АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 04 (185) 2022 (11.05.2022)

Импортозамещение — от слов к делу

Текст: Вера Коростылева Фото: архив КЗЛМК «Маяк»
Россия не в первый раз переживает жесткие санкции, и исторический опыт показывает, что каждый раз после потрясений страна выходит на новый уровень. Развитие производства в условиях экономического давления не только возможно, но и является непременным условием успешной работы, считают на КЗЛМК «Маяк».
В резко изменяющихся условиях хозяйствования, которые характеризуются высоким уровнем неопределенности, каждое предприятие стремится разработать концепцию развития, отвечающую вызовам внешней среды. О проблемах и источниках стратегического развития бизнеса в условиях санкций, возможных путях решения проблем с поставками и повышении в такое непростое время эффективности продаж говорим с коммерческим директором ООО КЗЛМК «Маяк» Евгением Спиридоновым.

— Евгений Васильевич, страна столкнулась с жесточайшими санкциями, как в текущем времени выстраивается работа КЗЛМК «Маяк»?

— Действительно, мы переживаем достаточно непростой период работы в условиях санкций и ограничений. Конечно, КЗЛМК «Маяк» производит легкие металлоконструкции из российского сырья по отечественным технологиям и первоначально кажется, что экономические санкции не должны были затронуть предприятие. Тем не менее ограничения коснулись и нас. Системные заказчики «Маяка» — отраслевые компании. Предприятия угольной, золотодобывающей промышленности столкнулись с тем, что валютная выручка перестала поступать на счета, и был период, когда у компаний просто не было денег для того, чтобы рассчитаться за поставленную продукцию. Это было непростое время, тем не менее совместно с заказчиками мы находили решения, которые позволили заводу «Маяк» осуществить запланированные поставки, а клиентам — вести строительство объектов в утвержденные сроки. Где-то завод закрывал глаза на просроченную дебиторскую задолженность, потому что проблема общая, и с пониманием относился к заказчикам, где-то клиенты шли навстречу в вопросах изменения срока поставки или увеличения цены. Конечно, металл мы используем российский, а вот лакокрасочные материалы большей частью импортные. Порядка 60 процентов лакокрасочной продукции в стране было иностранного производства и, когда западные компании ушли с рынка, потребовалось время для того, чтобы найти им замену. Отсутствие лакокрасочных материалов — достаточно серьезная проблема для производства металлоконструкций, но мы нашли варианты, каким образом переориентироваться на лаки и краски российского производства, чтобы больше не зависеть от импорта, однако на это потребовалось время. При замене материалов приходилось увеличивать сроки поставки, согласовывать другую цену по уже существующим договорам. Соответственно, со стороны завода были допущены просрочки поставок, но наши заказчики также с пониманием отнеслись к этим моментам. Как мы были лояльны к проблемам с финансированием действующих объектов, так и к нам были лояльны заказчики, когда мы в силу сложившихся обстоятельств просили сместить сроки и стоимость продукции. Все российские производители прекрасно осознают, что возникшие проблемы можно решить только сообща, поэтому сплотились, мобилизовались. Нужно больше разговаривать со своими поставщиками и клиентами, совместными усилиями решения вырабатываются быстрее.

— Насколько зависит производственный потенциал КЗЛМК «Маяк» от иностранных комплектующих? 

— Можно сказать, что завод «Маяк» не чрезмерно пострадал от введения санкций. В какой-то момент времени совет директоров принял решение начать осваивать инвестиционный бюджет раньше запланированного срока; кредиты, которые предприятие получило от фонда промышленности в прошлом году, позволили произвести поставки необходимого оборудования до закрытия границ и введения санкционных ограничений. Однако проблемы поставки комплектующих и запасных частей к импортному оборудованию никто не отменял, с ними нам пришлось столкнуться. К примеру, есть на предприятии такая единица оборудования — кран-манипулятор «Канглим», запасные части к нему больше не поставляются в Россию. Это не значит, что они останутся недоступны и техника будет простаивать. Ищем различные варианты, в том числе рассматриваем поставки через дружественный Казахстан или не менее дружественную Монголию. Проблема, безусловно, будет решена тем или иным образом, хотя это потребует времени и дополнительных затрат. Параллельный импорт возможен и на самом деле позволит снизить санкционное давление. Да, удлинится срок поставки, но не дольше трех месяцев. Варианты обеспечения производства запасными частями и расходными материалами существуют, нужно просто шире смотреть.

Лакокрасочное оборудование, которое используется на заводе в настоящий момент, — Graco, это американский бренд. В апреле они заявили, что тоже уходят с российского рынка. Варианты решения этой проблемы те же самые — параллельный импорт, а в долгосрочной перспективе — переход на оборудование отечественных производителей. Мы сейчас внимательно мониторим рынок, выясняем, какая из российских компаний производит оборудование для покраски металлоконструкций аналогичной производительности. Уверен, что рано или поздно его выпуск будет налажен, поскольку спрос на него есть и ниша освободилась.

Что касается комплектующих. При производстве металлоконструкций необходимо большое количество сварочной проволоки. Было время, когда использовали импортную, в том числе китайского производства, но в течение прошлого года вплотную занялись этим вопросом, пересмотрели список поставщиков в пользу российских производителей. Чтобы обезопасить себя, полностью перешли на отечественную сварочную проволоку. Тяжелые для бизнеса пандемийные годы на самом деле готовили нас к существующей сегодня ситуации, мы тренировались работать в условиях закрытых границ. Время непростое, есть сложности как с поставщиками, так и с заказчиками, но с этими трудностями мы научились справляться и постепенно решаем вопросы поставки расходных материалов и запчастей.

— Глава государства поставил задачу ускорить внедрение и адаптацию российских технологий, какие перспективы у завода в этом направлении? 

— Большинство задач, которые выполняет завод, — это уникальные отечественные разработки. Стальные каркасы «Унимак» с применением рам переменного сечения — совместная разработка научно-исследовательской фирмы «Уникон» и канского завода «Маяк». И весь процесс производства легких металлоконструкций регламентирован именно российскими ГОСТами и техтребованиями. Конструкции производятся из отечественного сырья. Однако сказать, что завод уже выполнил задачу, поставленную президентом, пока нельзя. Проблема с запасными частями для импортного оборудования никуда не ушла. В настоящее время мы нашли варианты решения, но это системная проблема, она будет возникать снова и снова, пока оборудование не будет заменено на отечественное. Нужно поработать, чтобы понять, какое российское оборудование можно применить, чтобы сохранить существующую производительность труда, сейчас это важнейшая задача. Поручение президента максимально соответствует стратегии развития предприятия. Мы реализуем это направление, чтобы не зависеть от иностранных поставщиков запасных частей и расходных материалов, максимально обезопасить производство от потрясений, возникающих из-за санкционных запретов и ограничений.

— Расскажите о сегментации рынка, какая продукция востребована у потребителей с учетом активного периода строительного сезона? 

— Условно рынок легких металлоконструкций можно разделить на два сегмента. Первый — это малый и средний бизнес, то есть предприниматели, у которых в какой-то момент времени возникла потребность в строительстве теплого склада, гаража для спецтехники или логистического центра. В этом сегменте рынка действительно существует выраженная сезонность: живем мы в Сибири, грунты оттаивают в мае, тогда же и начинается массовое строительство. В первом квартале предприниматели сегмента малого и среднего бизнеса озадачены вопросами проектирования и активно заказывают проекты будущих зданий и сооружений, во втором квартале увеличивается количество заказов каркасов зданий с последующим монтажом.

Второй сегмент, с которым мы работаем, — крупный бизнес. Это отраслевые заказчики, у которых потребность в металлоконструкциях не зависит от времени года, работы по строительству новых объектов ведутся постоянно. В этом сегменте сезонности абсолютно никакой нет. Единственное, в весенний период с 15 апреля по 15 мая существуют ограничения по перевозке металлоконструкций автомобильным транспортом; грузим в машины уже не по 20 тонн, а по требованию регламента в зависимости от нагрузки на ось, соответственно объем поставок снижается. Но это искусственное ограничение, вызванное таянием снегов и нестабильностью грунта. В остальном загрузка предприятия по поставкам металлоконструкций отраслевым заказчикам в течение года практически стабильная.

Мы понимаем, к какому сегменту рынка относится наш заказчик, и можем прогнозировать его потребности на квартал вперед, а с кем-то удается работать в разрезе годовых планов по строительству. С наступлением теплого периода прогнозируемо увеличивается нагрузка на предприятие, но мы к этому готовы. Программа модернизации, начатая в прошлом году, почти завершена, в течение второго квартала запустятся новые единицы оборудования, и предприятие выйдет на производительность 1200 тонн металлоконструкций ежемесячно, что позволит удовлетворить возросшие потребности заказчиков.

— Как выстраивается индивидуальная работа с заказчиком, насколько предприятию интересны опт, розница, индивидуальные заказы?

— В производстве легких металлоконструкций каждый заказ является индивидуальным. Очень редко один и тот же проект удается приспособить под нужды другого предприятия, если речь не идет о типовых модульных зданиях, бытовках или вагончиках.

Предприятию интересны и опт, и розница, хотя мы привыкли использовать другие термины: сегмент малого и среднего бизнеса и сегмент крупного бизнеса. Индивидуальный подход действительно нужен к каждому из них, для того чтобы не просто удовлетворить, а предвосхитить потребности клиента. Какие ключевые требования заказчика к строительству? Это соблюдение сроков и высокое качество. Что касается отраслевых заказчиков, для них эти требования являются не просто важными, а определяющими. И здесь очень востребована такая услуга, как пофазовая поставка. Эту услугу мы развивали в течение прошлого года, и она действительно помогает нам работать в сегменте крупного бизнеса. Помимо заказчика мы выстраиваем коммуникации с подрядной организацией, которая осуществляет монтаж металлоконструкций, и, соответственно, от нее получаем информацию о сроках строительства, очередности возводимых объектов. Исходя из этой информации строится график производства; то есть мы понимаем, какие конструкции нужно производить в первую очередь, для того чтобы из вагона или контейнера, прямо с колес, они уходили непосредственно на строительную площадку и были пригодны к монтажу. Коммуникации со строителями помогают нам определить их потребности в очередности монтажа, и в этом порядке мы производим и отгружаем продукцию.

Принцип пофазовой поставки кажется очень простым, но на его внедрение у предприятия ушло немало времени. На рынке производства металлоконструкций такую услугу больше никто не оказывает, и причина понятна: гораздо удобнее произвести вначале все конструкции из балки либо из угла, и только потом приступить к производству монтажных элементов. В результате такого подхода, удобного и выгодного производителю, конструкции вроде бы выпускаются и доставляются на строительную площадку, но монтаж начать невозможно. Ведь строителю нужны сначала колонны, потом балки, связи, он не может здание начать возводить с крыши. Пофазовая поставка — не самый удобный способ производства, быстрее и дешевле было бы выпускать серийную продукцию, но завод пошел на реализацию этой услуги. Был перестроен формат производства, и сейчас продукция выпускается комплектами, исходя из очередности поставки, согласованной со строителем. В итоге, реализуя пофазовую поставку, мы получаем удовлетворенного заказчика, который видит, что металлоконструкции не лежат на складе, а отправляются сразу в монтаж. Соответственно в этом сегменте такой подход облегчает поиск заказчиков и позволяет нам получить не просто удовлетворенного клиента, а предвосхитить его ожидания.

Плюс на ключевых знаковых системных контрактах, которые длятся не один год, мы применяем услугу сопровождения поставки. То есть направляем на объект в командировку своего инспектора контроля качества, который участвует в совместной с заказчиком и подрядной строительной организацией приемке продукции по количеству и качеству. И те вопросы, которые возникают в процессе монтажа, мы решаем не путем недельной переписки, а, как правило, в течение нескольких часов, в крайнем случае пары дней. Это ускоряет процесс и способствует обеспечению высокого качества строительства. Сопровождение поставки — это, конечно, дополнительные затраты, но они гораздо меньше тех, что могли бы возникнуть у нас и заказчиков, если бы представитель завода не жил на строительной площадке и не осуществлял контроль за качеством и количеством конструкций.

В сегменте крупного бизнеса сопровождение и пофазовая поставка — уникальные предложения КЗМЛК «Маяк», которые позволяют предприятию оставаться лучшими в своем деле.

В сегменте малого бизнеса предприятие реализует услугу полнокомплектной поставки. У заказчика есть требования: ему нужно здание определенной длинны, ширины и высоты, пожелания по крановым механизмам, есть земля, на которой он собирается здание возводить, и источник финансирования. С такими нехитрыми исходными данными он приходит на завод, и мы закрываем его потребности полностью. Как в части проектирования, предлагая полный комплект проектно-сметной документации, так и в части строительства. Производим каркас здания, ограждающие конструкции. Дополнительно комплектуем эту коробку здания окнами, дверями, воротами для того, чтобы отдать заказчику готовый объект под ключ. Помимо поставки металлоконструкций и комплектующих осуществляем монтаж. То есть услуга полнокомплектной поставки подразумевает проектирование, производство, поставку материалов и строительство. В этом заключаются ключевые торговые предложения для работы в двух сегментах рынка — малого и среднего, а также крупного бизнеса.

просмотры: 499
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске