АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / октябрь 2005 (01.10.2005)

Глубокая недоработка

Макс КРУГЛОВ
Как известно, на территории Красноярского края сосредоточена значительная часть не только российских, но и общемировых запасов леса. Естественно, бизнес, занятый в области лесодобычи и лесопереработки, не может быть настолько же рентабельным, как бизнес нефтяной или связанный с цветными металлами. Но он определенно может быть выгодным - это отлично видно на примере той же самой Финляндии. Однако в нашем крае ситуацию с переработкой радужной назвать нельзя. Что же делать в этой ситуации, и каким образом можно вывести отрасль из кризиса?

Представители власти, образования и бизнеса обсудили это на состоявшемся в конце сентября "круглом столе", который был организован журналом "Реноме", газетами "Известия" и "Первый ряд", на тему "Перспективы развития лесной отрасли Красноярского края: локомотив региональной экономики или узел противоречий".

Так или иначе, но все основные проблемы лесной отрасли сосредоточены вокруг такого явления, как глубокая переработка. Это почти что магическое понятие, по крайней мере, стержневое в вопросе развития лесной промышленности. Остальные проблемы, по словам начальника управления лесного комплекса краевой администрации Павла Безматерных, (их у нас две: недостаток кадров и отсутствие технологий) являются причиной катастрофической ситуации с глубокой переработкой, вернее, ее практически полным отсутствием.

Что касается нехватки людей, то связано это со значительным разрывом в отрасли - более десяти лет, во время которых выпускники вузов с соответствующими специальностями просто-напросто шли работать в другие сферы. Дело в том, что заработная плата в лесном комплексе слишком сильно отличалась от запросов молодых специалистов, и совсем не в лучшую сторону. В итоге сложилась ситуация, когда управленцы остались всего двух видов: те, кто уже собирается уходить на пенсию, и те, кто пришел работать всего пару-тройку лет назад и поэтому еще не обладают опытом и не владеют необходимыми навыками.

- Молодые люди работают на свой страх и риск, единицы из них выбиваются в профессионалы, но основная масса, к сожалению, лишь формирует негативное впечатление о лесном бизнесе. При этом к вузам претензий нет - они готовят достаточное количество специалистов, но работать в тяжелой и малоприбыльной лесной отрасли выпускники не хотят, - считает Безматерных.

С этими словам, по сути, согласна и представитель СибГТУ, завкафедрой экономики Людмила Андреева:

- Из последнего выпуска в лесном хозяйстве осталось работать 5 или 6 человек из семидесяти. Но и предприятия берут их неохотно, несмотря на то, что нынешняя подготовка кардинально отличается от той, что была раньше. Специальные программы, компьютеризация образования - все это, безусловно, дает положительный эффект. Но нет единого экономического комплекса, куда входили бы как производство, так и наука с образованием, - считает Людмила Петровна.

Вторая проблема лесной отрасли - отсутствие технологий. Раньше, в советское время, была ожесточенная борьба за лимиты на любой материал - в производство шли даже натуральные дрова. Сейчас технологические схемы оказались разрушенными, новые пока не появились. Поэтому в данный момент по всей стране создаются своего рода "региональные конклавы" - только тут кому-то везет больше, как Иркутской области, - там расположены многие объекты химической промышленности, а кому-то, в том числе и Красноярскому краю, меньше. При этом без химпрома невозможно в принципе сформировать нормальную экономику лесного хозяйства. В краевой администрации разговоры о строительстве таких предприятий идут, но каких-то конкретных подвижек пока нет.

Вместе с тем глубокая переработка в крае все-таки есть. К примеру, деревообрабатывающая компания "Мекран", производитель мебели премиум-класса из натуральной древесины. Представитель этой компании директор завода Сергей Побегайло считает, что компания может успешно конкурировать с итальянскими и немецкими производителями.

- У нас есть собственные магазины в Европе, но основная часть продукции продается в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове. На сегодняшний день, к сожалению, в Красноярске крайне низкая потребительская активность населения. Что касается непосредственно процесса деревообработки, то мы постоянно сталкиваемся с проблемой приобретения в достаточном количестве качественного готового полуфабриката - клееного бруса и клееного щита. Я бы сказал, что это одна из самых "больных" тем. Нам нужны надежные компании - поставщики, которые бы удовлетворяли наши потребности в готовом полуфабрикате как по качеству, так и по количеству.

Наши собственные объемы производства составляют около 2000 кубометров отборного пиловочника в месяц.

Только вот отдельные компании на общую картину влияют не так сильно, как хотелось бы - те же самые 2 тысячи кубов в месяц составляют всего лишь десятые доли процента от рынка в целом.

Все та же глубокая переработка оказывается не такой выгодной, как экспорт круглого леса, из-за слишком низких таможенных пошлин на него. Причем все понимают, что пошлины необходимо поднимать, но конкретных шагов со стороны правительства пока нет.

- Вопрос этот уже перезрел, -

считает генеральный директор

"КЛМ и Ко" Андрей Карпов. - По словам президента Путина, вся вывозимая продукция должна быть технологична, а у нас получается, что везти "кругляк" выгодней, чем его перерабатывать. Необходимо делать государственные пошлины хотя бы адекватными соседним странам, в частности, Китаю, - полагает Карпов.

Сейчас пошлина составляет 6,5 процента от стоимости круглого леса (но не менее 5 евро за кубометр). Чтобы достойно ответить на протекционистскую политику Китая, необходимо повысить размер таможенного платежа не менее, чем на 5 евро за каждый куб. Министр экономического развития Герман Греф с этим согласен, но соответствующий документ почему-то пока не подписывает.

Против повышения высказался лишь директор ООО "Тайга-ЭКС" Григорий Кольга. По его мнению, китайцев наоборот нужно приглашать сюда - их инвестиции не дадут "загнуться" нашим предприятиям. Если же пошлины вырастут, то лес не будут не только вывозить, но и вообще рубить - в итоге он будет разворован или сгниет.

Подводя итог, Павел Безматерных сказал, что видит развитие лесной отрасли края в соответствии с западным вариантом: большое количество народа постепенно заменят высокотехнологичные машины. Правда, государству придется задуматься, куда девать этих "вытесненных". Ну и, конечно же, изменится структура и менеджмент производства. Павел Федорович даже сравнил бизнес в лесной сфере с хобби - мол, если любишь свое дело, то деньги заработать сможешь. Бизнес не согласился и заявил о необходимости конвертации дохода от продажи "кругляка" в ту самую глубокую переработку.

просмотры: 1625
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске