть строительство метротрама и грядущую газификацию Красноярска. Однако эти крупнейшие инфраструктурные проекты стали бы реализовываться на берегах Енисея вне зависимости от круглых дат. Говорили об этих темах во время ноябрьской встречи губернатора Михаила Котюкова с вице-премьером правительства РФ Александром Новаком, который курирует подготовку к 400-летию в Красноярске в федеральной власти.

— Подготовлена трехэтапная программа благоустройства города, которая помимо организации празднования юбилея включает подготовку и воплощение стратегического мастер-плана развития Большого Красноярска до 2035 года и генерального плана развития Красноярска до 2042 года, — говорится в пресс-релизе, размещенном на официальном портале правительства Российской Федерации. — Сюда входит строительство и модернизация жилого сектора, создание новых общественных пространств и природных территорий, развитие транспортной инфраструктуры и туризма, улучшение экологической обстановки в регионе.

Не определились пока и с идеологическим фундаментом грядущего юбилея. Что он даст для развития бренда Красноярска, раскрытия местной идентичности, сохранения исторического наследия? Политолог Сергей Комарицын вполне справедливо критикует власть за то, что при разработке концепции подготовки к 400-летию города за скобками оставили гуманитарную интеллигенцию Красноярска. Хотя, возможно, так чиновникам просто легче «осваивать» юбилейные бюджеты…

Противоречивый опыт подготовки к недавним юбилеям Енисейска и Минусинска показывает, что без больших проблем и в красноярском сюжете обойтись вряд ли удастся. Даже подготовка к Универсиаде-2019 долгое время шла ни шатко ни валко. Чтобы не провалить важнейший проект, пришлось создавать специальную дирекцию. С ее помощью удалось разрулить многочисленные управленческие проблемы, связанные с подготовкой к спортивному форуму. Возможно, аналогичную структуру имеет смысл создать и в Красноярске. И лучше этим озаботиться уже сейчас, чтобы вновь не наступить на старые грабли.

ЗАСТРОЙЩИКИ И ВЛАСТЬ

В Красноярском крае с завидным постоянством меняются первые лица, что никоим образом не влияет на растущие аппетиты местных застройщиков, особенно в столице региона. Конечно, периодически руководители разных уровней обещают навести порядок в строительной отрасли, но особых успехов пока не наблюдается. По-прежнему прибыль бизнесменов стоит выше интересов сбалансированного развития Красноярска и комфорта горожан.

— В Красноярске есть несколько новых микрорайонов без должной социальной инфраструктуры. Кто-то «замечательно» сэкономил на школах, детских садах, больницах и других важных объектах. Будем спасать людей, ставших заложниками этой ситуации. И практику безответственной выдачи разрешений на строительство прекратим, — делал акцент на проблеме во время избирательной кампании губернатор Красноярского края Михаил Котюков.

При этом в краевом центре продолжают возникать горячие точки в строительной сфере. Жители Октябрьского района вновь переживают за судьбу леса в районе Студгородка и Академгородка, который недавно внезапно превратился в зону общественно-деловой застройки. Продолжают бушевать страсти вокруг будущей застройки бывшего Южного рынка, план которой вызвал вопросы у прокуратуры. Активно отстаивают свои права представители бизнеса и жители территорий, попадающих в зону развития КРТ.

В ноябре Михаил Котюков встретился с крупными застройщиками. Губернатор призвал бизнесменов сбалансировать «планы жилищного строительства, промышленного развития города, нашей инфраструктуры – социальной, транспортной, инженерной. Чтобы у красноярцев не возникало претензий к тому, как идет застройка города и что инфраструктура не успевает за появлением новых жилых кварталов.

Такие призывы звучат не впервые. В марте 2018-го аналогичное мероприятие проводили тогдашние премьер Юрий Лапшин и мэр Красноярска Сергей Еремин, однако к большим сдвигам в градостроительной политике данное совещание также не привело. По-прежнему актуальным остается вопрос, есть ли у власти «кнут и пряник», чтобы заставить застройщиков играть по правилам, приемлемым для социума, а не для бездонных бизнес-карманов.

В ноябре в СФУ под эгидой Института города прошла экспертная сессия по вопросам стратегии пространственного развития Красноярска. На ней выступил сенатор Александр Усс, призвавший объединить архитекторов, застройщиков и представителей городского сообщества для того, чтобы разрубить гордиев узел многочисленных проблем, связанных с разрастанием краевого центра. Участники сессии, в частности, обсуждали сложные вопросы нового освоения промышленных зон и других территорий города.

Пока власть и застройщики пытаются договориться о принципах, важно не попасть в капкан очередных конфликтов, связанных с городской застройкой. Например, архитектор Антон Шаталов вполне обоснованно недавно поднял вопрос о градостроительном будущем поймы Качи. Он считает, что 70 гектаров должны пойти не под строительство очередного спального района, а стать новым импульсом для развития центра Красноярска.

КОНФЛИКТ В НИКОЛАЕВКЕ

Большие надежды возлагались на закон о КРТ, однако, как показал печальный опыт неутихающего конфликта в Николаевке, панацеей он для этой сферы не стал. Закон № 11-5320 был принят депутатами Заксобрания в июле 2021 года. Он был призван установить ясные правила игры в этой проблемной сфере и заставить бизнесменов заниматься и социальной инфраструктурой. Правила установили, но, как выяснилось, они оказались с большим изъяном.

Масштабный характер приобрело противостояние жителей частных домов в Николаевке и ООО «СЗ «СтройИндустрия». Эта компания получила право на комплексную застройку лакомого куска площадью 18 га практически в центре Красноярска. В микрорайоне «Николаевские кварталы» помимо многоквартирных домов должны появиться детские сады, спорткомплекс и другая социальная инфраструктура.

Все бы хорошо, да только размер компенсации, которую застройщик первоначально предложил собственникам, составляет от 1,5 млн до 2,3 млн рублей за объект. Для жителей такие предложения прозвучали издевательски. Их понять можно: согласно статистикам, стоимость квадратного метра в красноярской новостройке превысила 103 000 рублей. На рынке вторичного жилья квадратный метр стоит 81 000 рублей. В такой ситуации жители Николаевки могут рассчитывать лишь на приобретение гостинок. Они обратились в суд с требованием отменить закон о КРТ, но проиграли.

В нынешней патовой ситуации неубедительно выглядит и позиция власти. Во время избирательной кампании проблемными вопросами КРТ заинтересовался Владислав Логинов. Позже тему взял на контроль Михаил Котюков. В последние месяцы ситуация на повестке дня депутатов Законодательного собрания.

— Мы рассчитывали, что принятие федерального и краевого законов создаст условия, которые позволят улучшить жилищные условия многих граждан. Но правоприменение этих законов у нас хромает: жилищные условия граждан, чьи дома попали под программу КРТ, не только не улучшаются, а еще и ухудшаются. Это принципиальный момент, который нас не устраивает. В этом и есть конфликт, и он дошел до такого градуса, что мы с коллегами готовы обсуждать приостановку действия закона о КРТ на тех территориях, где эти конфликты на сегодня не разрешены, — считает председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и вопросам ГО и ЧС Законодательного собрания Алексей Кулеш.

Краевые парламентарии признали, что в закон о КРТ необходимо оперативно вносить изменения, которые позволят защитить законные права владельцев бизнеса или частных домов, которые попадают под снос, а пока конфликт попытается урегулировать согласительная комиссия.

ТРАНСПОРТНЫЕ КОЛЛИЗИИ

Хронические проблемы общественного транспорта в краевом центре и дорожной инфраструктуры Красноярской агломерации продолжают оставаться в топе главных городских болячек. В конце октября мэрия при одобрении большинства депутатов горсовета ликвидировала департамент транспорта, передав его функции департаменту городского хозяйства (ДГХ).

Эта реорганизация вызвала у многих красноярцев недоумение. Многочисленные транспортные проблемы носят для миллионного мегаполиса стратегический характер. Здравый смысл подсказывает, что в муниципалитете должен быть координирующий центр, который может оперативно их решать. Вряд ли для ДГХ, у которого своих проблем воз и маленькая тележка, эти задачи будут приоритетными. Тогда зачем нужно было городить весь этот сыр-бор?

Возможно, Владислав Логинов был просто не доволен тем, как решаются хронические проблемы в этой сфере. Думаю, в этом с ним солидарны многие красноярцы. Транспортная схема давно не отвечает новым реалиям города. Многочисленные скандалы, нарекания пассажиров и ЧП, связанные с общественным транспортом, стали обыденностью. Иногда складывалось впечатление, что чиновники, отвечающие за эту сферу, просто плыли по течению, решая в лучшем случае какие-то тактические задачки. Такой ситуацией недовольны не только пассажиры, но и народные избранники.

Недавно жесткой критике за бездействие подверг муниципальных чиновников депутат ЗС Илья Зайцев. По словам парламентария, они, ссылаясь на бюрократические правила, «отфутболивают» все предложения создать новые маршруты или изменить уже существующие.

— Традиционный ответ звучит коротко: «В соответствии с социальным стандартом допускается совершать две пересадки в целях перемещения в любую точку города, — написал в своем телеграм-канале Илья Зайцев. — Необходимо запустить неформальное обсуждение схем общественного транспорта с жителями по микрорайонам, сведя затем все предложения воедино. Ориентиром должны быть в первую очередь интересы красноярцев, а не сверхприбыли перевозчиков».

В последнее время, правда, в проблемной сфере наметился определенный просвет. И речь не только о начавшемся в столице региона долгожданном строительстве метротрама. Самое интересное заявление на эту тему сделал мэр Красноярска Владислав Логинов. Еще летом градоначальник пообещал, что в 2028 году в мегаполисе останется лишь общественный транспорт, работающий исключительно на электричестве. Столь смелое заявление скептически встретили местные перевозчики, чьи 600 автобусов сегодня во многом обеспечивают транспортную доступность в столице края.

Под этими сомнениями есть объективная основа. Несмотря на то что в последние годы красноярская власть сделала ставку на закупку современных электробусов, трамваев и троллейбусов, с трудом верится, что всего за пятилетку удастся столь революционно модернизировать всю транспортную сеть Красноярска. Хотя объективно электротранспорт будет с красноярских дорог постепенно вытеснять автобусы, вряд ли этот процесс займет меньше десяти лет.

ЧУДО-ТАБЛЕТКА

Газификация Красноярска и некоторых других городов края с подачи «зеленой» общественности уже лет десять воспринимается многими сибиряками, как некая чудо-таблетка, которая должна избавить столицу края от всех экологических неурядиц. Правда, до недавнего времени эти надежды наряду со строительством метрополитена проходили скорее по разряду городских легенд и фантомных болей. Однако порой и легенды становятся явью.

После августовского совещания под председательством Владимира Путина о газификации Красноярского края заговорили всерьез. В октябре появился перечень президентских поручений по итогам этого совещания. В частности, президент поручил «Газпрому» совместно с правительствами РФ и Красноярского края решить задачу по газификации столицы региона аккурат к 400-летнему юбилею Красноярска. Насколько это реально?

Недавно премьер краевого правительства Сергей Верещагин доложил губернатору о том, что уже готов проект дорожной карты газификации региона. Отвечают за выполнение президентского поручения Михаил Котюков вместе с главой «Газпрома» Алексеем Миллером и премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. Можно не сомневаться, что краевая власть будет прыгать выше головы, дабы не ударить в грязь лицом перед руководством страны и красноярцами. Однако объективно от нее зависит не так уж и много.

Газификация Красноярья является лишь небольшой частью мегапроекта по строительству газопровода «Сила Сибири — 2». Здесь многое завязано на федеральных игроков, а в глобальном масштабе еще и на особые отношения РФ с КНР, поскольку львиная доля сибирского газа предназначена как раз для нашего южного соседа. И хотя разговоры о проекте ведутся уже несколько лет, Китай ему зеленый свет пока не спешит зажигать. Тем не менее в начале декабря компания «Газпром проектирование» уже заказала археологические исследования для проекта магистрального газопровода, который будет проходить через Красноярский край.

Красноярцам остается надеяться на лучшее и параллельно работать по корректировке планов территориального развития муниципалитетов, готовить сети и изучать возможности перевода предприятий теплоэнергетики с угля на газ. Заодно неплохо бы понять, сколько газификация будет стоить региональной казне и семейным бюджетам жителей Красноярска, Ачинска и Канска. В Заксобрании создали специальную депутатскую комиссию по газификации региона. Она, безусловно, имеет определенный политический смысл для губернатора, поскольку позволит разделить исполнительной власти ответственность за возможные социальные издержки газификации с народными избранниками.

 

просмотры: 92
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 2 (205) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске