Немного истории
А первый поезд прибыл в Красноярск 18 декабря 1895 года со станции Томск Таежный — ныне это станция Тайга. Встречать его собрались 13 тысяч красноярцев — половина всего населения ныне города-миллионника. В первом году работы новая станция — Красноярск — приняла 300 грузовых поездов, а пассажирские стали регулярно ходить с ноября 1896 года.
Транссиб помог не только удержать восточные районы страны в трудное время после двух революций 1917 года, но и выиграть Великую Отечественную войну, обеспечивая воинские и грузовые перевозки с Дальнего Востока и Сибири во время смертельной схватки Советского Союза с фашистской Германией. Наша Великая Победа ковалась в тылу, на предприятиях, перемещtнных из европейской части СССР, в том числе и в Красноярск.
Следующий этап большого пути Красноярской железной дороги наступил в конце 50-х годов прошлого века. Появилось новое здание вокзала, подземный тоннель перехода к поездам, пешеходный мост, сортировочная горка.
В начале 2000-х годов грузовая работа перенесена из центра Красноярска в пригород. В 2004 году на станции построен новый вокзал, модернизирована путевая инфраструктура.
Сегодня Красноярск — крупная пассажирская станция Восточной Сибири. Ежедневно она принимает 42 поезда дальнего следования и 44 электропоезда. Пассажиропоток в год превышает 1 млн чел. В 2019 году вокзальный комплекс станции Красноярск оснащен уникальным оборудованием «Умный вокзал» и новейшими информационными и навигационными системами.
Кроме того, развивается второй профиль работы станции: в двух грузовых дворах проводится прием и техническое обслуживание составов с продукцией красноярских предприятий.
Успехи — празднику!
К своему профессиональному празднику — Дню железнодорожника, который отмечается в первое воскресенье августа, — коллектив Красноярской железной дороги пришел с определенными успехами. В первом полугодии 2024 года погрузка на сети ОАО «РЖД» в Красноярском крае составила 26,6 млн тонн, что на 8 % выше результата аналогичного периода прошлого года.
В том числе за шесть месяцев 2024 года со станций Красноярской железной дороги в регионе отправлено: каменного угля — 18,4 млн тонн (+ 6,6 % к январю-июню 2023 года); нефти и нефтепродуктов — 3,1 млн тонн (рост в 1,4 раза); строительных грузов — 727,8 тыс. тонн (рост в 1,2 раза); цемента — 341,2 тыс. тонн (+ 6,5 %).
В зону обслуживания Красноярской железной дороги входят территории Красноярского края, Хакасии, частично Кемеровской и Иркутской областей.
С начала ремонтно-путевой кампании, стартовавшей в апреле 2024 года, на Красноярской железной дороге отремонтировано 111 километров пути. Это почти 40 % от планируемого годового объема. Кроме того, заменено 35 стрелочных переводов.
Ремонтно-путевая кампания охватывает три региона присутствия Красноярской магистрали.
Наиболее масштабные работы развернуты в Красноярском крае — ремонт ведется на участках Транссиба общей протяженностью 80 км. В том числе обновляются пути станций Енисей, Злобино, Красноярск Восточный на правобережье Красноярска, а также перегон Кача — Снежница в пригородной зоне.
Также модернизация пути проводится в 5 районах Красноярского края: на перегонах Боготол — Вагино в Боготольском, Косачи — Кемчуг в Козульском, Заозерная — Камала в Рыбинском, Решоты — Ключи в Нижнеингашском и Жайма — Мана в Партизанском.
В Хакасии капитальный ремонт путевой инфраструктуры ведется на перегонах Камышта — Уйтак и Туим — Сон общей протяженностью 40 км.
В Кемеровской области работы развернулись на 20 км пути. Это участки Суслово — Аверьяновка, Теба — Лужба, Междуреченск — Карай.
В целом для проведения ремонта задействовано более 120 единиц специализированной путевой техники. С ее помощью на всех объектах укладывается бесстыковой путь на железобетонном основании, производится очистка балласта (насыпь из щебня, на который укладывается путь). Одна из них — щебнеочистительная машина новейшего поколения ЩОМ 1400. Самоходная машина за час очищает 1400 куб. метров щебня (это 300 метров пути), что в 2 раза быстрее аналогов. С начала лета ЩОМ 1400 уже очистила более 13 километров пути на транссибирском участке КрасЖД.
Всего за сезон ремонта, который продлится до ноября, на КрасЖД планируется обновить более 290 километров пути. Это позволит повысить уровень безопасности железнодорожной инфраструктуры, увеличить скорость движения грузовых и пассажирских поездов и сделать поездки для пассажиров более комфортными.
Поезд здоровья
Крупнейшее предприятие края реализует и важные для региона социальные инициативы: железнодорожники строят жилые дома, детсады и школы в городах и поселках региона, обеспечивают работу «поезда здоровья».
На Красноярской железной дороге одними из первых внедрили идею мобильной поликлиники в жизнь глубинки. Передвижной консультативно-диагностического центр «Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)» — это масштабный социальный совместный проект ОАО «РЖД» и правительства Красноярского края, реализованный на условиях государственно-частного партнерства и нацеленный на решение проблем регионального здравоохранения. Поезд здоровья является структурным подразделением Дорожной клинической больницы на станции Красноярск. В поезде 12 вагонов, среди которых шесть медицинских, укомплектованных современным оборудованием. Поликлиника выполняет региональный заказ на медицинское обслуживание населения отдаленных поселков и деревень регионов Сибири в рамках системы ОМС. В год состав совершает десять двухнедельных командировок, посещая за это время не менее 77 станций КрасЖД. На станциях поезд здоровья работает по несколько дней, чтобы принять всех желающих и позволить им пройти обследования и сдать анализы. Время стоянки зависит от популярности медицинских услуг и плотности населения.
Шаг в будущее
На базе Красноярского института железнодорожного транспорта — филиала Иркутского государственного университета путей сообщения — в будущем году начнет работать образовательно-производственный центр «Железнодорожник Енисейской Сибири». Соответствующее соглашение подписано в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Это позволит решить проблему нехватки высококвалифицированных специалистов среднего звена для Восточного полигона железнодорожной сети России. Партнерами в создании будущего центра стали Федеральное агентство железнодорожного транспорта, министерство образования Красноярского края, Красноярская железная дорога, Иркутский государственный университет путей сообщения, Боготольский техникум транспорта, Красноярский многопрофильный техникум им. В. П. Астафьева, филиал «Красноярский» ООО «ЛокоТех-Сервис».
КрИЖТ получил грант на создание центра в размере 100 млн рублей из федерального бюджета. Институт планируется оснастить перспективным и эксплуатируемым ОАО «РЖД» высокотехнологичным оборудованием. С 2025 года начнется ускоренная реализация практикоориентированных образовательных программ среднего профессионального образования по специальностям: строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство; электроснабжение; автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте; техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
Обучение будет проходить в учебных мастерских, оснащенных современными устройствами железнодорожного транспорта, имитационными и виртуальными тренажерами. Прием студентов начнется с 1 сентября 2025 года. Сначала будет набираться 380 человек. Планируется, что к 2027 году количество обучающихся достигнет 1140 человек.