О том, как происходит создание спектакля с нуля, мы поговорили с одним из основателей и директором мим-театра «За двумя зайцами» Валерием Зайцевым.
— Валерий Николаевич, расскажите, с чего начинается создание спектакля?
— Зарождается спектакль где-то внутри, в душе. Наша жизнь сама подкидывает темы, идеи, нужно только быть очень внимательным человеком, не лишенным сочувствия. Тогда это отзывается, начинает зудеть и в какой-то момент выплескивается. Остается облечь это в сценический язык так, чтобы зрителю тоже стало интересно, чтобы это зернышко посеялось и в нем. За годы существования мим-театра — а это без малого 29 лет, следующий год для нас юбилейный — нам удалось сформировать своего зрителя. Чаще это интеллигентные люди, которые наделены образным мышлением, и на наших спектаклях они фантазируют вместе с актерами, а потом делятся с нами своими впечатлениями и эмоциями. При этом, несмотря на то, что темы мы берем серьезные — любовь и ненависть, равнодушие и взаимопонимание, одиночество и семья, — мы подаем их всегда через призму юмора. Девиз театра: «Смешно о серьезном, серьезно о смешном». Я всегда стремлюсь к тому, чтобы зрителю стало хорошо, чтобы он после спектакля чувствовал, что у него выросли крылья. Ведь мы часто в серых одинаковых буднях забываем наслаждаться жизнью, а нашими постановками мы стараемся сделать так, чтобы человек на секунду остановился и почувствовал радость.
— То есть сначала вы обсуждаете с артистами какую-либо тему, а потом начинаете ее реализовывать на сцене?
— Создание спектакля — это настолько волшебный и даже живой процесс, что здесь нет определенного рецепта. Возьмите идею, артиста, свет, музыку, смешайте, разогрейте и подавайте — не всегда происходит так. Когда мы находимся в самом начале пути, это всегда разговоры, и весь коллектив мим-театра принимает в них участие: каждый делится своими мыслями, даже на первый взгляд самыми дурацкими и бредовыми. Ведь из любого дурачества может вырасти что-то интересное. Самое главное здесь, что все очень хотят создать новый спектакль, сделать его особенным и интересным. А потом возникает что-то такое, из чего вырастает и весь спектакль. Например, когда придумывали спектакль «ЗИМАвЁ», думали про снег, зиму в Сибири, о том, как наш суровый климат влияет на нас. А потом вдруг — раз, и одна актриса озвучивает идею сделать снег из скомканных листов бумаги и заполонить ими всю сцену. Как только возникла такая текстура спектакля, он начал быстро расти, стали появляться истории, возникли персонажи и их взаимоотношения. И снег там не является самым главным — он только повод поговорить о других, более интересных вещах. Более того, в конце спектакля выясняется, что это и не снег вовсе! Парадокс и переворотность — одна из изюминок наших постановок.
— Получается, что все артисты театра принимают участие в создании спектакля?
— Конечно! Чаще всего каждый играет то, что сам и изобрел. Ведь если артист придумал какой-то эпизод, то он понимает все его внутренние события. В драматических театрах перед тем, как выйти на сцену, режиссер с артистами проводит время за столом — это называется действенный анализ пьесы, где актеры разбираются в своих персонажах: почему они так поступают, что ими движет? А у нас этот период анализа заменен на период придумывания своего персонажа и его поступков. Конечно, что-то отметается, что-то изменяется до неузнаваемости, и потом уже режиссер Ирина Зайцева сводит это все к единой стилистике. Так выстраивается драматургическая композиция по всем канонам сценической постановки.