Содержать и улучшать
Тема «Транспорт и дорожная деятельность» — важная составляющая развития страны и ее отдельных субъектов. Наш регион был выбран в качестве площадки для обсуждения транспортных вопросов вовсе неслучайно. Протяженность автомобильных дорог у нас превышает 32 тысячи километров, причем многие из них обслуживаются в условиях Крайнего Севера.
В Красноярском крае обширная железнодорожная сеть, ведется строительство самого восточного в стране метро, которому нет аналога. По сути, вместе с этой стройкой формируется новая нормативная база и новый вид городского общественного транспорта — так называемый метротрам. Река Енисей с давних пор обеспечивает работу судоходства. До некоторых территорий можно добраться только по воздуху, поэтому особое место в жизни края занимает авиация. Аэропорт Красноярск является крупнейшим пассажирским и грузовым авиаузлом за Уралом.
На региональном дне форума «Малая Родина — сила России» в Красноярске, организованном Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления (ВАРМСУ), говорили о том, как транспортную инфраструктуру содержать в порядке, приводить в соответствие с современными требованиями, делать более удобной для пешеходов и водителей.
— Вести такой разговор с главами муниципальных образований, которые находятся ближе всех к жителям, считаю крайне актуальным и значимым. Это будет способствовать более точному планированию ресурсов и сокращению сроков реализации конкретных проектов, — сказал губернатор Красноярского края Михаил Котюков.
Состояние дорог, комфортность автобусов, электричек напрямую влияет на то, удовлетворены ли жители работой своих глав.
— На форуме мы вместе с экспертами обсудили передовые практики, посмотрели, как внедряются инновации и как лучше выстроить взаимодействие с бизнесом для повышения комфорта обслуживания в муниципалитетах. Для нас важно, чтобы совместно выработанные предложения воплощались в конкретные законодательные инициативы, — подчеркнула сопредседатель ВАРМСУ, член президиума Совета при президенте РФ по развитию местного самоуправления Ирина Гусева.
Умная система
Деловая программа регионального этапа всероссийского форума была насыщенной. Круглый стол, посвященный развитию общественного транспорта, стратегические сессии, дискуссионные площадки с участием маститых профессионалов. В одних и тех же аудиториях выступали представители маленьких поселений и огромных мегаполисов с миллионным населением. Вместе думали над созданием более надежных условий передвижения, над усовершенствованием мер контроля и надзора в дорожной сфере и так далее. Красноярцы поделились с коллегами опытом управления улично-дорожной сетью с помощью «умного» комплекса АСУДД. Эта система в режиме реального времени аккумулирует сведения о длине автомобильных пробок на городских улицах, о дорожно-транспортных происшествиях, перемещениях спецтехники и даже о погоде.
— Автоматизированная система управления дорожным движением и городской центр организации дорожного движения, которые мы развиваем с 2018 года, дают возможность вести мониторинг, регулировать светофорные объекты, моделировать транспортные потоки. Сейчас мы создаем цифровой двойник улично-дорожной сети Красноярска, чтобы учитывать влияние развития новых микрорайонов на существующую транспортную инфраструктуру. Главная цель этой работы — безопасные маршруты для водителей и пешеходов, оперативная и объективная информация для всех участников движения, — отметил мэр Красноярска Владислав Логинов.
Еще один момент, на котором заострил внимание во время своего выступления Владислав Логинов, — это то, что при выборе объектов для ремонта и реконструкции красноярские власти обязательно учитываются запросы жителей. А что касается объемов, то в прошлом году при поддержке краевых властей у нас привели в порядок 122 километра дорог, что можно считать рекордом.
Для гостей из других регионов принимающая сторона провела экскурсию в Красноярский центр организации дорожного движения, использующий интеллектуальные транспортные системы. Также форумчане посетили муниципальное предприятие «Городской транспорт», обменялись опытом эксплуатации актуальных сегодня электробусов и зарядных станций, приобретенных в рамках национальных проектов «Безопасные качественные дороги», «Экология». Еще они побывали на производственной площадке компании, которая разрабатывает современные материалы, применяемые при обустройстве автодорог.
Опыт с разных широт
У каждого региона имеются свои дорожно-транспортные трудности. Для кого-то ахиллесова пята — это морально изношенная техника, для кого-то — требующий замены асфальт, а где-то до сих пор толком не налажено сообщение между населенными пунктами. Глава Усть-Лабинского района Краснодарского края Станислав Гайнюченко, к примеру, посетовал на увеличение нагрузки на дорожную инфраструктуру из-за ежегодно увеличивающегося потока туристов. В целом, конечно, хорошо, что люди сейчас предпочитают путешествовать по родной стране. Но это, как выясняется, создает дополнительные проблемы.
Форумчане советовались друг с другом, находили коллег, успешно разрешивших у себя в муниципалитете похожие сложности, чтобы в дальнейшем взять их опыт на вооружение. Много ценного почерпнули для себя представители новых российских регионов.
— Несмотря на сегодняшние непростые условия, мы тоже не стоим на месте и добиваемся определенных результатов. Участие во всероссийских форумах дает дополнительный стимул для того, чтобы еще активнее догонять других, — отметил глава Свердловского муниципального округа Луганской Народной Республики Андрей Сухачев.
Инициативы снизу
На красноярской земле выработаны решения в сфере транспорта и дорожной деятельности, которые лягут в итоговую резолюцию и в следующем месяце будут представлены на завершающем этапе II Всероссийского муниципального форума «Малая Родина — сила России» в Москве. А вообще, региональные дни в рамках форума проходят при поддержке администрации президента РФ и ВАРМСУ в 16 субъектах РФ и затрагивают 16 тем. Например, в Мурманске обсуждали тему экологии, делая акцент не только на переработке и утилизации мусора, предотвращении лесных пожаров, расчистке русел рек, культуре землепользования, но и на таком аспекте, как построение экологически осознанного общества. В Казани говорили о создании комфортной городской среды, в Великом Новгороде — об эффективном взаимодействии власти с населением.
Главная задача региональных дней — сбор предложений по совершенствованию законодательной базы, созданию программ развития в жизнеобеспечивающих сферах. Это действительно мощный ресурс. Многие идеи муниципального сообщества нашли свое отражение в поручениях президента России Владимира Путина.
— Результатом совместной работы муниципальных команд, экспертного сообщества, всех уровней власти стало создание школы мэров, учреждение Всероссийской муниципальной премии «Служение», звания «Заслуженный работник местного самоуправления». Благодаря вниманию президента к вопросам местного значения ряд инициатив с мест уже воплотились в жизнь, — подчеркнул начальник департамента по работе с органами местного самоуправления Управления Президента РФ по внутренней политике Михаил Котлов.