АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 05 (132) 2017 (08.06.2017)

Горячие точки Красноярья

Текст: Александр Чернявский
Конкуренция в муниципальных элитах привела к перманентным войнам.
В последние месяцы конфликты в муниципалитетах Красноярского края вновь стали одной из центральных тем региональной политической повестки. Хотя большой сенсацией очередной виток напряженности в ряде городов и весей края не назовешь. Муниципальные войны давно уже стали фирменным знаком красноярской политики. Еще в 2010 году пришлось распускать Канский райсовет, где грызня разных кланов достигла критического уровня. По аналогичной причине в последующие годы были досрочно прекращены полномочия Абанского и Манского райсоветов. Бурлили страсти и в ряде других муниципалитетов, где только титаническими усилиями краевой власти удалось предотвратить печальный исход.

Причинами большинства муниципальных склок, как правило, становилась ожесточенная конкуренция за бюджетные финансовые потоки. Нередко конфликты осложнялись личными обидами и ссорами, как это было, например, в Абане. Свою лепту в раздоры вносила странная «двухглавая» управленческая система, которая с подачи регионального начальства стала внедряться в крае с конца нулевых годов. Введение института сити-менеджера при наличии главы района или города часто приводило к управленческой неразберихе и ожесточенной борьбе за свой «кусок власти».

Особенностью конфликтов в Красноярске, Назарове и Минусинске — главных горячих точках края в 2017 году — стало то, что основные события в этих городах разворачивались на аренах муниципальных парламентов. Где-то не на жизнь, а на смерть сошлись давние политические оппоненты, где-то катализаторами конфликта стали приближающиеся выборы. Так или иначе, но все эти бои местного значения авторитета власти не прибавляют. Осложняют они жизнь и губернатору Виктору Толоконскому, который накануне старта президентской кампании, бесспорно, заинтересован в максимальной политической стабильности. Но, как говорится, начальство предполагает, а жизнь все расставляет по-своему.

 

ВЕЧНАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ

Горсовет Красноярска, к сожалению, никак не хочет исчезать из скандальной хроники. С самого начала деятельности нынешнего созыва муниципальный парламент находится в зоне повышенной турбулентности. Весной этого года в эту летопись добавлен новый яркий эпизод. Самая короткая в истории муниципального парламента апрельская сессия, когда «как бы» оппозиции удалось сорвать заседание, в очередной раз поставила вопрос ребром: а нужна ли красноярцам такая представительная власть? И вообще — имеют ли эти парламентарии хоть какое-то моральное право решать за горожан, кто должен быть на капитанском мостике в исполнительной власти миллионного города?

Эти вопросы возникли не сегодня. Еще в сентябре 2013 года, когда стало ясно, что Красноярску «повезло» получить «самый демократический» в истории горсовет, некоторые проницательные наблюдатели предрекали ему веселую жизнь. Но действительность превзошла даже эти прогнозы. Скандалы на любой вкус — от откровенного лоббизма своих эгоистических интересов депутатов-бизнесменов до изгнания с председательского поста Валерия Ревкуца — никак не способствовали положительному реноме горсовета.  

В этом контексте сюжет с многочисленными нарушениями депутатами антикоррупционного законодательства РФ кажется даже чем-то вполне естественным. Мы бы скорее удивились, если бы подобного не обнаружилось. И даже то, что горсовет, не приняв соответствующего решения на сессии, фактически вынудил прокуратуру пойти в суд за удовлетворением своих абсолютно законных претензий, вполне в духе этого созыва. Может, и вправду — не мучиться, да и распустить этот горсовет, явно рожденный под несчастливой звездой?

 

ВЫБОРЫ И ДЕКЛАРАЦИИ

Впервые о такой возможности заговорили два года назад, когда стало ясно, что горсовет не хочет становиться могильщиком прямых выборов градоначальника. Надо отдать должное муниципальным парламентариям — упирались они до последнего. Только в ноябре 2015 года депутаты, фактически припертые к стенке, смалодушничали и ради сохранения своих мандатов проголосовали за изменения в муниципальном уставе, которые лишили горожан права самим выбирать мэра.

Второй раз сценарий роспуска стали обсуждать летом прошлого года, когда депутаты не захотели изгонять из своих рядов «товарищей», опоздавших с подачей налоговых деклараций. Только в декабре, принеся на алтарь правосудия ритуальную жертву в виде несчастного Сергея Суртаева, горсовет отвел от себя дамоклов меч ликвидации. 

И вот весной 2017 года опять в бой вступает прокуратура, напомнившая, что горсовет до сих пор не удосужился принять решение по 17 депутатам, которые в своих декларациях или ошиблись, или умышленно скрыли важные (и не очень) сведения о доходах и имуществе. Чтобы не доводить дело до заседания суда, депутаты  решили эту оплошность исправить на апрельской сессии.

Проблема состояла в том, что одновременно с этим вопросом на сессию выносились еще две темы, весьма неприятные для тех, кто противостоит «медведям» и близким им депутатам. Аркадий Волков мог лишиться поста председателя комиссии горсовета по ЖКХ, а застройщик Юрий Туров и вовсе депутатского мандата, поскольку его заподозрили в конфликте интересов.

Противники партии власти решили пойти на срыв сессии, что удалось.  Хотя, как справедливо заметили некоторые депутаты, тем самым всего лишь отсрочили неизбежное. Сессия с этими же вопросами наверняка будет проведена в ближайшее время. В ином случае — горсовет может быть признан недееспособным и распущен. Может быть, кто-то к этому и стремится?

 

КОМУ НУЖЕН РОСПУСК?  

Как ни странно, в роспуске могут быть заинтересованы практически все политические силы Красноярья. Самым главным выгодоприобретателем может стать ЛДПР. Именно местные жириновцы больше других хотели бы, чтобы нынешний созыв закончил свои труды раньше положенного срока. Причина на поверхности: ЛДПР в 2013 году выборы провалила, не получив в горсовете ни одного мандата. Позже в партии восстановился вице-спикер Александр Глисков. Но он вскоре ушел в Заксобрание.

В кулуарах говорят, что, возможно, ряды «соколов Жириновского» скоро могут пополнить беспартийные депутаты. Например, те же Волков и Туров. В это вполне верится, потому что сегодня в горсовете мы наблюдаем смычку не только «Патриотов России» и соратников строительного олигарха Владимира Егорова. Свою игру за кулисами ведут и либерал-демократы во главе с Александром Глисковым, которые уже фактически начали предвыборную  кампанию в будущий созыв. И кампания эта во многом построена на жесткой критике власти и «Единой России».    

Самое интересное заключается в том, что для самороспуска нужно совсем немного: депутатам-оппозиционерам всего лишь надо написать заявление о добровольном сложении полномочий. И все: для принятия легитимных решений горсовету не будет хватать голосов. Но этот сценарий, похоже, устраивает далеко не всех. Никто не гарантирует, что депутаты подтвердят свои полномочия на досрочных выборах, особенно с учетом тех дел, которыми печально прославился нынешний созыв. Даже матерый политик Егоров может рассчитывать на депутатский мандат, только если пойдет во главе партийного списка, например, ЛДПР. Но многим другим нынешним парламентариям из оппозиционного лагеря второй срок точно не грозит. А вот, например, поправить свое материальное положение благодаря номенклатурным выборам градоначальника — перспектива более чем реальная. 

Вряд ли боится досрочных выборов и «Единая Россия». В 2016 году партия власти достаточно уверенно выиграла и в Красноярске выборы в Госдуму и Заксобрание. В семи одномандатных округах только независимый кандидат Илья Зайцев и либерал-демократ Александр Глисков смогли испортить настроение «медведям». Информационные атаки на мэра Эдхама Акбулатова, которые  велись с 2015 года, оказались не слишком эффективными. Выборы-2016 также показали, что при наличии сильных кандидатов «Единая Россия» вполне могла бы взять реванш за относительную неудачу 2013 года. Если, конечно, учтет многочисленные ошибки, совершенные четыре года назад.

Как следствие видим, что объективных причин для прекращения войны в горсовете не существует и, более того, ее пик придется на осень, когда будет запущена конкурсная процедура выборов главы Красноярска. Но об этом мы поговорим подробнее в одном из ближайших политобзоров.

 

МИНУСИНСКИЕ СТРАСТИ

Дурной пример, как известно, зара-зителен. После срыва сессии в горсовете Красноярска аналогичное ЧП произошло и в Минусинске. Правда, в южной столице края сессия не случилась по вине местной партии власти, которая не смогла принять правильное решение под жестким прессингом со стороны районных оппозиционеров и их краевых партийных боссов. Они беспрерывно атакуют местную исполнительную власть последние полгода и на этом поприще достигли заметных успехов.   

Яблоком раздора на майской сессии горсовета Минусинска стали некоторые нормы в уставе города. Их мэр Дмитрий Меркулов и его соратники из ЕР решили поменять. Справедливости ради отметим, что поправки эти выглядят достаточно логичными, поскольку в ином случае уже осенью Минусинск может в очередной раз оказаться в ситуации безвластия. 

Дело в том, что в свое время в устав была включена норма, согласно которой на номенклатурных выборах главы необходимо заручиться поддержкой не менее двух третей депутатского корпуса. Практически во всех муниципалитетах края для этого достаточно простого большинства. Еще одной странной нормой стал срок, на который утверждают минусинского градоначальника — всего два года. Эти нормы крайне выгодны для небольших оппозиционных фракций, поскольку позволяют им устроить с партией власти жесткий торг. Его ценой могут стать как выгодные бюджетные подряды дружественным структурам, так и другие вполне материальные дивиденды.

Проблема Меркулова и единороссов заключается в том, что для изменения устава необходимы все те же две трети депутатских голосов. Судя по всему, на майской сессии, в повестку которой был включен этот стратегический вопрос, нужного пакета собрать не удалось. Партия власти не нашла ничего лучшего, чем без особых причин закрыть сессию через 30 минут после ее начала. Попутно устроив склоку с депутатами ЗС и красноярскими СМИ. В итоге «Единая Россия» понесла очередные моральные потери. И они могут негативно  сказаться на  результатах  сентябрьских выборов в горсовет.

 

ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ

В апреле назаровские депутаты отправили в отставку главу города Юлию Стрельникову. Впервые в истории Красноярского края всенародно избранный мэр вынужден был пережить позор импичмента. Спец-
операция местных единороссов, которые явно действовали с подачи краевого начальства, закончилась полным успехом. Хотя Стрельникова уже подала в суд иск, надеясь опротестовать решение большинства назаровского горсовета, но, по мнению наблюдателей, шансов на благоприятный для нее исход дела немного.

Что же произошло в городе угольщиков? История началась в 2014 году, когда журналистка Юлия Стрельникова при поддержке Анатолия Быкова и «Патриотов России» одержала уверенную победу на выборах градоначальника. Уже тогда ей предрекали серьезные проблемы с горсоветом, в котором «Единая Россия» обладала большинством. Так и случилось. Конфликт между мэром и «медведями» не утихал все эти годы. 

Проблема Стрельниковой заключалась в том, что среди козырей ее противников оказался самый мощный — муниципальный устав. В нем оказалось положение, которое давало право депутатам при вынесении двух подряд «неудов» работе главы поставить вопрос об ее отставке. Этот аргумент и пошел в дело в 2016 и 2017 годах, когда единороссы дважды показали Стрельниковой «красную карточку». Резоны столь суровых вердиктов были не очень понятны. Ведь даже губернатор Виктор Толоконский оценивал работу главы Назарова вполне удовлетворительно. 

— Стрельникова активно ставит передо мной вопросы по поддержке экономики города, — отметил губернатор на апрельской сессии Заксобрания. — В их числе взаимодействие с градообразующими предприятиями: заводом металлоконструкций и Назаровской ГРЭС. Если и просматриваются какие-либо недостатки в работе городской власти в Назарово, то это, скорее, вопрос к администрации в целом. Что же касается конфликта главы города с горсоветом, то я не могу за Юлию Стрельникову отладить отношения, хотя и пытался это неоднократно сделать: встречался с депутатами, с фракцией партии «Единая Россия». Считаю, что выбор народа необходимо уважать и принимать.

Но, как выяснилось, назаровским депутатам-единороссам и губернатор не указ. Теперь главная надежда Юлии Стрельниковой и ее сторонников — на реванш на сентябрьских выборах в горсовет. Однако летом путем назначения в Назарово, скорее всего, появится новый мэр — кандидат от «Единой России». А далее при успехе оппозиции в выборах сюжет с отставкой градоначальника, вероятно, повторится, но уже с обратным знаком.

просмотры: 1464
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске