Не проблема найти сегодня на рынке актуальную синергию гаджетов и украшений, которые, помимо выполнения эстетических функций, контролируют давление, физическую активность, сон и сохраняют собранные данные в специальных приложениях. Для производителей ювелирных украшений это еще один способ расширить аудиторию и сохранить ее лояльность.
Современный дизайн
Столь популярная последнее время теория поколений объясняет и смену парадигмы в ювелирном искусстве. Молодые люди всегда стремились к индивидуальности, предпочитая самовыражаться нестандартно, игнорируя идеи, предлагаемые масс-маркетом. В ювелирной моде спрос на индивидуальность проявляется особенно ярко. Именно он толкает дизайнеров на поиск новых идей и материалов для их воплощения. Однако постепенно удачную находку начинают тиражировать все больше участников рынка, и спустя непродолжительное время новинка переходит в разряд массового явления, а потребители вновь ищут новые оригинальные идеи. И вот уже дизайнеры в угоду спросу пытаются переосмысливать вечное, делая кольца квадратными, а серьги — непарными. И сами украшения теперь производятся не обязательно из традиционных золота и серебра. Например, красноярские дизайнеры эко-украшений ручной работы под маркой ISTOMIN, представленных на декабрьской неделе моды сибирских брендов, предлагают кольца, колье и браслеты из рогов животных, дерева, цветных металлов и композитных материалов со вставками из полудрагоценных камней и ювелирной смолы. Стоимость таких изделий зависит уже не от веса благородного металла, а от заложенной в него дизайнерской идеи. Хотя в последнее время креативу в значительной степени помогает искусственный интеллект.
— Создание ювелирных украшений давно не только искусство. В значительной степени это математические модели, которые создаются в графических редакторах и в 3D. Наша команда программистов написала специальную нейронную сеть, которая предлагает варианты эскизов на основе данных обратной связи от клиентов и аналитики продаж коммерчески успешных моделей. Художнику остается лишь выбрать наиболее интересные. Хотя самостоятельно нейронная сеть пока не может что-либо нарисовать, она существенно помогает дизайнерам, — говорит Артем Соколов, совладелец группы компаний SOKOLOV.
Креатив в действии
Под занавес прошлого года многие ювелирные дома презентовали новые коллекции. Откуда черпают вдохновение дизайнеры ювелирных изделий, можно судить по названиям этих коллекций. Дизайнеры французского ювелирного дома с русскими корнями Korloff при создании изысканной коллекции Divine Nature вдохновлялись природой, солнцем и солнечными зайчиками на голубой глади воды. Их изделия завораживают золотым блеском. Другая навеяна архитектурой знаменитого Тадж-Махала. Она яркая, оптимистичная, с радугой разноцветных камней и предназначена для повседневного ношения. Предыдущие коллекции этого Дома обыгрывали идею матрешки, в их ажурных изделиях угадывалась форма колоколов, в других — абрис пирамиды фонтана на площади перед Лувром.
Компания «Бронницкий ювелир» вывела на рынок коллекцию украшений из белого золота с бриллиантами. Источником вдохновения для ее создания послужил розовый фламинго. По задумке авторов разомкнутые кольца повторяют графичный изгиб шеи этой благородной птицы.
С новой коллекцией вошла в 2023 год и компания Alrosa Diamonds. В ней представлены бриллианты разнообразной огранки. Сочетания огранок делают камни похожими то на природные, то на космические объекты. Классические украшения заиграли по-новому. Эксперты поспешили признать за авторами новое слово в ювелирном дизайне.
Классика, безусловно, всегда в тренде. Но моду диктуют не только дизайнеры, но и покупательский спрос. А предпочтения покупателей ювелирных изделий отличаются от региона к региону. Например, в мусульманских республиках — Татарстане и Башкирии — предпочитают зеленые камни. Жаркому климату юга страны больше соответствуют красные гранаты и рубины. А в средней полосе любят голубые топазы в обрамлении из белого золота.
Ювелирные технологии
Ювелирная отрасль консервативна. Даже оборудование, на котором производится ювелирка, в большинстве своем пришло из машиностроения и часового производства. Но и сюда врываются цифровые технологии. Современные ювелиры применяют 3D-печать, но из-за дороговизны пока еще очень ограниченно. Современные принтеры позволяют печатать полимерные модели для больших партий изделий.
— Готовый эскиз будущего изделия обязательно переводят в 3D-модель. Иногда даже незначительное изменение для трехмерного изображения может повлечь за собой полную перестройку модели, хотя визуально поправки будут несущественны. Затем с помощью фрезерного станка вырезаем из ювелирного воска прототип нашего изделия или с помощью современного 3D-принтера выращиваем прототип из жидкого полимера. Высокотехнологичный фрезерный станок из кирпичика ювелирного воска слой за слоем создает необходимую нам форму. Одно изделие может вырезаться до 12 часов. Далее идет печать на 3D-принтере. Это довольно продолжительный процесс, от 8 часов. После этого необходима сушка в ультрафиолете. Оборудование для нее подобно сушильным камерам, которые используют в маникюре, чтобы высушить гель-лак на ногтях. Изделие может провести в нем до 12 часов, — рассказывает о технологических тонкостях Иван Бурда, директор ювелирного дома «Ремикс».
Активный маркетинг
Наблюдая за поведением потребителей, маркетологи стараются угадать запрос. Так появляются нестандартные ювелирные решения, такие как цепочка для постоянно теряющихся очков, которая по желанию хозяина может перекочевать на шею или запястье.
Кстати, каждая пятая золотая цепь в России производится в Сибири на Красноярском заводе цветных металлов имени В. Н. Гулидова. ОАО «Красцветмет» — единственный в России производитель цепей машинного плетения из платины. Здесь создают новые формулы сплавов и покрытий, экспериментируют с архитектурой плетений, выпускают новые коллекции и интерпретации ювелирной классики.
— За годы работы Красцветмет выпускал все категории ювелирных изделий, в том числе с драгоценными камнями. Но рынок менялся, и мы сделали ставку на цепи и браслеты. Наш ассортимент цепей в разных сплавах, цветах, пробах, покрытиях — самый широкий среди продукции российских производителей, — отмечает Анна Панасюра, заместитель генерального директора — руководитель ювелирного дивизиона. — Но Красцветмет сегодня — не только производственная компания. Это еще и центр создания компетенций, готовый делиться своими знаниями, в том числе в области бизнес-аналитики.
Учитывая стремление потребителей к индивидуальности, красноярцы придумали проект подвески по детским рисункам, браслеты с отпечатками детских ступней или ладоней. Такие изделия уже не просто украшение и претендуют на статус семейной реликвии. Пока производство изделий на заказ занимает малую долю рынка, эта услуга больше развита в Европе, где много частных ювелиров. Но благодаря тренду на индивидуальность идея постепенно масштабируется.
Не последнюю роль в маркетинге играет цена. Замена, например, бриллиантов на искусственные камни — фианиты, практически не отличимые от натуральных, делает ювелирные изделия в разы дешевле, а ювелирные изделия с ними доступными почти всем. Так, собственно, и возник ювелирный масс-маркет. Синтезирование камней появилось вслед за демократизацией моды в ответ на спрос на недорогие и качественные ювелирные изделия. В отличие от многих стран, где производители даже не обязаны маркировать искусственные камни, у нас тенденция обратная. Но для российских покупателей натуральное происхождение камня — принципиальный момент.
Тренд снижения спроса на статусные дорогие вещи продолжается, и ювелирный рынок становится все более «серебряным». По мнению специалистов ювелирного дома «Ремикс», популярность серебряных украшений с каждым годом только набирает обороты. И ювелиры не стоят на месте — необычный дизайн позволит каждому найти изделие себе по душе.
В условиях кризиса ювелиры тестируют не только продажи ювелирных украшений, но и такую услугу, как их аренда. Этот сервис, судя по опросам, особенно интересен для молодежной аудитории.
Шеринг-экономика идет в тренде заботы об экологии и будет становиться все более значимой. Опросы среди российских клиентов полностью подтверждают этот тренд. Например, один из мировых ювелирных брендов Pandora к 2025 году планирует полностью перейти на переработанные материалы. Существенная часть производства группы компаний SOKOLOV уже работает на вторсырье. Во всех магазинах компании принимают от населения старые золотые и серебряные украшения и используют их для производства новых.