Первые новогодние открытки появились в 1795 году. Чаще всего их привозили из Европы, в России поздравительных карточек печатали не так много. Столицей праздничных открыток считалась Германия, в некоторых городах работали сразу по две-три фабрики, и в день они выпускали по шесть тысяч открыток. Этого хватало, чтобы обеспечить весь мир.
Массово новогодние поздравительные открытки в России стали печатать в конце XIX века. К процессу их создания поздравительных почтовых карточек привлекались лучшие профессионалы: художники, печатники, а позднее и фотографы. Праздничные карточки рисовали в том числе Виктор Васнецов, Иван Билибин, Илья Репин, Константин Маковский, Александр Бенуа. Небольшими сериями выпускали дорогие новогодние открытки с тиснением, серебряной и золотой крошкой.
В дореволюционной России считалось, что новогодняя открытка должна выражать пожелание счастья, поэтому на ней изображали символы, приносящие удачу: подковы или клевер с четырьмя лепестками. Часто на открытках рисовали луну, ведь по поверьям полная луна могла принести богатство. Дети с цветами олицетворяли светлое будущее, которое непременно ждет в новом году.
Достижения техники — еще один сюжет для новогодних открыток. Когда в мире только появились поезда и железные дороги, они тут же оказались на поздравительных карточках. Картинку дополняли подарками, украшениями и радостными лицами встречающих.
Другим источником сюжетов для открыток можно считать популярные среди русского народа лубочные картинки. В дореволюционной России нередко изображались пейзажи зимней русской природы с занесенными снегом избушками, дети, играющие в снежки и лепящие снеговика, ангелы.
Новогоднего волшебника в царские времена не существовало, но люди верили в рождественского. Его прообразом стал Никола Мирликийский, более известный как Николай Чудотворец.
После революции Новый год и Рождество оказались под запретом. Соответственно, исчезли и открытки. Зато появились плакаты, где рисовали детей с надписями: «Взрослые, не смущайте нас своей буржуазной елочкой!»
При этом открытки, которыми граждане новой страны должны были поздравлять друг друга с первым годом Октябрьской революции, популярностью не пользовались. Их выпускалось так мало, что сегодня даже у коллекционеров сложно найти образцы, выпущенные до 1939 года.
Вновь новогодние открытки появились только в 1941 году. Это был самый простой способ связи фронта с тылом. К тому же открытка легче всего подвергалась цензуре: в отличие от письма, ее не нужно было вскрывать, а потом снова заклеивать. Все открытки были посвящены борьбе против фашизма. Уже в декабре 1941 года издательство «Искусство» выпустило специальные открытки для посылки на фронт. Художники работали только с двумя цветами — красным и черным, чтобы ускорить процесс печати, и, естественно, преобладали изображения военной тематики: новое оружие и даже портреты героев. Несмотря на необычную трактовку привычных сюжетов (на новогодних открытках времен Великой Отечественной войны можно увидеть Деда Мороза с автоматом или с метлой, выметающим фашистов), суть новогодней открытки осталась прежней — поддержать, напомнить о том, что дома любят и ждут, заставить улыбнуться. В 1945 году русские военнослужащие, находящиеся на территории освобожденной Европы, стали отправлять домой красивые импортные новогодние открытки. После войны они вновь исчезли. Больше пяти лет по рукам ходили только «базарные» карточки. Их переснимали с оригиналов — часто даже с тех, что приходили на фронт немцам.
Приказ о возрождении поздравительных открыток подписали только в 1953 году. Именно тогда, в период «оттепели», в производство поздравительных почтовых карточек пришли замечательные художники, которые и создали всеми любимые образы. На открытках появились Дед Мороз и Снегурочка, милые лесные зверушки, кремлевские куранты. Были открытки, которые выпускали тиражами по 18-25 миллионов. Известная художница Лидия Манилова потеряла зрение, работая над открытками, — так сложно было сделать хороший дизайн.
Расцвет советской новогодней открытки пришелся на 60-е. Медвежата, зайчики, Снегурочки — герои сюжетов, нарисованных Каневским, Зарубиным, Четверяковым, до сих пор популярны. Фотооткрытки Ивана Дергилёва в Советском Союзе печатались миллионными тиражами. В CCCР, наверное, не было ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не получал на Новый год открытку с добрыми сценками от художника Владимира Зарубина.
Новогодние открытки времен СССР отображали ситуацию в стране: с развитием строительства появились изображения всесоюзных строек, сюжеты, пропагандирующие крепкую советскую семью, развитие спорта и другие приметы времени.
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый космический полет. Несложно догадаться, какими открытками граждане Советского Союза поздравляли друг друга с новым, 1962 годом. Тираж таких карточек был настолько большим, что их хватило на несколько лет вперед. В 1975 году в эксплуатацию запустили сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. И вот уже Дед Мороз развозит подарки не на санях, а на более современных летательных аппаратах.
В 60-70-х годах на открытках изображали спортсменов, встречающих Новый год на лыжне или катке, пары и компании в красивой одежде, отмечающие праздник в ресторане. На многих открытках того времени можно увидеть «предметы роскоши» — телевизор, детские механические игрушки. В одно время вдруг вошли в моду натюрморты — фрукты, шоколадные конфеты в картонных коробках и шампанское в хрустальных бокалах. Последнее, к слову, исчезло с открыток с введением «сухого» закона. Но кремлевские звезды, башни и куранты оставались самыми популярными образами советской новогодней открытки.
Около семидесяти миллионов новогодних открыток, которыми поздравляли друг друга с новым 1980 годом, изображали олимпийского Мишку. Он играл в хоккей, шагал рядом с Дедом Морозом, ехал на автомобиле или просто стоял возле елки. Людей готовили к Олимпиаде.
Часто на новогодних открытках появлялись сказочные герои. Любимый символ советских открыток — тройка. До революции их практически не использовали, но в тот период вспомнили исконно русские мотивы. Тройка так сильно вжилась в образ Нового года, что аниматоры с красными носами и бородами, играющие Дедов Морозов, стали катать гостей непременно на тройках и с бубенчиками.
В 80-е годы в моду вошла фотооткрытка. На большинстве поздравительных карточек того времени красовались натюрморты с еловыми ветками, блестящими шарами, серпантином и горящими свечками, зимние пейзажи. Использовались предметы традиционных промыслов — хохломские подносы, фарфоровые игрушки, расписанные гжелью. Появились открытки с надписями из фольги, тисненым рисунком.
Современные новогодние открытки выполняются в разных техниках: скрапбукинг, квиллинг, оригами, декупаж и другие. Открытки, созданные своими руками, с любовью и вниманием к близким людям, всегда будут теплее и эффектнее фабричных, поэтому выбор техники не столь важен, главное, чтобы открытка была изготовлена и подарена с душой! Удачного Нового года и веселого Рождества!