АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 10-11 2024 (19.11.2024)

Капремонт системы образования

Текст: Александр Чернявский
Известна фраза, ошибочно приписываемая Бисмарку, что «франко-прусскую войну выиграл немецкий школьный учитель». Хотя легендарный канцлер ее и не произносил, но, по сути, она довольно точно отражает громадное значение школы для любого уважающего себя государства. Фактически система образования — это точка сборки, где сходятся важнейшие силовые линии и векторы, от которых зависит будущее той или иной страны. Именно она отвечает за воспитание настоящих патриотов Отечества и подготовку квалифицированных кадров для экономики.

В постсоветской России этой сфере не повезло больше других. Одну из лучших в мире систем образования либерал-реформаторы в ельцинскую эпоху разрушили, усиленно переделывая ее под якобы передовые западные образцы. Болонская система в вузах, соросовские учебники, англосаксонские практики обучения вроде ЕГЭ на всех образовательных этажах — от детских садов до университетов — привели к плачевным результатам. От советской системы остались обломки, а то, что выросло на ее месте, явно не способно ответить на жесткие вызовы последних лет.

Сейчас государству и обществу приходится в спешном порядке осуществлять капитальный ремонт всей системы образования. Логично, что демонтаж западных стандартов стартовал в ней сразу после начала СВО. В школьную программу в новой упаковке вернулись предметы из советского прошлого: уроки труда, «разговоры о главном», НВП и т. п.

По поручению президента РФ Владимира Путина из законодательства в 2022 году было исключено понятие «образовательная услуга», которая оскорбляла многих российских учителей. Понятно, что это не просто безобидное словосочетание, которое придумали безвестные чиновники Министерства образования, а вполне логичное низведение статуса уважаемой профессии до персонала сферы обслуживания, который должен делать из наших детей всего лишь потребителей.

Не только ЕГЭ

Понятно, что за несколько лет трудно восстановить то, что разрушали несколько десятилетий. Эти проблемы видны и на примере Красноярского края, где власть вместе с педагогическим сообществом пытается найти свои рецепты решения проблем в этой сфере. Весь набор системных болячек образования налицо и на берегах Енисея: это и нехватка школ, и дефицит кадров, и неповоротливость в реагировании на вызовы времени. Узкие места, которые давно пора бы расшить, пока явно превалируют.

Нехватка школ прежде всего в Красноярске уже давно стала притчей во языцех. СМИ неоднократно публиковали списки самых переполненных школ столицы края, в которых нормативы превышены в несколько раз. Всего, по оценкам экспертов, так называемый «перекомплект» в красноярских школах составляет более 40 тысяч ребят. Это приводит не только к изношенности школьной инфраструктуры, но, самое главное, к колоссальной нагрузке на учителей.

Хотя проблема кадрового дефицита в системе среднего образования вроде бы не так остра, как, например, в здравоохранении, однако не стоит себя обманывать: из-за невысоких зарплат очень многие учителя вынуждены работать на две ставки, чтобы свести концы с концами. Усугубляет кадровую проблему дифференциация заработных плат учителей по регионам. Многие сибирские педагоги только вздыхают, когда слышат о зарплатах московских коллег. Средний возраст педагогических коллективов приближается к пенсионному и большой вопрос, кто через несколько лет будет учить наших детей «разумному, доброму, вечному».

Краевая власть в этой ситуации не бездействует. По расходам из бюджетов разного уровня система образования находится в топе отраслевых лидеров. В этом году в крае открываются 6 школ. В рамках федерального проекта модернизации школьных систем образования до 2026 года в регионе будет отремонтировано 40 школ. Здесь, правда, есть один нюанс, на который недавно указал красноярский архитектор Антон Шаталов. По его мнению, из-за демографической ямы многие школы в регионе могут оказаться полупустыми уже через несколько лет.

Не меньше вопросов и к содержательной начинке образовательного процесса. Дело не только в том, нужно или нет сохранять пресловутый ЕГЭ. Вполне оправданный поворот к традиционным ценностям, патриотическому воспитанию и восстановлению лучших практик отечественного образования зачастую сталкивается с косностью системы, не способной оперативно отвечать на запросы времени. Это тоже вполне объяснимо: по сути, прежде чем воспитывать в патриотическом духе новые поколения, неплохо бы сначала разобраться с той идеологической мешаниной, которая образовалась за постсоветские десятилетия в мозгах многих учителей.

Инвестиции в образование

В последние 15 лет в России неуклонно сокращалось количество вузов, в первую очередь частных. Это осознанная политика государства, призванная очистить систему высшего образования от мыльных пузырей, выдававших студентам дипломы, которые не были подкреплены реальными знаниями и компетенциями. Те, кто остался на плаву, однако тоже находятся в сложном положении. Сейчас между вузами идет нешуточная борьба за ресурсы, студентов и бюджетные деньги.

Красноярские вузы, в первую очередь, конечно, Сибирский федеральный университет, в этой борьбе достаточно заметные игроки. Главной фишкой 2024 года стала инициатива по созданию в Красноярске единого межуниверситетского кампуса. Широкой публике о ней стало известно 30 мая из ежегодного послания Михаила Котюкова. Губернатор поддержал эту идею не просто так. В феврале Владимир Путин анонсировал, что до 2030 года в России будет построено не менее 40 студгородков. На эти цели из федерального бюджета будет выделено 400 миллиардов рублей.

Красноярскому краю, естественно, хотелось бы получить часть этого пирога. Проблема состоит в том, что на берегах Енисея уже создан современный кампус СФУ, который обошелся казне в кругленькую сумму. Как доказать московскому начальству, что Красноярск вправе вновь претендовать на федеральное финансирование? Межуниверситетский кампус по задумке его авторов — это принципиально иной мегапроект. Он не только подразумевает создание новых корпусов, лабораторий и общежитий, но и делает акцент на взаимопроникновении образовательных практик и технологий разных вузов.

Предварительный объем инвестиций в объекты кампуса оценивается в 30 миллиардов рублей, причем федеральное финансирование может составить от 10 до 15 млрд, а краевое — от 3 до 6 млрд рублей. Остальные деньги должны вложить крупные ФПГ, работающие на территории региона. Ведь они тоже заинтересованы в подготовке кадров, разработке технологических решений и проведении прикладных исследований.

Кадры для экономики

Многие эксперты справедливо указывают, что без реформирования системы среднего профессионального образования невозможно справиться с нарастающим дефицитом кадров в российской экономике. Только мигрантами дырки в разных отраслях уже не заткнешь, тем более что миграционная политика ужесточается с каждым месяцем.

В Красноярском крае ставку сделали на создание образовательно-производственных кластеров. Речь идет об интеграции отраслевых колледжей с реальным сектором региональной экономики. Деньги на создание таких кластеров дают в основном работодатели, поскольку именно они в первую очередь заинтересованы в ликвидации кадрового голода на своих предприятиях.

Недавно по инициативе компании РУСАЛ был создан металлургический кластер. Помимо предприятий алюминиевой корпорации в него вошли три техникума в Красноярске, Дивногорске и Ачинске. Аналогичные кластеры уже запущены в агропромышленном комплексе и энергетике. В следующем году начнет готовить кадры образовательно-производственный кластер «Железнодорожник Енисейской Сибири».

Компания «Роснефть», по словам ее руководителя Игоря Сечина, также запустила в Красноярском крае масштабную программу «поддержки образовательных учреждений для комплексной подготовки квалифицированных рабочих и инженерных кадров». Сейчас в Красноярске при поддержке краевой власти строится корпоративный учебный центр с полигоном практического тренинга, оснащенного современным производственным оборудованием.

Похоже, власть в формате частно-государственного партнерства нашла способ возродить находившуюся в постсоветскую эпоху фактически в загоне систему среднего профессионального образования. В этой модели стандарты обучения кадров должны быть максимально приближены к реальным потребностям предприятий в главных отраслях экономики.

просмотры: 57
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 10-11 БСМП № 22 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 2 ООО СК «Сибирь» № 1
Канский педагогический колледж № Скажи, какой оставишь след... АВИАДРОН-ПАРК № 1 ООО «Назарово Агро» № 3
Век земли Минусинской № 1 Оберег № 6 «ЗДЕСЬ МЫ ЖИЛИ,  ЖИВЕМ И БУДЕМ ЖИТЬ» № 1
Канский район. Люди, события, факты № 1 ЖИТНИЦА КРАСНОЯРЬЯ  НАЗАРОВСКИЙ РАЙОН 20 ЛЕТ СПУСТЯ № 1 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4
МАЯКМЕТАЛЛ № 2 Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Красноярский строительный техникум № 1 МП «МУК Красноярская» № 1
Канский политехнический техникум № 1 Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1
Про Регби № 3-4 (80-81) Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53
Промоборудование № Насосные станции повышения давления КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1
40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске