— Развитие дорожной отрасли происходит постоянно, и впереди всегда будут те, кто вкладывается в инновации, самостоятельно разрабатывает современные технологии, не стоит на месте, — говорит Андрей Кукарцев, руководитель группы компаний «БРИЗ», генеральный директор ООО «БРИЗ-Центр».
— Андрей Валерьевич, расскажите, насколько широки на данный момент возможности компании?
— Мы можем комплексно обустроить перекресток. Достаточно того, что он будет заасфальтирован, остальное за нами: разметка, дорожные знаки, светофоры, ограждения — как установка, так и дальнейшее обслуживание. В группу компаний сейчас входит шесть различных предприятий, и для всех нас очень важная и повседневная работа — стремление снизить аварийность на дорогах. Мы постоянно отслеживаем российские и мировые тенденции в этой области, а бывает, становимся их инициаторами. Дорожная отрасль развивается быстро, и это естественно: машин становится больше, происходит реконструкция и расширение автомобильных дорог. Реагировать на меняющиеся реалии нам, дорожникам, надо максимально оперативно, ведь за каждым принятым решением стоят человеческие жизни.
— Можете привести простой пример, который сразу станет понятен красноярцам?
— Несколько лет назад одной из серьезных проблем была аварийность на нерегулируемых пешеходных переходах на дорогах с несколькими полосами. Основная причина аварий была в том, что знаки не видны уже во втором ряду. И когда крайний ряд останавливается, а пешеход начинает движение, водитель машины в левом ряду может его просто не заметить. Специалисты компании «КрасДорЗнак» разработали конструкцию, в которой дублирующий знак «пешеходный переход» выносится на консоли над проезжей частью. Эксперимент провели на одном из самых аварийных переходов Красноярска. Результат не заставил себя ждать. А вскоре после того, как мы начали оснащать переходы выносными консолями, были введены изменения в ГОСТ, и инициатива стала законом, применяемым во всей стране. Сейчас мы считаем, что пришло время сделать следующий шаг: привести все пешеходные переходы в единую систему, сделать их привлекающими внимание, соответствующими международным стандартам.
— Звучит масштабно. Каким же будет пешеходный переход будущего?
— Дело в том, что в России пока вообще нет понимания, как должен выглядеть пешеходный переход. Я говорю не только о дорожных знаках и разметке, а о системе в целом. Мы провели наблюдения в ряде регионов и увидели, насколько разным является оформление зон пешеходной безопасности. У кого-то стойки и пешеходные ограждения серые, у кого-то — оранжевые, при этом используется множество оттенков. Даже в рамках одного города единообразия нет. Тогда мы поняли, что эта задача требует современного подхода. Мы начали поиск материалов, которые максимально ярко и четко обозначат пешеходный переход, чтобы он был заметен водителям издалека и при этом соответствовал ГОСТам. И на одном из мозговых штурмов родилась идея по декорированию металлического каркаса пластиковыми кубами черного и желтого цветов. Такая конструкция привлекает внимание, ее ни с чем не спутать, к тому же желтый цвет является наиболее заметным для слабовидящих. Помимо декоративной функции, пластиковые кубы еще и продлевают жизнь металлоконструкциям, защищая их от воздействия осадков и реагентов, применяемых на дорогах.
Так появилась новейшая разработка группы компаний «БРИЗ» — «Модуль дорожной безопасности КУБ NEXT». Недавно мы получили патент на данную модель. Как вы верно заметили, это пешеходный переход будущего, и будущего ближайшего. Более того, уже в настоящем вы можете его увидеть. На сегодняшний день оборудовано два таких пешеходных перехода. Оба находятся в нашем крае, на трассе Красноярск — Железногорск. По поводу перспектив применения разработки ведем переговоры и с краевыми властями, и с дорожниками из других регионов. Модули дорожной безопасности КУБ NEXT будут внедряться в других регионах Сибирского федерального округа. Стоимость такой конструкции сравнима с обычным пешеходным переходом, а эффективность будет значительно выше. Этот проект может изменить статистику ДТП в России в более благополучную сторону, а это касается каждого из нас.
— Какие еще яркие новинки появились на дорогах благодаря инициативе группы компаний «БРИЗ»?
— Не так давно во всех средствах массовой информации была озвучена новость о том, что в Красноярске появился «лежачий светофор». Это детище нашей компании «Айтехникс». «Светофор под ногами» представляет собой светящуюся ленту, которая синхронизирована с обычным светофором и дублирует его цвета на стыке тротуара и проезжей части. Такая конструкция полезна для вечно уткнувшейся в гаджеты молодежи, потому что находится как раз в направлении взгляда. На данный момент в городе установлен один такой светофор — около Сибирского федерального университета на ул. Маерчака. Но мы планируем оснастить ими и другие переходы, которыми постоянно пользуются студенты. Первый в Красноярске светофор с солнечной батареей тоже установлен ООО «Айтехникс». Наблюдения в течение полутора лет показали, что «энергоэффективный» светофор на 25% экономнее по сравнению с обычным, так что это тоже технология ближайшего будущего.
Да и в принципе сейчас многие красноярцы отмечают, насколько снизилось за последние два года количество не работающих по тем или иным причинам светофоров, а ведь все это — тоже заслуга специалистов «Айтехникс». Два года назад, когда компания только взяла светофорное хозяйство в свои руки, вызовов в связи с аварийными отключениями было по 15–17 в день, а сейчас — 1–2. Это серьезный результат.
— Какие технологии применяются при нанесении дорожной разметки, чтобы сделать ее более долговечной?
— Разметкой занимается компания «БРИЗ-Центр», мы постоянно проводим исследования и эксперименты в этой области. Основной их итог уже очевиден: при нынешней интенсивности движения от краски долговечного результата не будет. Она оправдывает себя в летний период и только там, где нет плотного потока машин. Но в местах, где нагрузка на дорожное полотно велика, нужны гораздо более стойкие современные материалы. И это, естественно, пластики, такие как спрей-пластик, холодный или термопластик. В нашем крае производятся разметочные материалы, специально адаптированные для дорог Сибирского федерального округа. У нас ведь очень специфичный климат, и перепады температуры влияют на состояние разметки, особенно постоянные колебания выше и ниже нуля. Кроме того, в нашем регионе шипованная резина используется с октября по апрель — и это в лучшем случае, а шипы в несколько раз повышают нагрузку на разметку. И последний штрих — работа техники для содержания дорог: летом жесткие щетки буквально выдирают разметочный материал из асфальта, а зимой в дело вступают грейдеры и песко-соляная смесь, действующая как абразив. Все это в сумме сильно сокращает жизнь дорожной разметки. Более дешевая и поэтому популярная краска сходит первой. Профессионально уложенные пластики — дело другое. Разметка держится в разы дольше, лучше сохраняются и ее светоотражающие свойства. В связи с этим наша рекомендация — стремиться к уровню столичных городов, изначально наносить пластики с высоким гарантийным сроком службы, которые будут держаться в течение всего года. Только так можно решить проблему, ведь мало какое покрытие подвергается такому воздействию, как дорожное.
Помимо прочего, не нужно забывать, что в 2019 году в Красноярске пройдет такое серьезное мероприятие, как ХХIХ Всемирная зимняя универсиада. Нам нужно показать наш город с наилучшей стороны, в том числе обеспечить дорожную безопасность в тех районах, где расположены важные спортивные, социальные и культурные объекты. Ведь недаром девиз группы компаний «БРИЗ»: «Наш приоритет — ваша безопасность».