Дискуссионные площадки КЭФ-23 проходили в онлайн- и офлайн-форматах. Выездные студии работали сразу в трех столицах: в Москве, Пекине и Астане. Большинство тем перекликалось с недавним обращением президента Владимира Путина к Федеральному Собранию, а главный слоган КЭФ-23 был обозначен лаконично и весомо — «Время Сибири». По традиции открыла форум Молодежная площадка, которая дала энергетический заряд всем последующим дискуссиям и была посвящена карьерной траектории молодого поколения.
Битва за профи
Проблему острой нехватки профессиональных кадров в последнее время озвучивает большинство работодателей. Эта тема звучала и в послании президента. С учетом масштабных задач, стоящих перед страной, Владимир Путин призвал серьезно обновить подходы к системе подготовки кадров и в ближайшие пять лет подготовить миллион специалистов рабочих профессий для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России. Но кроме этого надо, чтобы молодежь хотела оставаться в Сибири, а для этого необходимо менять имидж макрорегиона, и крупные корпорации уже делают это. По словам Алексея Фирсова, руководителя Центра социального проектирования «Платформа», в условиях острейшей конкуренции за профессиональные кадры вложения в развитие территории воспринимаются бизнесом как реальный актив.
ПАО «ГМК «Норильский никель» реализует программу социально-экономического развития, как указано в документе, «уделяя особое внимание устойчивому развитию и социально-экономической поддержке регионов присутствия». По мнению Евгения Никитина, генерального директора компании «РУСАЛ», удержать специалистов — самая сложная задача, которую не решить одной зарплатой. Если в миллионном Красноярске она еще как-то решаема, то сделать это в Саяногорске с населением 45 тысяч жителей или в Богучанах, поселке с 12-тысячным населением и соответствующей инфраструктурой, — гораздо сложнее. Поэтому в Богучанах завод построил целый микрорайон со школой, детскими садами и лыжной базой.
ПАО «РусГидро» в следующем году переводит в Красноярский край свой головной офис. Компания ведет большую работу по привлечению молодых специалистов: из 65-тысячного коллектива компании четверть — это молодежь.
— Как ответ на вызовы всеобщей жесткой конкуренции за сотрудников мы активно развиваем систему наставничества, — отметил Алексей Ткачев, директор по управлению персоналом ПАО «РусГидро».
По словам Александра Усса, губернатора Красноярского края, в Сибири в целом и в крае в частности есть все условия для получения качественного образования. Главной предпосылкой для этого является практическая ориентированность, начиная со школ, где создаются профес-сионально ориентированные корпоративные классы. Из фонда науки выделяются средства на программы, которые реально востребованы в экономике. На форуме было подписано соглашение между правительством края и одним из лидирующих вузов страны — МГИМО. У красноярских абитуриентов выросли шансы на получение престижного образования.
Приветствуя участников форума по видеосвязи, Виктория Абрамченко, вице-премьер РФ, заметила, что Стратегия социально-экономического развития СФО до 2035 года уделяет особое внимание улучшению экологической обстановки.
— Сибирь имеет право на здоровую экологию, — заметила вице-премьер.
В рамках этой стратегии до 2030 года продлевается программа «Чистый воздух». В приоритете — дальнейшая ликвидация старых мусорных свалок и опасных объектов накопленного вреда. Тема внедрения в промышленный оборот золо-шлаковых отходов звучала и на форуме. К 2035 году объем их утилизации должен составить 50 процентов. В рамках КЭФ–23 состоялось награждение победителей стартап-проектов фонда «Сколково», финалистом которого стал красноярец Александр Гаранин. Разработанная его командой технология позволяет, используя золу вместо цемента, получать на выходе прочный строительный материал.
Перекличка с посланием президента прозвучала и относительно программы газификации, запущенной в апреле 2021 года. Компания «Газпром недра» доложила о возможности разработки лицензионных месторождений в Богучанском районе и последующем строительстве завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 2 млн тонн в год в поселке Таежный для газификации юга края, включая Красноярск.
— Замена бурого угля на природный газ позволит увеличить КПД объектов генерации в полтора раза, снизить выбросы вредных веществ примерно в пять раз, — пояснила Оксана Бугрий, заместитель генерального директора ООО «Газпром недра».
Мы вместе
Одним из ключевых партнеров форума выступила Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» (МАСС).
— Ассоциация начала работать в то время, когда были разрушены все технологические цепочки: после развала Союза. Сейчас схожая ситуация, и мы уверены, что сила Сибири в единстве наших субъектов. Мы должны сообща решать общие для региона проблемы и помогать каждому субъекту в решении его локальных задач. В прошлом году правительство утвердило Стратегию развития Сибири до 2035 года, и МАСС завершает работу над дорожной картой по ее внедрению, — сказал Сергей Цивилев, глава Кемеровской области.
Красноярск стал первой площадкой, где обсуждение реализации Стратегии перешло в практическое русло. Возрастающую роль кооперации и интеграции в нынешних экономических условиях отметил и Валерий Крюков, директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.
— С этой точки зрения комплексный инвестпроект «Енисейская Сибирь» обеспечивает формирование той самой меридиональной кооперации и взаимодействие различных хозяйствующих субъектов, — добавил академик.
В рамках форума прошла всероссийская научно-практическая конференция, посвященная проблеме структурной трансформации российской экономики. На пленарном заседании конференции Александр Усс, губернатор Красноярского края, отметил:
— Актуальность темы развития Сибири с каждым годом возрастает. Несмотря на сложную экономическую и геополитическую обстановку, мы сохранили главное — устойчивое развитие экономики региона, а многие отрасли демонстрируют даже рост. Строительство выросло на 37 процентов, машиностроение — плюс 40 процентов. Сегодня важно обеспечить переход от сырья к продукции с высокой добавленной стоимостью, к новым технологиям, развивать инвестиционную активность. По объему инвестиций Красноярский край по-прежнему входит в ТОП-10регионов страны.
Развитие такого крупного макрорегиона, каким является Сибирь, по словам Сергея Цивилева, немыслимо без авиации.
— МАСС подготовила проект внутрирегиональных перевозок. Сегодня внутренние перевозки регионы субсидируют самостоятельно, но наш проект доказывает, что должно быть федеральное субсидирование. Тогда внутрирегиональные перевозки дадут импульс для развития межрегиональных перевозок, и как следствие — развитие туризма и экономики регионов и страны в целом, — пояснил губернатор Кузбасса.
Летом прошлого года правительство страны утвердило Комплексную программу развития авиационной отрасли до 2030 года, в которой предусмотрено создание центров по обслуживанию авиатехники и кадровое обеспечение этих центров. Один из них появится на базе международного аэропорта Красноярск. На форуме подписано трехстороннее соглашение между краевым правительством, аэропортом Красноярск и АО «Уральский завод гражданской авиации».
— Особое внимание будет уделено вопросу подготовки авиационного персонала для новой техники. Такой системный подход обеспечит успешное освоение и эксплуатацию новых отечественных самолетов в Красноярском крае, который с учетом своих потребностей оптимально подходит для этой миссии, — прокомментировал Юрий Лапшин, председатель краевого правительства.
Еще одно соглашение направлено на сотрудничество с одним из ведущих отраслевых вузов по подготовке авиационного персонала.
— Министерство транспорта рассматривает возможность создания в Красноярском крае собственного Центра подготовки авиационного персонала на базе красноярского филиала Санкт-Петербургского государственного университета, — пояснил Дмитрий Зотин, заместитель министра транспорта Красноярского края.
Условия для бизнеса
Геополитические вызовы, вставшие перед страной, правительство решает путем расширения линейки мер поддержки бизнеса.
— Наши опросы показывают, что бизнес чувствует перемену государства в отношении к нему, — заметил Сергей Мытенков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей.
Ключевыми механизмами развития стали территории опережающего развития, особые экономические зоны (ОЭЗ), техно-, индустриальные и промышленные парки, а также промышленная ипотека. Все эти меры нацелены на повышение инвестиционной привлекательности территории, позволяют бизнесу сокращать сроки адаптации к новым условиям.
По словам Виталия Алтабаева, директора департамента регионального развития Минэкономразвития, в России уже создано полсотни особых экономических зон, в которых действуют налоговые льготы и есть вся необходимая инфраструктура:
— В Сибирских регионах ОЭЗ относительно молодые. Ключевое их отличие в том, что создаются они на базе «заброшек» — бывших советских производств, где есть коммуникации и инфраструктура.
Денис Журавский, исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков РФ, отмечает рост спроса на готовые технопарки, большинство из которых сегодня — частные площадки. Ежегодно в стране появляется до 40 новых площадок, две трети из них сосредоточены в Центральном и Поволжском экономических районах, но этот географический перекос постепенно выравнивается. Запущенный инструмент промышленной ипотеки позволяет бизнесу получать льготные кредиты не только на покупку производственных площадей, но и на их строительство или модернизацию, чего раньше никогда не было.
Самая крупная ОЭЗ в мире — российская Арктика. Этот статус макрорегион приобрел в 2020 году, когда был подписан ряд федеральных законов о системе преференций в Арктике. Воспользоваться ими могут предприниматели, ведущие бизнес в любом из девяти регионов, входящих в АЗ РФ. По словам Максима Данькина, врио директора департамента развития Арктической зоны РФ и реализации инфраструктурных проектов Минвостокразвития России, в Арктике при государственной поддержке уже реализуется более 640 проектов. Общий объем инвестиций по всем соглашениям составляет почти 1,6 трлн рублей. К 2030 году прирост экспорта арктических проектов ожидается в объеме 200 млн тонн грузов.
Российская экономика в прямом и переносном смысле встает на новые рельсы, выстраивая новые логистические коридоры с выходом в Казахстан, Монголию и Китай. Ускоренная модернизация железных дорог восточного направления — Транссиба и БАМа стоит в приоритетных планах правительства наряду с наращиванием грузопотока по Северному морскому пути, что приобретает особое значение на фоне программы по развитию Арктики.
Одна из панельных дискуссий КЭФ-23была посвящена генерации энергии в удаленных районах Арктики за счет, помимо прочего, возобновляемых источников энергии — солнечной и ветровой генерации, а также бесплотинных ГЭС. Госпрограмма по бесплотинным гидроэлектростанциям была разработана еще в 80-х годах прошлого века, срок их окупаемости всего три года. Буквально накануне форума при поддержке краевого правительства в Туре (Эвенкия) была запущена автономная гибридная энергоустановка (АГУ), работающая как на дизеле, так и на солнечной энергии. Предварительные подсчеты показали, что ее эксплуатация позволит экономить тысячу тонн дизтоплива в год. И это не единственный пример. Подобные установки не первый год работают в Забайкальском крае и Якутии, причем оборудование для них производят в России.
— Эксплуатация АГУ позволит не только снизить затраты на дизельное топливо, но и обеспечить население стабильным круглосуточным электроснабжением. Однако без поддержки государства бизнес подобные проекты не вытянет, — подчеркнул Игорь Шумейко, и. о. генерального директора АО «ЭСК Сибири».
Для компенсации расходов по строительству новой инфраструктуры краевой бюджет готов тратить до трех миллиардов рублей в год.