В ближайшем будущем театр должен максимально приблизиться к столичному уровню, отмечает художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета Сергей Бобров.
— Сергей Рудольфович, расскажите о планах и перспективах развития Красноярского театра оперы и балета.
— В России есть прецеденты выхода региональных театров не просто на федеральный, а на столичный уровень, как, к примеру, Пермский театр оперы и балета. У красноярского театра есть отличные возможности и мощный потенциал для такого продвижения. Но для достижения этой цели необходимо приложить все силы и внимание, заметно укрепить как музыкальную, так и театральную составляющую нашей работы.
Максимально эффективный путь в русле качественного развития — это премьеры, причем как серьезные и масштабные, так и камерные и экспериментальные. Наш театр уверенно идет по такому пути. Безусловно, одним из ключевых событий станет мировая премьера оперы «Ермак». Произведение во многом уникально, поэтому премьера и называется мировой. Этой постановкой в конце июня мы закроем 41-й сезон. Над произведением по специальному заказу театра работают композитор Александр Чайковский, автор либретто Дмитрий Макаров, художник Вячеслав Окунев. Поставит спектакль режиссер Московского детского театра имени Наталии Сац заслуженный деятель искусств Георгий Исаакян. В опере будет мощная патриотическая составляющая, но это совсем не значит, что «Ермак» станет пафосным скучным зрелищем. Это будет актуальный, современный, качественный творческий продукт, исторически достоверный и в то же время достаточно зрелищный и сильный в музыкальном плане. Действие будет развиваться в трех временных пластах: на сцене появятся знаковые личности XIX века — Василий Суриков (кисти которого принадлежит картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»), Лев Толстой, Александр Гиляровский, Николай II — и в то же время сам Ермак будет биться за новые российские земли с Ханом Кучумом. Эти события, отраженные в музыке и сценическом действии, безусловно, будут интересны зрителю, причем не только сибирскому.
— Вы входите в жюри престижного театрального фестиваля «Золотая маска»: что в итоге эта деятельность дает красноярскому театру?
— Я бы назвал чрезвычайно важным аспектом понимание необходимости создания экспериментальных спектаклей. Мы говорим о столичности театра, об объединении культурного пространства Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярска. Красноярский край и его столица должны занять главенствующие позиции в направлении поиска новых форм и создания современной качественной продукции.
Сейчас вместе с композитором Алексеем Сюмаком и художником Вячеславом Окуневым мы обдумываем проект созданий диптиха «Ленинградская симфония». Первая часть — это опера, посвященная созданию бессмертного произведения Дмитрия Шостаковича, вторая часть — балет с современной хореографией непосредственно на музыку симфонии. Также в планах (возможно, они осуществятся уже в этом сезоне) — постановка в камерном формате арт-кафе (спектакли проходят не на сцене, а в фойе театра) фарсовой оперы «Груди Тересия» Франсиса Пуленка по пьесе Гийома Аполлинера. Интерес зрителя к таким острым фарсовым вещам сейчас очевиден, и мы в Красноярске должны их воплощать. Это прыжок в свободу.
— Сергей Рудольфович, в репертуаре театра немало любимых публикой детских спектаклей — чем вскоре порадуете юных зрителей?
— В разгаре работа над спектаклем для семейного просмотра — оперой «Питер Пэн» по сказке британца Джеймса Барри. Как и «Ермак», — это мировая премьера. Музыку написал композитор Андрей Рубцов. Над спектаклем работают режиссер Мария Тихонова и художник Ирина Сидоренко, хореограф-постановщик Олеся Алдонина. На постановку этого спектакля фонд Михаила Прохорова выделил нам два гранта. Первоначально планировали премьеру на финал нынешнего сезона, но приняли решение перенести на следующий, 42-й сезон. Объясню почему: музыкальный материал уже готов, и вокалисты работают над партиями, но этот спектакль довольно сложен технически, ведь Питер Пен должен летать! Это будет опера с впечатляющими спецэффектами, и мы должны сделать его качественно. Создавать постановки высочайшего, столичного качества как в музыкальном, так и сценическом плане — вот в чем сейчас основная задача театра.